Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс


Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по истории.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и возрастных особенностей учащихся. Данная программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.


Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания исторического опыта важно для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

В цели курса входит:

1. осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

2. показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

3. охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

4. раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

1. умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

2. умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

3. умения спорить и отстаивать свои взгляды;

4. умения анализировать исторический источник;

5. умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

6. умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования.

На изучение истории в каждом классе отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 70 часов.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.


Введение. (1ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».


Тема I. Жизнь первобытных людей. (7 ч)


Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».


Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).


Тема 2. Древний Восток. (20ч)


Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог» «жрецы» «чиновники». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).


Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Свежие документы:  Реферат на тему "Лермонтов М.Ю"

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.


Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.


Тема 3. Древняя Греция. (21ч)


Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).


Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».


Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.


Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.


Тема 5. Древний Рим (17ч).


Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».


Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,

«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Свежие документы:  Контрольная работа по истории России 11 класс

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.


Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.



Итоговое повторение (4 ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.














Тема урока

Колво часов



Введение



1


1


Жизнь первобытных людей



7


2


Древний Восток



20


3


Древняя Греция



21


4


Древний Рим



17


5


Итоговое повторение



4



Итого


70




Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения истории ученик должен


знать/понимать:

  • даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;

  • результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;

  • представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

  • сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

  • показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.




Учебно-методический и материально техническое обеспечение образовательного процесса


Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. — М., 2010.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010.

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.-М 2012.

Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

История Древнего мира интерактивное наглядное пособие

































Календарно –тематическое планирование учебного материала по истории в 5 классе при 2 уроках в неделю (70 часов) по учебнику ВигасинаА.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира»



урока

Дата


Тема урока


Планируемые результаты освоения материала



Дом.

задание


План.


Факт.

Тема I жизнь первобытных людей (8 часов)


Первобытные собиратели и охотники

1



Введение


Уметь: – определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории Древнего мира;

– объяснять особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет), значение понятий: год, век, столетие, тысячелетие

Работа в тетрадях

2



Древнейшие люди

Уметь: – давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

– описывать условия
существования древнейших людей;

– излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

§1,

вопросы и задания


3



Родовые общины

Уметь: – давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя, собирательство, родовая община,;

– анализировать причины появления неравенства;

– сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

§2,

вопросы и задания


4



Возникновение искусства и религиозных верований

Уметь: – давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа;

высказывать суждение
по вопросу о причинах
появления религии
и искусства;

называть характерные
черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

§3,

вопросы и задания



Первобытные земледельцы и скотоводы

5



Возникновение земледелия и скотоводства

Охарактеризовать
изменения

в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и

скотоводства. Обозначить последствия
появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

§4,

вопросы и задания

6



Появление неравенства и знати.

Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки

металлов. Изобретение плуга. От родовой общины — к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города

§5,

вопросы и задания

7



Счет лет в истории

Разделять тысячелетия на века, века на годы. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Объяснять, как ведется счет лет до н.э и н.э.

Стр.

28-30


8



Первобытный мир (повторение и обобщение изученного
материала)

Уметь:

– определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

– описывать условия перехода от первобытности

к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда



Тема II Древний Восток (20 часов)

9



Государство на берегах Нила

Древний Египет: природные условия, население. Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника.

§6,

вопросы и задания

10



Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы.

§7,

вопросы и задания

11



Жизнь египетского вельможи

Уметь:

– давать определение понятий: вельможи, писцы,
налоги;

– характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

– анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

§8,

вопросы и задания

12



Военные походы фараонов

Уметь:

– раскрывать причины
и последствия военных
походов фараонов Древнего Египта;

– показывать на исторической карте пути и направления военных походов;

– участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

§9,

вопросы и задания

13



Религия древних египтян

Уметь:

– давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;

– называть характерные
признаки и особенности
верований древних египтян;

– извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

§10,

вопросы и задания

14



Искусство Древнего Египта

Уметь:

– составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры;

– характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры

§11,

вопросы и задания

15



Письменность и знания древних египтян

Уметь:

– объяснять значение понятий: иероглиф, папирус;

=анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал по данному вопросу;

– определять значение
появления письменности для возникновения научных знаний

§12,

вопросы и задания, подготовка к к/р.

