Конспект урока по ИЗО «Золотая хохлома»


Тема урока: «Золотая хохлома»

Цель: изготовление поставок украшенных элементами хохломской росписи для организации выставки в начальной школе к празднику «Осенины»

Задачи:

Воспитывающая: уважение к труду народных умельцев. Сохранение народных традиций и обычаев.

Развивающая: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; познакомить учащихся с хохломской росписью.

Обучающая: умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, овладение основами хохломской росписи.

Тип урока: комбинированный

Виды: фронтальный опрос, беседа, презентация к уроку, самостоятельная работа, оценивание работ друг друга.

Форма: урочная.

Методы: словесные, наглядные, практические, проектная деятельность.

Оборудование:

Для обучающихся: альбом, цветной картон, простой карандаш, ластик, ножницы, клей, краски, кисти,

Для учителя: компьютер, проектор, кисти, краски, листы бумаги.











Ход урока:

Действия учителя

Действия учащихся

Этап организационный.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Приветствие.

Готовность к уроку

Этап фронтального опроса по усвоению знаний с уроков по изучению промыслов.

Сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным видом народного промысла.

Разгадайте кроссворд.

  1. Конек на крыше. (охлупень)

  2. Самое почетное место – духовный центр дома красный …(угол)

  3. Им ставят и достают горшки из печи. (ухват)

  4. Деревянный настил. На них обычно спали. (полати)

  5. широкая толстая доска, на которой размещаются горшки, чугунки. (шесток)

  6. украшение — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (орнамент)

  7. украшение окна (наличник)

Прочитайте полученное слово по вертикали выделенное красным цветом.

Сегодня мы создадим из цилиндров поставки – сосуды для хранения запасов и украсим их хохломскими узорами


Слайд 3. А с какими художественными промыслами мы с вами уже знакомы?








Учащиеся разгадывают кроссворд и называют тему урока ХОХЛОМА.




















Учащиеся дают ответы на поставленный вопрос.

Дымка, Гжель и Городец.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Слайд 4. Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине. 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области. Для Хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

Слайд 5. Выточенные деревянные изделия («белье») грунтуют жидко разведенной глиной, по — местному вапой, чтобы закрыть все поры, сушат в печи, покрывают олифой. Так делают несколько раз. В последней же раз олифу не досушивают, доводят до «слабого отлипа».

Слайд 8. Существует два вида росписи:

« верховая» — красным и черным цветом на золотом фоне;

Верховым письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, сочными мазками наносится рисунок. И называют варианты такой росписи — «под листок», «под ягодку».

Слайд 10-11. Фоновое письмо. «под фон» — золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.

Роспись «под фон», или фоновое письмо, — это уникальная техника росписи. На полуду (серебряный фон) наносятся контуры будущих листьев, цветов, ягод, птичек и других элементов росписи. Мастер, прочувствовал форму предмета, обдумал рисунок и уже безошибочно знает, в каком месте что разместить. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской. Происходит «заливка» фона.

После сушки и покрытия лаком, в результате чего «серебро» превращается в «золото», художник начинает расцвечивать ягоды, другие элементы рисунка, оживки. А на свободном пространстве фона, где требуется, нарисует травку.

Слайд 12 -17. Расписывали свои изделия мастера растительным орнаментом: земляник, малина, смородинка, крыжовник, яблочки. Последовательность росписи такая: наводка стебля плавной, черной, тонкой линией, ритмическое расположение по обе стороны ягодок или цветов, привязка к стеблю кудреватой травки (черный цветили зеленый), которая приближается, но не пересекается с ним. Цвет росписи был по золоту красный, зеленый, черный. По черному: красный, золотой, зеленый.


Этап освоения новых знаний.

Попробуем составить орнамент из отдельных элементов хохломской росписи.

Учитель контролирует процесс выполнения упражнения, поправляя и помогая учащимся.

После выполнения пробного орнамента ребята приступают к выполнению основного этапа работы.

Предлагаю вам выбрать золотой или черный фон картона для изготовления и росписи своей поставки.


Учитель контролирует процесс работы над росписью.

Учащиеся на альбомных листах составляют орнамент элементов травяного узора.







Ребята выбирают цвет картона и вырезают соответствующий прямоугольник (боковая поверхность поставки) и два круга (дно и крышка поставки)

Приступают к росписи своих заготовок.

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Слайд 20

  • Назови способ появления названия этого народного промысла?

  • Назови типы росписи.


Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Промысел получил свое название от местности где оно зародилось.

По золоту, по черному

Этап подведения итогов урока

Критерии оценок:

  1. Аккуратность выполнения работы, эстетический вид росписи.

  2. Грамотное расположение композиции орнамента в росписи.

  3. Правильное выполнение элементов хохломской росписи.

Дети склеивают форму поставки и устраивают выставку своих изделий, оценивают работы своих одноклассников



Свежие документы:  Тестовая работа по ИЗО в 5-8 классах за II четверть

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: