Конспект урока информатики для 6 класса «Жизнь северных поморов»


Муниципальное автономное дошкольного образовательное учреждение

Центр развития ребенка – «Детский сад №34 «Золотой ключик»

города Северодвинска Архангельской области






Конспект урока информатики для 6 класса

«Жизнь северных поморов»







Подготовила воспитатель

Петухова Ольга Павловна






















г. Северодвинск


2013 г.

Программные задачи: продолжать знакомить детей с бытом, обычаями, традициями северных поморов; развивать эстетический вкус детей посредством введения произведений северного фольклора в практическую деятельность детей; воспитывать нравственные чувства, патриотизм, любовь к малой Родине.



Предварительная работа: заучивание с детьми пословиц, колыбельных песенок, частушек; перед занятием сделать постройку-лодку из крупного строительного материала, в которой смогли бы разместиться дети группы.



Ход: Под звучание фонограммы Северного русского народного хора вниманию детей предлагаются картинки с изображением Белого моря и северных пейзажей.

— Дети, а вам нравятся эти пейзажи? Послушайте, как издавна и с какой гордостью и восхищением говорили о красоте сурового северного края коренные жители беломорского побережья – поморы:

  • Высоко-высоко небо синее,

Широко-широко океан-море, читает воспитатель

А мхи – болота и конца не знают

От нашей Двины, от Архангельской…

А особое восхищение вызывала могучая красота Белого моря, в старину его называли Гандвик:

  • Гандвик – студеное море,

Светлое, печально раздолье. читает воспитатель

Солнышко в небо уходит,

Вечерняя заря догорает…

А еще поморы говорили: «улов уловом, а все красота морская тянет».

— А какие старинные пословицы о море знаете Вы?

  • Морем живем, ему и песню поем; ответы детей

  • И радость, и горе помору – все от моря

— А еще поморы говорили: «Помор наукой отцовой, дружками, да своим трудом силен». А как вы думаете, каким трудом занимались поморы?

  • Рыболовство, промысел морских животных, добыча морских водорослей.ответы детей

Трудиться приходилось много, недаром родилась пословица:

  • Лежа добра не добыть,

Лиха не избыть, читает воспитатель

Сладкого куса не есть,

Красной одежки не носить.

А может кто знает, как называлась лодка с парусом, на которой мужчины-рыбаки выходили в море?

  • Карбас ответы детей

Показать картинку с изображением карбаса. Пригласить мальчиков в построенную из кубиков лодку.

— А чтобы карбас передвигался по воде, нужен ветер. Северным ветрам поморы давали красивые названия: сиверко, морянка. И хотя у поморов была поговорка: «хорошо Бело море, как затишеет», но без ветра, только на веслах, далеко не уедешь, поэтому ветер вызывали закличками:

  • Сиверко – ветерок

Натяни парусок, ответы детей

Гони мой карбас

На всех парусах.

А еще ветер высвистывали: «Не посвистишь, так и ветра не будет». Считалось, что чем громче и длиннее свист, тем длиннее и продолжительнее будет ветер (включить запись свиста различного по долготе и громкости).

— Давайте-ка и мы представим, каким был бы ветер, если свист был:

  • Слабый и короткий;

  • Слабый и длинный; дети выполняют упражнение на дыхание,

  • Сильный и короткий; можно предложить посвистеть

  • Сильный и длинный.

Рыбаки высвистывали ветер да приговаривали: «поддай-ка ветерка, подыми нам паруса».

— А какие еще пословицы о ветре вы знаете?

  • Холодные ветерки помору не утеха;

  • На восьми ветрах, на всех подветерьях у моря живем; ответы детей

  • Закипела в море пена – будет ветру перемена;

  • От северного ветра не жди тепла.



Физкультминутка:

— Что-то наш карбас никуда не плывет. Выйдем на бережок попрыгаем и позовем ветерок. (Предложить детям попрыгать, размахивая руками, и прокричать закличку «Сиверко-ветерок».)

Вот и ветер поднялся, поплыли…



Поставить картину с изображением старинной северной деревни.

— А как вы думаете, почему избы не закрыты на замок, а к дверям приставлены метлы? (предположения детей).

— Оказывается, обычай не замок вешать, а двери подпирать метлой, появился издавна: виновника мелких краж заставляли прилюдно мести улицу между домами. Это считалось большим позором.

У картины с изображением северной деревни выставить фигурки женщин в северном народном костюме, а выше расположить изображения убранства избы.

— Пока мужчины были в море, чем же занимались женщины? (предположения детей).