16



Повторение по главе «Древний Египет»



Западная Азия в древности

17



Древнее Двуречье

Уметь:

– показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья;

– сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;

– высказывать суждение
о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье

§13,

вопросы и задания

18



Вавилонский царь Хаммурапи

Уметь:

– анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

– высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

§14,

вопросы и задания

19



Финикийские мореплаватели

Уметь:

– показывать на карте
расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

– характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

§15,

вопросы и задания

20



Библейские сказания

Уметь:

– объяснять значение
понятий: миф, предание,
единобожие, монотеистическая религия;

– высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

§16,

вопросы и задания

21



Древнееврейское царство


§17,

вопросы и задания

22



Ассирийская держава

Уметь:

– определять причины
возникновения и гибели Ассирии;

– характеризовать особенности военного искусства ассирийцев;

– сравнивать культуру
Древнего Египта и Ассирийской державы

§18,

вопросы и задания

23



Персидская держава – «царя царей»

Уметь:

– показывать на карте
расположение Персидской державы;

– раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;

– сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

§19,

вопросы и задания


Индия и Китай в древности

24



Индия и Китай в древности. Природа и люди в Древней Индии

Уметь:

– характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;

§20,

вопросы и задания, сообщения

25



Индийские касты

– анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

§21,

вопросы и задания, сообщения

26



Чему учил китайский мудрец Конфуций

Уметь:

– определять особенности географических и природных условий Китая;

– сравнивать учения Будды и Конфуция;

– высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

§22,

вопросы и задания

27



Первый властелин Китая

Знать:

Когда образовалась Империя Цинь. Император и его подданные. Научные знания и изобретения. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

§23,

вопросы и задания, подготовка к к/р.

28



Древний Восток (повторение и обобщение изученного
материала)

Уметь:

– определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

– описывать исторические объекты и культурные памятники;

– выявлять сходства и различия в культуре стран
Древнего Востока


Тема III Древняя Греция (21 час)

Древнейшая Греция

29



Греки и Критяне

Уметь:

– характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

– сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

§24,

вопросы и задания

30



Микены и Троя

– характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

§25,

вопросы и задания, сообщение о Гомере.

31

32



Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Уметь:

– рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

– характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

– высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

§26-27,

вопросы и задания

33



Религия древних греков

Уметь:

– показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

– называть имена мифических богов;

– объяснять, какие силы
природы отражали боги, покровителями каких
занятий считались

§28,

вопросы и задания

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием


34



Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Уметь читать историческую карту; давать самостоятельную оценку явлениям. Местоположение и природные условия Аттики. Знать и демос. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

§29,

вопросы и задания

35



Зарождение демократии в Афинах

Уметь:

– объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;

– раскрывать причины
и значение проведения
реформ Солона;

– называть характерные черты политического
управления полисом,
положения основных
групп населения полиса;

– анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

§30,

вопросы и задания, сообщения о Спарте.

36



Древняя Спарта

Уметь:

– сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

– описывать образ жизни спартанцев и илотов;

– высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

§31,

вопросы и задания

37



Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Уметь:

– показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний;

– раскрывать основные причины основания древними греками колоний;

– извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков-колонистов с их соотечественниками в метрополии

§32,

вопросы и задания

38



Олимпийские игры в древности

Уметь:

– объяснять значение
понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром,
Полидам, Феаген;

– раскрывать причины
возникновения Олимпийских игр;

– описывать ход проведения Олимпийских игр;

– излагать свое мнение
по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

§33,

вопросы и задания

39



Победа греков над персами в Марафонской битве

Уметь читать историческую карту.

Знать о Нашествие персов на Элладу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.

§34,

вопросы и задания

40



Нашествие персидских войск на Элладу

уметь читать историческую карту. Пересказывать текст учебника

Знать о Нашествие Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Саламинское сражение. Причины победы греков.

§35,

вопросы и задания


Возвышение Афин в 5-м веке до н. э. и расцвет демократии

41



В гаванях афинского порта Пирей

Уметь Анализировать исторический источник; делать выводы.

Знать что такое Афинский морской союз. Военные и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения. Использование труда рабов.

§36,

вопросы и задания

41



В городе богини Афины

Уметь показать Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь.

Рассказать о Быт афинян. Храмы. Скульптуры.

§37,

вопросы и задания

43



В афинских школах и гимнасиях

Знать об Образование афинян. Рабы – педагоги. Занятия в школах. Посещение палестры. Афинские гимназии.

§38,

вопросы и задания

44



В театре Диониса

Уметь:

– раскрывать значение
возникновения театра
и его роль в жизни древних греков;

– рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана

§39,

вопросы и задания

45



Афинская демократия при Перикле

Уметь:

– объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;

– называть характерные черты политического устройства Афин;

– анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл);

– составлять характеристику Перикла

§40,

вопросы и задания


Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

46



Города Эллады подчиняются Македонии

– раскрывать причины
подчинения Эллады
Македонии;

= Междоусобные войны.

= Возвышение Македонии при царе Филиппе. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра.

§41,

вопросы и задания

47



Поход Александра Македонского на Восток

Уметь:

– показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

– высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

§42,

вопросы и задания

48



В Александрии Египетской

Уметь:

— рассказывать о Распад державы Александра Македонского.

— описывать Александрийский порт. Александрийский музей.

— характеризовать Греческих учёных

§43,

вопросы и задания, подготовка к к/р.

49



Повторение по теме «Древняя Греция»

Уметь:

– определять значение
культурного наследия
Древней Греции;

– описывать исторические объекты и культурные памятники;

– характеризовать исторические личности Древней Греции


Тема IV Древний Рим (17 часов)


Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

50



Древнейший Рим

Уметь:

– показывать на карте
местоположение Древней Италии;

– объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

– описывать условия жизни древних латинян;

– называть дату освоения Рима;

– излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима

§44,

вопросы и задания

51



Завоевание Римом Италии

Уметь:

– определять даты основных событий;

– объяснять значение
основных понятий и терминов, причины войн
Рима с народами Италии;

– характеризовать войско римлян и галльских племен

§45,

вопросы и задания

52



Устройство Римской республики

Уметь:

– объяснять основные
понятия и термины;

– сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

– характеризовать войско римлян

§46,

вопросы и задания


Рим – сильнейшая держава средиземноморья

53



Вторая война Рима с Карфогеном

Уметь:

– характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

– объяснять значение
основных понятий;

– давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

§47,

вопросы и задания

54



Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Уметь:

– рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

– объяснять значение
основных понятий;

– раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

§48,

вопросы и задания

55



Рабство в Древнем Риме

Уметь:

– объяснять основные
понятия;

– описывать положение
рабов в Древнем Риме;

– рассказывать о гладиаторских боях

§49,

вопросы и задания


Гражданские войны в Риме

56



Земельный закон братьев Гракхов

Уметь:

– объяснить основные
понятия;

– раскрывать причины
и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

– анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

§50,

вопросы и задания, сообщения — презентации о восстании Спартака

57



Восстание Спартака

Уметь:

– описывать восстание
рабов в Риме;

– раскрывать причины,
ход, результат восстания;

– давать характеристику Спартака;

– высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

§51,

вопросы и задания, сообщение о личности Цезаря.

58



Единовластие Цезаря

Уметь:

– объяснять основные
понятия, суть диктатуры
Цезаря;

– раскрывать причины
возвышения Цезаря;

– анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

– извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

– работать с историческим источником

§52,

вопросы и задания

59



Установление империи

Уметь:

– раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

– рассказывать о борьбе
Антония и Октавиана;

– характеризовать римского императора Октавиана

§53,

вопросы и задания


Римская империя в первые века нашей эры

60



Соседи Римской империи

Уметь:

– показывать на исторической карте территорию Римской империи;

– описывать жизнь соседей Римской империи;

– анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

§54,

вопросы и задания

61



В Риме при императоре Нероне

Уметь:

– показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

– раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме

§55,

вопросы и задания

62



Первые христиане и их учения

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– рассказывать о жизни
и деятельности христиан;

– объяснять суть христианского учения;

– сравнивать учение христианства с другими религиями

§56,

вопросы и задания

63



Расцвет империи во 2-м веке

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– анализировать деятельность императора Трояна;

– сравнивать положение колона и раба;

– рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств;

– раскрывать историческое значение развития науки и литературы

§57,

вопросы и задания

64



«Вечный город» и его жители


§58,

вопросы и задания


Разгром Рима Германцами и падение Западной Римской империи

65



Римская империя при Константине

Уметь:

– объяснять основные
понятия;

– характеризовать деятельность Константина;

– рассказывать о переменах в положении христиан;

– раскрывать причины
переноса столицы Рима
на Восток

§59,

вопросы и задания

66



Взятие Рима варварами

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– рассказывать о борьбе
римлян с варварами;

– объяснять причины распада Римской империи

§60,

вопросы и задания

67



Культурное,
политическое
наследие Древнего Рима»
(повторение
и обобщение)

Уметь:

– анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима;

– описывать основные
памятники культуры;

– сравнивать цивилизации Греции и Рима


68



Урок «Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру»

Подведение итогов.

Наследие
Древнего мира – фундамент
современной
цивилизации
(повторение
и обобщение)

Уметь:

– сравнивать древние
мировые цивилизации;

– определять общее и различное



69

70




Резерв



Итого: 70 часов


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Куликовская битва»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: