Содержание и планирование по истории 10б класс (140 часов).- профильный уровень.
История России – 96 часов, Всеобщая история -44 часа
| Темы уроков | Дата планируемая | Дата фактическая | примечание | |
Введение (2ч) | 1 | История России — часть всемирной истории |
|
|
|
| 2 | Основные этапы развития исторической мысли в России.
|
|
|
|
Народы и древнейшие государства на территории России (6 часов) |
|
|
|
|
|
Уметь работать с картой, анализировать события и факты, делать выводы | 3 | Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии |
|
|
|
4 | Каменный век на территории России |
|
|
| |
5 | Начальные этапы формирования этносов. |
|
|
| |
6 | Происхождение восточных славян |
|
|
| |
7 | Восточные славяне накануне образования государства |
|
|
| |
8 | Занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Город |
|
|
| |
Русь в IX – начале XII вв. (8 часов)
|
|
|
|
|
|
анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог, определять причины и следствия, давать характеристику России в данный период, Знать даты, давать характеристику персоналиям, владеть терминами. | 9 | Образование древнерусского государства |
|
|
|
10 | Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства.
|
|
|
| |
11 | Князья и дружина. Вечевые порядки |
|
|
| |
12 | Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси.
|
|
|
| |
13 | «Русская Правда». Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. |
|
|
| |
14 | Становление древнерусской культуры |
|
|
| |
15 | Христианская культура и языческие традиции |
|
|
| |
16 | Международные связи Древней Руси |
|
|
| |
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (14 часов)
|
|
|
|
|
|
Знать даты, давать характеристику персоналиям, владеть терминами., уметь выявлять причинно – следственные связи, анализировать документы | 17 | Причины распада Древнерусского государства |
|
|
|
18 | Княжеские усобицы русской земли |
|
|
| |
| 19 | Особенности культурного развития русских земель. «Слово о полку Игореве». Идея единства
|
|
|
|
Борьба с иноземными захватчиками (5 часов)
|
|
|
|
|
|
основные понятия, анализ событий и их оценка, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог. Составлять план, оформлять мысли через эссе | 20 | Монгольское завоевание |
|
|
|
21 | Экспансия с Запада |
|
|
| |
22 | Русь и Орда |
|
|
| |
23 | Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси |
|
|
| |
| 24 | Образование Великого княжества Литовского |
|
|
|
Возвышение Москвы (6 часов)
|
|
|
|
|
|
анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог. Составлять план, оформлять мысли через эссе | 25 | Восстановление экономики русских земель |
|
|
|
26 | Москва как центр объединения русских земель |
|
|
| |
27 | Политика московских князей. |
|
|
| |
| 28 | Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. |
|
|
|
| 29 | Великое княжество Московское в системе международных отношений |
|
|
|
30 | Автокефалия Русской Православной Церкви.
|
|
|
| |
Российское государство во второй половине XV-XVII вв. (24 часа)
|
|
|
|
|
|
Знать даты, давать характеристику персоналиям, владеть терминами., уметь выявлять причинно – следственные связи, анализировать документы, карты | 31 | Распад Золотой Орды |
|
|
|
32 | Соседи Великого княжества Московского в XV веке |
|
|
| |
33 | Особенности образования централизованного государства в России |
|
|
| |
34 |
|
|
| ||
35 | Роль церкви в государственном строительстве |
|
|
| |
36 | Социальная структура общества. Формы землевладения |
|
|
| |
37 | . Складывание идеологии самодержавия |
|
|
| |
38 | Дискуссия о характере опричнины |
|
|
| |
39 | Закрепощение крестьян.
|
|
|
| |
40 | Расширение территории России в XVI в |
|
|
| |
41 | Ливонская война.
|
|
|
| |
| 42 | Учреждение патриаршества |
|
|
|
| 43 | Дискуссия о причинах Смуты |
|
|
|
44 | Смута |
|
|
| |
45 | Социальные движения в России в начале XVII века |
|
|
| |
46 | Ликвидация последствий Смуты |
|
|
| |
47 | Восстановление государственного порядка |
|
|
| |
48 | Новые явления в экономике в 17 веке |
|
|
| |
49 | Церковный раскол. Старообрядчество |
|
|
| |
50 | Дискуссии о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.
|
|
|
| |
51 | Дискуссия о предпосылках перехода от сословно-представительной к самодержавной монархии и характере процесса модернизации в России.