— Обязательно запасались дарами леса. Не зря в народе говорилось:

  • Лето – припасиха,

Что летом ногами приволочишь, читает воспитатель

То зимой губами подберешь.

В ожидании мужчин с промысла, женщины трудились и складывали частушки. Ну-ка, девчонки, частушки запевай:

  • Не над морюшком ли зорюшка

Румяная встает,

Не мое ли красно солнышко

С путинушки плывет.

  • Море, море, морюшко —

Золотое донышко, девочки исполняют частушки

Серебряны бережка,

Верните с промысла дружка.

  • Пойду на берег лесной,

Сяду под кусточек,

Лодочка идет с треской,

Подает свисточек.


Пальчиковая гимнастика

— А еще женщины растили детей и с самыми маленькими играли, например, в игру «Ладушки». Давайте и мы с вами поиграем:

«Ладушки – ладушки,

Где были?» — «У Аннушки» хлопают в ладоши

«Что ели?» — «Оладушки»,


А у Танечки – прянички,

А у Дуняшки – кулажки,

А у Анульки – жамульки,

А у Микешки – орешки, загибают пальцы

А у Трошки – крошки,

А у Сенечки – семечки.

Провожали нас веничком. помахать прямыми пальцами рук


— А как мамы приговаривали, если ребенок ушибется?!

Предложить детям разбиться на пары и инсценировать народную пестушку (ответы детей):

  • У лисы боли,

У медведя боли,

У нашего Петеньки

Ничего не боли.

— А когда мамы укладывали малышей спать, пели им колыбельные песни. Давайте споем колыбельную малышу (Выставить на фланелеграф изображение колыбели и малыша, девочкам предложить игру-имитацию с исполнением колыбельной песни):

  • Баю-бай, баю-бай,

Рыбка — семга, приплывай,

Рыбка – семга, приплывай,

Олексейку поджидай,

Олексейка подрастет,

С татой на море пойдет,

Станет рыбку он ловить,

Станет маму он кормить. Игра-имитация с исполнением колыбельных песен

  • Лю-лю-лю,

Спать велю,

Спать укладываю,

Приговариваю:

— Спи-ко, дитятко, усни,

Да поболе подрасти,

Больше вырастешь,

В лес по ягоды пойдешь,

Много ягод принесешь.

Дети постарше тоже любили играть, например, в игру «Молчанка». Дети сидят в кругу, главная задача – не рассмеяться при чтении дразнилок, кто промолвит, тому кричат: «Съел! Съел!» Давайте и мы сейчас поиграем в эту веселую игру:


  • Сергей – воробей,

Продавал червей,

На тарелочке носил,

Три копеечки просил.

  • Сеня – безеня,

Вез бабу на санках,

Санки – скок,

Сеньке – в лоб!

  • Борис – барбарис,

На веревочке повис,

Как веревка оборвется,

Так Борис перевернется.

  • Таня – баня шла по броду, игра «Молчанка»;

Решетом носила воду. потешки читает воспитатель;

Мыла-мыла в избе пол, дети выполняют условия игры.

Приморозила подол.

  • Ленчик – пончик,

Съел батончик,

Поросенка и быка,

Выпил крынку молока:

Еще клеть поел хлебов,

Три корзинки пирогов.

  • Дуня – пышка

На улицу вышла,

На печку села,

Комарика съела.

  • Николай – басалай,

Полезай на сарай,

Там комарика дерут,

Тебе лапку дадут.

  • Съел Валерик вареник,

А Валюшка – ватрушку.


— А еще дети любили отгадывать загадки:

  • Я как песчинка мал, а всю землю покрываю. (Снег.)

  • Кто по снегу, по траве, носит дерево на голове? (Лось.) дети отгадывают загадки

  • У окна целый день стоит, шага не сделает. (Стол.)

  • Кто спать ложится осенью, а просыпается весной? (Медведь)



— Итак, что нового, вы узнали сегодня о жизни поморов? Что вам особенно запомнилось? Молодцы!







Литература:


  1. Северодвинск. Испытание на прочность. — Архангельск, издательство: полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2001г.

  2. Морянка. Хрестоматия о русском Севере. –Архангельск, издательство: АО ИППК, 1997г.

  3. За Двиной, за Северной. – Северодвинск, издательство: ОАО «Северодвинская типография», 2002.

  4. Телицина И. «Поморье». – М., издательство: ООО «Белый город», 2009.


Свежие документы:  Тест по Информатике "Защита от компьютерных вирусов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: