Методическая разработка урока истории в 9 классе на тему «Начало великой отечественной войны»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»
















Методическая разработка урока истории в 9 классе

на тему «Начало великой отечественной войны».





Тимяшева Екатерина Рудольфовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

















Март 2012 года

Пояснительная записка.


«Начало Великой отечественной войны».

Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальной для любого поколения. Именно воспоминания тех военных лет помогают воспитывать в каждом человеке такие черты характера, как мужество, героизм, гордость, патриотизм и, конечно же, гуманизм.

В исторической памяти война сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и разрушений.

Цель методической разработки заключается в знакомстве слушателей с обстоятельствами и началом Второй мировой войны и Великой Отечественной войны; овладение элементарными методами исторического познания, через анализ различных исторических источников, таких как: документы, документальная хроника, радиообращения и т.д.

Данная разработка рассчитана на различные категории слушателей и может быть использована как на уроках истории в 9-х классах, так и на внеклассных мероприятиях, классных часах в 5-11 классах.

В ходе лекции используются различные формы и методы реализации поставленной цели: активизация мышления слушателей через интересные факты, постановка вопросов для размышления по итогам просмотра документальной хроники и прослушивания исторических источников.

Ожидаемые и полученные результаты:

обучающиеся должны знать:

— основные этапы и ключевые события начального этапа Второй мировой войны и ВОВ;

— изученные виды исторических источников;

уметь:

— определять хронологическую последовательность и длительность важнейших событий;

— использовать текст источника при ответе на вопросы;

— анализировать события, проводить сравнение и делать выводы;

— показывать на исторической;

— рассказывать о важнейших событиях и их участниках;

— давать описание событиям и высказывать свое отношение по поводу событий и исторических личностей, давать им положительную и отрицательную оценку;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и значения событий Великой Отечественной войны.


















Тема: Начало Великой отечественной войны

(1 слайд)

Цели:

— познакомить обучающихся с обстоятельствами вступления СССР во Вторую мировую войну;

— раскрыть особенности начального периода и причины неудачи Красной Армии в ВОВ;

— показать роль и значение победы в битве за Москву;

— способствовать развитию сопереживания к участникам войны и воспитание чувства гордости за свою Родину, формирование ценностных ориентаций;

— овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

— выработка навыков работы с историческим документом, документальной хроникой;

— умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: лекция

Оборудование: учебник, доска, отрывки из исторических документов и источников, документальная хроника, презентация, карта.

План (2 слайд)

  1. Советский союз в предвоенные годы

  2. Начало войны

  3. Лето – осень 1941 гг. Причины неудач

  4. Битва за Москву

  5. Оборона Ленинграда

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала (лекция учителя) (3 слайд)

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война с нападения Германии на Польшу.

17 сентября советские войска вступили в ее восточные районы. В составе СССР оказались земли Западной Украины и Западной Белоруссии.

Вот, что докладывал Молотов на сессии Верховного Совета СССР 31 октября 1939г. (4 слайд)

«Оказалось достаточно короткого удара по Польше со стороны сперва германской армии, а затем Красной армии, чтобы ничего не осталось от этого уродливого детища Версальского договора».

28 сентября, сразу после завершения военных операций в Польше, Риббентроп и Молотов подписали в Москве договор о дружбе и границе (5 слайд).

Были также подписаны секретные протоколы о сфере влияния двух стран. Германия получила ряд районов Восточной Польши, а СССР – Литву.

Успех в Польше вдохновил Сталина на продолжение начатого. В результате чего начинается советско-финская война.

Причина войны крылась в желании советского правительства заполучить небольшую часть Карельского перешейка и ряд островов Финского залива (6 слайд). Правительство СССР взамен предлагало финнам территории СССР, но они отказались подписать договор о взаимопомощи. В результате советский союз 30 ноября начинает боевые действия против финских войск. Война показала неспособность и неподготовленность Красной Армии.

Финские войска действовали активно, а советские несли большие потери. Нападение СССР против Финляндии было воспринято в мире как акт агрессии и поэтому советский союз был исключен из Лиги Наций. В феврале 1940 года красной армии удалось прорвать линию Маннергейна и финны запросили мира. В марте мирный договор был подписан, по которому все территориальные претензии СССР к Финляндии были удовлетворены (7слайд).

Но, несмотря на победу, советское правительство понимало, что Красная Армия была плохо подготовлена к военным действиям.

  1. Работа с документом (8 слайд).

Из акта о приеме Наркомата обороны CCСР С.К. Тимошенко от К.Е. Ворошилова

Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:

  1. Низкая подготовка среднего командного состава…и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава…

  1. Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя…артиллерия не умеет поддерживать танки; авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками.

Вопросы: Какие недостатки боевой подготовки Красной Армии выявила советско-финская война? Какие выводы были сделаны из опыта войны?

  1. Обсуждение документа по вопросам.

  2. Продолжение лекции учителя.

После разгрома Польши, СССР заключает договора о взаимопомощи с прибалтийскими странами (Эстония, Литва, Латвия). После этого советское правительство предъявило им ультиматум и потребовало создание на этих территориях коммунистического строя. В конце июня 1940 был предъявлен ультиматум Румынии с требованием передачи под свой контроль Бессарабии и Северной Буковины. На новой территории была образована Молдавская ССР. В результате за неполный год западные границы СССР были отодвинуты на 200-600 км. Договоренность СССР и Германии о разделе сфер влияния к осени 1940 года были реализованы.