|
|
|
| |
52 | Культура Российского государства во второй половине XIV – XVII вв |
|
|
| |
53 | Формирование национального самосознания |
|
|
| |
54 | Усиление светских элементов в русской культуре XVII в |
|
|
| |
Россия в XVIII – середине XIX вв. (25 часов)
|
|
|
|
|
|
Знать предпосылки петровских преобразований, содержание реформ и их последствия, оценивать внешнюю и внутреннюю политику, Знать даты, давать характеристику персоналиям, владеть терминами., уметь выявлять причинно – следственные связи, анализировать документы, карты | 55 | Петровские преобразования. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата |
|
|
|
56 | Дворянство – господствующее сословие |
|
|
| |
57 | Северная война |
|
|
| |
58 | Абсолютизм. Провозглашение империи |
|
|
| |
59 | Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России |
|
|
| |
60 | Россия в период дворцовых переворотов |
|
|
| |
61 | Особенности экономики России в XVIII в |
|
|
| |
62 | Просвещенный абсолютизм. |
|
|
| |
63 | Россия в системе международных отношений в XVIII в |
|
|
| |
64 | Имперская внешняя политика России в XVIII в |
|
|
| |
| 65 | Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII в.
|
|
|
|
66 | Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
|
|
|
| |
67 | Развитие капиталистических отношений пер. половине XIX в |
|
|
| |
68 | Начало промышленного переворота и его последствия |
|
|
| |
69 | . Политическая идеология в первой половине XIX в. |
|
|
| |
70 | Движение декабристов |
|
|
| |
71 | Консерваторы. Славянофилы и западники |
|
|
| |
72 | Отечественная война 1812 г. |
|
|
| |
73 | Имперская внешняя политика России |
|
|
| |
74 | Кавказская война
|
|
|
| |
| 75 | Крымская война |
|
|
|
| 76 | Золотой век российской культуры |
|
|
|
| 77 | Формирование классической русской культуры |
|
|
|
78 | Элитарная и народная культура |
|
|
| |
79 | Развитие науки и системы образования |
|
|
| |
Россия во второй половине XIX в. (16 часов) |
|
|
|
|
|
Знать Великие реформы 19 века, анализировать их и делать оценку, сравнивать и анализировать разные идеологии. анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог, определять причины и следствия, давать характеристику России в данный период, | 80 | Предпосылки великих реформ |
|
|
|
81 | Отмена крепостного права.
|
|
|
| |
82 | Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. |
|
|
| |
83 | Политика контрреформ |
|
|
| |
84 | Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.
|
|
|
| |
85 | Народническое движение. |
|
|
| |
86 | Либеральное движение. «Теория малых дел» |
|
|
| |
| 87 | Распространение марксизма в России |
|
|
|
88 | Присоединение к России Дальнего Востока и Средней Азии. Продажа Аляски США. Балканская война.
|
|
|
| |
| 89 | Россия в системе международных отношений в 80-90-х XIX века |
|
|
|
| 90 | Дискуссия о «революции сверху» в России во второй половине XIX века |
|
|
|
91 | Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. |
|
|
| |
92 | Критический реализм.
|
|
|
| |
93 | Элитарная и народная культура. Культура разночинцев.
|
|
|
| |
94 | Развитие науки и системы образования.
|
|
|
| |
95 | Русская культура второй половины XIX века |
|
|
| |
| 96 | Итоговое повторение по курсу истории: с древнейших времён до конца 19 века |
|
|
|
Всеобщая история |
|
|
|
|
|
История как наука 1 час |
|
|
|
|
|
История в системе гуманитарных наук, проблемы её познания, этапы | 1. | Возникновение и развитие исторической науки |
|
|
|
Человечество на заре своей истории 3 часа |
|
|
|
|
|
Проблемы происхождения человека ,этапы развития человеческого сообщества, социальные отношения в первобытную эпоху, | 2 | У истоков рода человеческого |
|
|
|
| 3 | Первобытное общество |
|
|
|
| 4 | Неолитическая революция |
|
|
|
Цивилизации древнего мира 10 часов |
|
|
|
|
|
Предпосылки возникновения и формирования первых государств, развитие форм государственности, города – государства Греции, Древний Рим. анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог. Составлять план, оформлять мысли через эссе | 5 | Введение в историю Древнего мира |
|
|
|
6 | Первые цивилизации Азии и Африки |
|
|
| |
7 | Древний Египет |
|
|
| |
8 | Месопотамия |
|
|
| |
9 | Индия и Китай |
|
|
| |
10 | Палестина и Финикия
|
|
|
| |
11 | Греция |
|
|
| |
12 | Рим |
|
|
| |
13 | Влияние религиозных верований на изменение картины мира |
|
|
| |
14 | Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока |
|
|
| |
Средневековье 10 часов |
|
|
|
|
|
Знать понятия, анализ цивилизаций, кризис традиционного общества, изменения в мировоззрении европейского человека | 15 | Периодизация Средних веков |
|
|
|
16 | Доколумбовы цивилизации Америки |
|
|
| |
17 | Исламская цивилизация |
|
|
| |
18 | Складывание средневековой западноевропейской цивилизации |
|
|
| |
19 | Византия |
|
|
| |
20 | Западная Европа в Средние века |
|
|
| |
21 | Азия в Средние века |
|
|
| |
22 | Международные отношения в Средние века |
|
|
| |
23 | Кризис традиционного общества и начало Нового времени |
|
|
| |
| 24 | Духовная жизнь европейского Средневековья |
|
|
|
Новое время: эпоха модернизации 20 часов |
|
|
|
|
|
Характеристика эпохи, модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, Великие географические открытия ( работа с картой), европейское соперничество в борьбе за колонии, характеристика основных течений Реформации, революций, истоки кризиса абсолютизма, эволюция системы международных отношений, анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог. Составлять план, оформлять мысли через эссе
| 25 | Понятие Нового времени |
|
|
|
26 | Великие географические открытия |
|
|
| |
27 | Зарождение капиталистических отношений |
|
|
| |
28 | Изменение духовного облика в Европы |
|
|
| |
29 | Религиозные войны |
|
|
| |
30 | Просвещённый абсолютизм |
|
|
| |
31 | Буржуазные революции |
|
|
| |
32 | Война за независимость в Северной Америке |
|
|
| |
33 | Просвещение |
|
|
| |
34 | Становление гражданского общества |
|
|
| |
35 | Индустриальное общество |
|
|
| |
36 | Урбанизация. Проблема бедности |
|
|
| |
| 37 | Общественно — политическая жизнь |
|
|
|
| 38 | Духовная жизнь в Новое время |
|
|
|
| 39 | Основы теории модернизации |
|
|
|
40 | Международные отношения в Новое время |
|
|
| |
41 | Вестфальская система и зарождение международного права |
|
|
| |
42 | Венская система и первый опыт коллективной дипломатии |
|
|
| |
43 | Колониальный раздел мира |
|
|
| |
44 | Роль геополитических факторов в международных отношениях |
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов. Программа предназначена для преподавания в 10 классах социально-гуманитарного профиля.
Рабочая программа курса составлена на основе следующих опубликованных издательством «Русское слово» учебников и учебно-методических материалов:
Козленко С.И., Сахаров А.Н. Программа и тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XIX века» (к учебнику Сахарова А.Н., Боханова А.Н. для 10 класса). Сахаров А.Н., БохановА.Н., Козленко С.И. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX века», 10 класс. – М.: Просвещение, 2008;
учебником Сахаров А.Н. «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М.: Просвещение, 2008; учебником: Сахаров А.Н., Боханов А.Н., «История России. Конец XVII—XIX век» – М.: Просвещение, 2008.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.Основные содержательные линии примерной программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.
Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Цели
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, в том числе: в X и XI классах по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю (1 час дополнительно из инвариантной части учебного плана).
Требования к уровню подготовки выпускника
знать/понимать
факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
принципы и способы периодизации всемирной истории;
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:
Школьную лекцию.
Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.
Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого государственного экзамена.
Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на групповую форму.
Написание сочинений-эссе.
Уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.
Уроки с использованием мультимедиа.
Формы организации учебного процесса
классно-урочная;
индивидуальная;
групповая;
индивидуально-групповая;
фронтальная;
практикумы;
проектно-исследовательская.
Формы контроля ЗУН (ов);
фронтальный опрос;
опрос в парах;
контрольная работа;
практикум;
тестирование;
урок-зачет;
урок-викторина.
Охрана здоровья обучающихся
Методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ, повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе.
Большое внимание уделяется:
рациональной организации урока,
психологической обстановке на занятиях,
созданию атмосферы успеха,
выполняются принципы наглядности (использование таблиц, карточек информаторов, тестов, иллюстраций, ИКТ и др.),
повторению,
принципу доступности,
дифференцированному подходу в обучении,
использованию дидактического материала
Определяется плотность урока, в течение учебного часа происходит смена 4 — 7 видов работ. На каждом уроке проводятся
эмоциональная разрядка
физминутки, корректировка осанки обучающихся
гимнастика для глаз
соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим)
рациональная организация рабочего места обучающихся
поэтапное формирование умственных действий
обеспечивание доброжелательной атмосферы в классе
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, технологии формирования мотивации обучения, информационные технологии, игровые технологии, технологии моделирования, проектная деятельность
УМК
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Русское слово», 2008.
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII – XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Русское слово», 2008.
Оба учебника созданы на основе программы: Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М. «Русское слово», 2008.
Для восполнения недостающего материала с позиций стандарта профильного обучения истории использованы материалы учебника:
Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Русское слово», 2009.
Особенности планирования: по истории России добавлен 1 час на итоговое повторение, а по Всеобщей истории курс сокращён на 4 часа за счёт 1 и 2 раздела.