Получив свободу действий, Гитлер к этому времени сумел покорить Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Данию, Норвегию (9 слайд).

А летом 1940, несмотря на подписанный пакт о ненападении, по поручению вождя фашистов был разработан план войны и с СССР («Барбаросс»).

  1. Работа с документом (раздаточный материал приложение № 1) и беседа с аудиторией (10 слайд).

Весной 1941г. приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка каждый день докладывала Сталину о планах Гитлера. Шло сосредоточение огромного количества войск на границе с Германией. В это же время нельзя было дать немцам повода для обвинения в нарушении пакта о ненападении. Сталин лишь в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении войск пограничных округов в боевую готовность, но директива в войска поступила уже тогда, когда немецкая авиация бомбила советские города.

  1. Прослушивание радиообращения Молотова , 22 июня 1941 г. (11 слайд).

Вопрос: к чему призывал Молотов, и какие итоги он предвидел?

Началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В тот же день было объявлено о всеобщей мобилизации военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны, были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южные фронты.

Внезапность и мощь удара германии были настолько велики, что уже через три недели оказались в оккупации Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. Враг продвигался вглубь советской земли на 350-600 км (работа с картой для интерактивной доски)

  1. Просмотр видеоролика «оккупация» и беседа с учащимися (приложение № 2).

Вопросу к видеоролику (12 слайд): как встретили немцев оккупированные территории? Изменилось ли их отношение со временем?

За короткий срок Красная Армия потеряла более 100 дивизий, были уничтожены или захвачены противником более 20 тыс. орудий и минометов, 3,5 тыс. самолетов, 6 тыс. танков, более половины складов. Основные силы войск Западного фронта оказались в окружении. Но и враг нес потери (13 слайд).

  1. Беседа с учащимися: как вы думаете, почему Красная Армия несла серьезные неудачи на первом этапе войны?

После захвата Киева, немцы начинают подготовку к захвату Москвы (операция «Тайфун») (14 слайд).

Чтобы реализовать этот план, противники обеспечили значительное превосходство в людских ресурсах и технике.

30 сентября 1941 года началось генеральное наступление гитлеровцев на Москву. Противнику удалось окружить четыре советских армии, в плену оказалось 663 тыс. человек. Бои шли в 80-100 км от столицы (работа с картой для интерактивной доски).

Из Ленинграда был отозван Жуков и назначен командующим Западным фронтом. Немцы в бинокли рассматривали Кремль, а москвичи спешно эвакуировались. 20 октября в Москве было введено осадное положение.

В начале ноября, благодаря мужеству и героизму советского народа, наступление немецких войск было приостановлено. Однако уже к середине ноября немцы вновь начинают наступать. Немецкие войска никак не рассчитывали на такую длительную битву, ведь изначально планировался быстрый исход захвата Москвы.

Из письма немецкого солдата.

Ноябрь 1941 г. (15 слайд).

Нам говорят, чтобы мы не рассуждали. Но мне кажется, что происходящее под Москвой не так просто. Нам предстоит многое преодолеть и испытать…

Жду не дождусь, когда нас переведут в резерв…


Вопросы: Что изменилось в настроениях солдат вермахта? Почему? Чем были опасны эти настроения для германского руководства?


  1. Просмотр видеофрагмента «Московская битва» (приложение № 3) и беседа с учащимися после просмотра.

Вопрос к видеофрагменту: Назовите цель красной армии и их действия, итоги битвы (16 слайд).

Победа под Москвой развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии и надежды фашистов на «молниеносную войну». Япония и Турция отказываются от вступления в войну на стороне Германии, ускорен процесс создания Антигитлеровской коалиции.

Гитлеровское командование придавало особое значение взятию Ленинграда. Гитлер считал, что взяв Ленинград, у русских падет боевой дух. Планировалось после взятия этого города, сравнять его с землей (17 слайд).

В довоенном городе проживало более 3 млн. человек. С начала войны и до начала блокады, были эвакуированы 636 тыс. человек. 8 сентября немцы полностью блокировали город, отрезов его от внешнего мира, немецкая авиация уничтожила склады с продовольствием (работа с картой для интерактивной доски). Начинается голод.

  1. Просмотр ролика «Блокада Ленинграда» (приложение № 4) и беседа после просмотра.

Подведение итогов лекции. Рассказ сопровождается показом на карте (работа с картой для интерактивной доски)

Начальный период войны был самым тяжёлым для советского народа и его Вооруженных сил. Войска фашистской Германии захватили значительную часть советской территории, на которой до войны проживало около 42% населения, производилась треть валовой продукции промышленности СССР и значительная часть продовольствия. Однако фашистское правительство не смогло добиться поставленной задачи – сломить советский народ. Её политические и военные планы потерпели крах.





Список используемой литературы.


  1. Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XX – начала XXI века: 9 – й класс к учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулиной, 2007 г.

  2. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с., ил., карт.

  3. История России, XX – начало XXI века: метод. рекомендации 9 кл.: пособие для учителя /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.

  4. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 400 с.

  5. Рабочая тетрадь по истории России для 9 класса.

  6. Интернет источники (видео, аудио файлы) https://www.proshkolu.ru/







































Свежие документы:  конспект урока на тему "Иран в 17 – 18 веках"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: