ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА ТЕМУ «Медведь в русских народных сказках»


МБОУ ГИМНАЗИЯ 23 г. ХИМКИ







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

НА ТЕМУ :

«Медведь в русских народных сказках»















Работу подготовила

учитель начальных классов

Иванова Марина Николаевна.















г. Химки 2013 г.

МБОУ ГИМНАЗИЯ 23 г. ХИМКИ

Учитель начальных классов: Иванова Марина Николаевна.

Класс: 3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Исследовательская работа на тему «Медведь в русских народных сказках»

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою ТОП!

А. Барто

Пояснительная записка.

В третьем классе на уроках окружающего мира дети знакомятся с видами млекопитающих. К 9-10 годам у детей уже есть свой багаж сказок, дети ориентируются в направлении сказки( бытовые, волшебные, сказки о животных).Ребята знают, что сказки могут бать авторскими и народными.

Народные сказки:

Часто, выделяют два основных объекта народных сказок: живой окружающий мир, который может вступать во взаимодействие с ребенком. Такой сюжет учит ребенка бережно относиться к живой и неживой природе. Другой объект— борьба между добром и злом, в результате которого добро всегда одерживает верх. Это важно для воспитания чувства справедливости, бодрости духа и нравственного развития. Русские народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают, в которых речь идёт о животных, бывают занимательные волшебные повествования об удивительных приключениях героя будь это животное (тетерев, петух, журавль, заяц, медведь, лиса, волк, мышка, многие другие звери, вымышленные персонажи — Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей многоголовый, Морской царь, Морозко, Колобок… или сказочным прообразом служит вполне обычный человек: Иван — царевич, Хаврошечка, Елена Премудрая, солдат, царь, дети, родители, мужья и жёны) — всех персонажей, героев и не перечислишь. Бывают также короткие сказы о ленивых, глупых и упрямых людях, повествующие о быте и именуются нередко они бытовыми сказками.

Знакомясь с русским народным творчеством- с разделом «Сказки о животных», дети узнают характер и особенности различных героев в сказках, задумываются над сопоставлением сказочных героев с реальными животными, учатся анализировать черты характера человека и сказочного героя- животного. В данной исследовательской работе предлагается выделить из русских народных сказок одного из героев- медведя, подробнее познакомиться с этим животным, его особенностями, а также проанализировать образ медведя в сказках, выделить черты его характера в различных представлениях в сказочных сюжетах. Исследовательская работа поможет детям более подробно узнать о данном виде млекопитающих-медведях и еще раз введет детей в мир русской народной сказки.

Цель исследования:

проанализировать образ медведя в русских народных сказках.

Задачи исследования:

изучить русские народные сказки, где героем является медведь;

выяснить, каким характером и свойствами наделён этот зверь в сказках

Объект исследования: русские народные сказки

Предмет исследования: медведь как сказочный герой

Этапы исследования:

I. Подготовительный:

  1. Ознакомительная беседа о медведях(см. приложение1;2)

  2. Подбор русских народных сказок, информации, энциклопедических данных о медведях.

  3. Создание презентации: «Медведь в русских сказках».

  4. Подбор стихотворений, песен, загадок о медведе, а также фольклорных игр .

II. Исследовательский:

  1. Проведение игр на динамических паузах: дидактических; подвижных; игр-драматизаций.

  2. Проведение занятий: по развитию речи( чтение стихотворений, разгадывание загадок), по изобразительному искусству(иллюстрирование к сказкам с героем-медведем), по ознакомлению с окружающим(подготовка и выступление с докладами о медведях), музыкальных( разучивание песни «Почему медведь зимой спит»)

  3. Просмотр мультфильмов-русских народных сказок, где есть медведь.

III. Заключительный этап проекта

  • Итоговое -обобщающее занятие “Медведь в русских сказках”.

1.Выставка творческих работ учащихся

2. Презентации учащихся по данной исследовательской теме.

Материалы исследовательской деятельности на тему

«Медведь в русских сказках».

Издавна хозяином леса тайги считается медведь. У славян, как и у всех жителей лесной полосы, медведь был окружён исключительным почитанием. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного жителя, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей. Считали, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядеть как человек. Медведь – единственное животное, не имеющее собственного имени в русском языке.

Почему медведя так называют? Вообще считается, что слово «медведь» — вторичное. В древности считалось, что называть хищника по имени — значит призывать его. А охотники опасались встречи с грозным хищником. В народе медведя называют по-родственному: дедушка Миша, уважительно — Михайло Потапыч, по-братски — Мишка,  популярно также прозвище — Топтыгин.  Медведицу называют Машкой, Настасья Петровна. Это говорит об отношении человека к медведю, как к кому-то близкому, почти одному. Интересно, что на Украине  называют медведя? Ведмедь, то есть, тот же медведь, который ведает, где мед, только слоги переставлены местами. Настоящего имени медведя никто не называл.

Для многих людей медведь- это талисман защиты. Сила и мощь этого зверя дают ощущение спокойствия и бесстрашия. Поэтому, некоторые люди стараются иметь в доме такой символ.

В основном, в сказках медведь не является главным героем. Иногда он просто стоит на пути главного героя. Иногда медведь помогает(например: выводит Машу из леса, пытается защитить Зайчика от лисы, которая заняла дом). Чаще всего сказочники ставят его в один ряд с волком, зайцем, лисой, и другими животными, чтобы показать абсурдность или нелепость какой-либо ситуации.

На самом деле «медведь» означает, едящий мед( ведает — отведает мед). Самое любимое лакомство медведя — это мед. Ради его добычи он готов на многое. Медведи добывают мед различными способами как с ульев дикий так и пасечных пчел. Медведи обладают упрямством и упорством и поэтому всегда достигают своей цели. Если медведь учует улей диких пчел, он поступает очень хитро и умно, ведь ему не хочется быть ужаленным.Поэтому медведь со всей силы ударяет улей лапой и отходит в сторону. Пчелы, естественно, вылетают, а медведь принимается за лакомство. Но бывает так, что пчелы все же нападают на медведя и пытаются его ужалить за то, что он разорил их гнездо и съел мед, заработанный пчелами таким большим трудом. Но у медведя пушистая шуба, а если все же пчелам удается его раздразнить, то он катается по земле.

Медведя мы воспринимаем как могучего, грозного, но в тоже время глуповатого и неуклюжего. Свирепость медведя проявляется только в моменты, связанные с добыванием пищи и при защите,  а  вот неуклюжесть этого зверя обманчива;  он так  ловок и проворен, что всякого заставит удивиться.

С раннего детства народные сказки, которые нам рассказывает на ночь мама или бабушка, а затем читаем их сами и удивляемся, что каждый раз открываем в них что-то новое. Сказки учат, удивляют, радуют. Многие писатели считают сказку самым большим чудом в народном творчестве, и мы с этим согласны. В мире сказки всё интересно, читатель не замечает, как оказывается во власти вымысла. Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, враждуют, дружат.

Сказки о животных – самая древняя группа сказок. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Лисе- хитрость, волку- глупость, зайцу- трусость, медведю- силу…

В народной сказке каждое животное вызывало у людей свой ряд впечатлений, от которых рождались разные прозвища. Медведя, например, сопровождают прозвища: «при берлоге валень», «лесной гнёт», «всех давишь», «медведь-медовуха»…

Медведь в сказках ассоциируется с непобедимой грубой силой. Медведь часто свирепый, но в некоторых сказках – наивен и добр. В некоторых сказках медведь ленивый, спокоеный и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу Этот хозяин леса обладает властью над другими животными. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках почти всегда глуп и оказывается одурачен слабыми животными и людьми(» Маша и медведь», «Вершки и корешки»). (

Вывод.

В русских народных сказках мы можем видеть медведя властного, но глупого, которого легко обмануть («Маша и Медведь), сильного, но иногда трусливого («Заюшкина избушка»), свирепого и жадного хозяина ( «Вершки и корешки»),неуклюжего (» Теремок»), доверчивого(«Колобок»).

(Работая над данным исследованием, учащимся предлагается ответить на следующие вопросы в два этапа — в начале исследования и в конце, чтобы сопоставить ранее имеющиеся представления и результат полученных знаний:

1. Какие ассоциации возникают, когда слышите слово «медведь»?

2. Какой по характеру медведь в русских народных сказках?

3.Назовите русские сказки, где одним из героев является медведь?

4.Перечислите положительные и отрицательные качества характера сказочного медведя.

5. Перечислите особенности характера медведя.)

Приложение 1.


ВСЁ О МЕДВЕДЯХ!

Рассказ о медведях, наверное лучше начать с того , что медведь — самый крупный из современных хищных зверей. Некоторые из них достигают длины 3 метра и массы до 700, а белые иногда и до 1000 килограммов. Мощное тело, сильные пятипалые лапы с большими когтями, короткий хвост, массивная голова с маленькими глазами и ушами.

Бурые медведи для своего проживания облюбовали и тайгу, и горные леса, и плодородные луга вдоль рек. Их ареал протянулся от арктического побережья, через тундру и северные леса, до Испании, Италии и Ирана в Евразии, а на североамериканском континенте — до самой Мексики. Популяция бурых медведей есть и в Японии, на острове Хоккайдо.

Шерсть его может быть окрашена в самые разные оттенки коричневого — от рыжеватого до темно-бурого, почти черного. Более того, к старости — 20-25 лет — кончики волос седеют, и медведь становится серым.

Распространены медведи в Европе, включая Северную Исландию; в Северо-Западной Африке; Азии, кроме Аравийского п-ова на юго-западе и о-вов Сулавеси и Филиппинских на юго-востоке; в Арктике; Северной Америке на юг до центральных районов Мексики; горных областях северо-запада Южной Америки. За последние десятилетия ареал сильно сократился под влиянием деятельности человека (прямого уничтожения или изменения условий жизни). Медведи исчезли на значительных территориях Европы, Северной Америки, Северной Африки, Японии.  Населяют леса на равнинах и в горах, обитают и в безлесных горных районах, белый медведь встречается на побережье Ледовитого океана и во льдах Арктики. Все формы наземные; белый медведь полуводный; губач, малайский медведь — довольно высоко специализированные древесные формы. Держатся поодиночке или семьями, самка с молодыми и иногда с самцом. Активны главным образом ночью, отчасти днем, иногда круглосуточно.

По характеру питания медведи всеядные, некоторые специализированы к поеданию растительной пищи, а другие — животной. Белый медведь питается почти исключительно мясом млекопитающих. Большинство ведет оседлый образ жизни; самцы белых медведей широко кочуют в течение .круглого года, а самки с молодыми — часть года. Бурый медведь, белогрудый и черный медведи впадают в зимний сон. У белого медведя в зимний сон впадают только беременные самки. Некоторые виды зимой совсем не спят. Медведи — моногамы, однако пары подолгу не держатся и самец в заботах о потомстве участия не принимает. В помете обычно 1-2, редко 3 детеныша.

Медведи гризли могут бегать также быстро, как и лошади.( https://www.pro-medved.ru/)



Приложение 2.


МЕДВЕДИ.

Сравнительно с остальными семействами отряда хищных, медведи отличаются наибольшим однообразием внешнего вида, размеров, многих особенностей внутреннего строения. Это самые крупные из современных наземных хищных зверей. Белые медведи достигают длины тела 3 м при массе до 725 и даже 1000 кг; самые мелкие малайские медведи — самый мелкий представитель семейства медведей: в длину он не превышает 1,5 м (плюс 3—7 см хвост), высота в холке всего 50—70 см; масса 27—65 кг. Самцы на 10—20 % крупнее самок. У белых медведей разница самцов и самок в размерах и весе достигает 1,5—2 раза.

Мех с развитым подшёрстком, довольно грубый. Волосяной покров высокий, иногда косматый; у большинства видов густой, у малайского медведя — низкий и редкий. Окраска однотонная, от угольно-чёрной до беловатой; у большой панды контрастная, чёрно-белая. На груди или вокруг глаз бывают светлые отметины. У некоторых видов имеет место индивидуальная и географическая изменчивость окраски. Окраска по сезонам не меняется; сезонный диморфизм выражается в изменении высоты и густоты меха.

У всех медведей коренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой.

Лапы сильные, пятипалые, с большими невтяжными когтями. Когти управляются мощными мышцами, что позволяет медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу. У медведя гризли когти могут достигать 15 см, что помогает ему рыть землю, однако лишает возможности лазать по деревьям. Походка у медведя шаркающая, стопоходящая. У большой панды на передних лапах имеется дополнительный, шестой «палец» — вырост лучевой сезамовидной кости, покрытый кожей.

Хвост очень короткий, не заметный в меху. Исключение составляет большая панда, чей хвост длиннее, чем у прочих медведей и хорошо заметен снаружи.

Голова крупная, глаза небольшие.

Шея толстая, относительно короткая.

Череп у медведей крупный, обычно с удлинённым лицевым отделом. Гребни на черепе развиты сильно. Скуловые дуги слабо расставлены в стороны (у малайского медведя — сильно). Челюсти мощные. У медведя гризли сила укуса может достигать 230 кг. Резцы и клыки крупные, но остальные зубы в связи со смешанным типом питания невелики и неспециализированы (частично редуцированы). Зубов от 32 до 40—42. Часто имеет место индивидуальная и возрастная изменчивость зубной системы.

Обоняние сильно развито, слух и зрение слабее.

(Википедия.https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E4%E2%E5%E6%FC%E8)

Приложение 3.


СТИХОТВОРЕНИЯ И ЗАГАДКИ О МЕДВЕДЯХ.

Медвежий сон

Спит медведь, мышей пугая храпом,
Толстый и седой от куржака.
Тянет замусоленную лапу
Цепкой горстью губ и языка.
Тянет и причмокивает : «Вкусно!»
…Падает
               ленивая
                             роса,
Вызрела до сахарного хруста
Полоса молочного овса.
Спит луна в предутреннем тумане,
Спят в селе ночные сторожа,
Лишь ручей по ягодной поляне
Катится, на камушках дрожа…
А над всем над этим, за туманом,
Звон берёз, шуршание бурана,
Волчье завывание пурги.
Т.Белозёров

***
Мишка косолапый
по лесу идёт,
Шишки собирает,
песенки поёт.
Вдруг упала шишка
прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
и  ногою — топ!
***

КАК МИШКА ПРОСНУЛСЯ
Сосет медведюшка в темной берлоге
Мохнатую лапу.
Спит, косолапый,
Не слышит весенней тревоги.
Не слышит, что мчатся ручьи
И звенят,
Что вешние гости — грачи —
Прилетели, кричат,—
Не слышит медведюшка: спит.
Времячко-время летит.
Солнца лучи,
Горячи-горячи,
Добрались до медвежьей берлоги,
По носу мишку щекочут,
Над мишкой над сонным хохочут.
Аленький лучик
Колючий
Мишку тревожит,
Спать больше мишка не может,
На бок другой повернулся,
Долго ворочался, долго кряхтел,
Хворостом хрупким хрустел —
И проснулся.
По лесу бродит —
Зимы не находит,
Хмурый со сна.
Да рассмешила весна,
Да посмеялись грачи,
Да прозвенели ручьи,
Да приласкали лучи —
Мишка тяжелый
Бродит веселый.
Далёко до зимнего сна —
Радует мишку весна.
(1909}

Загадка
Он мохнатый, он большой, 
Спит в берлоге он зимой, 
Летом ягоды жуёт, 
Дикий мед у пчел берёт, 
Грозно может зареветь
Косолапый зверь….(медведь)

Почему медведь спит зимой?
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд —
Не малина и не мёд!
  В.Орлов

Мишка, мишка, лежебока
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на ёлку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Всё бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
   
В.Берестов

Медвежонок
Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится. Малыш не скучает.
Он думает, это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.
В. Берестов

***
Уронили мишку на пол,
 Оторвали мишке лапу.
Всё равно его н брошу,
 потому что он — хороший.
  А.Барто

***
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.

***

Медвежатки
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
— Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мед хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мед,
Но раскрыть не могут рот.
Г. Бойко

(https://ten2x5.narod.ru/biblio/st_kosolap.htm)

Приложение 4.

ПЕСНЯ.

Почему медведь зимой спит

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик —
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

Слова: Александр Коваленков
Музыка: Лев Книппер

(https://www.bambini.by/maminsunduchok/childsong/7/210/)

Приложение 5.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Подвижная игра 1.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ (https://pochemu4ka.ru/load/podvizhnye_igry/38-1-0-494)

Из детей выбирается волк (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведь со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.

Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
Как только произнесли слова «на нас глядит» медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже может ловить.

Подвижная игра 2.

МЕДВЕДИ С ЦЕПЬЮ (https://allforchildren.ru/games/active1-34.php)

На игровой площадке очерчивается круг — это берлога, где живут два медведя. Играющие ходят по площадке, наблюдая за берлогой. Медведи ждут удобного случая, выбегают неожиданно на площадку, держась за руки, догоняют играющих. Если они осалили игрока, то громко называют его по имени, берут за руки и быстро убегают в берлогу. Играющие могут выручить товарищей: если они догонят медведей и дотронутся до руки одного из них. то медведь отпускает пойманного.



ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

Информация:

  1. https://content.mail.ru/arch/21466/1137855.html —Персонажи-животные в русских народных сказках

  2. https://hyaenidae.narod.ru/

  3. https://www.medvezhatina.ru/?page_id=79 — Мед и медведи.

  4. https://www.medvezhatina.ru/?p=1161

Приложение.

  1. «Все о медведях»- https://www.pro-medved.ru

  2. Википедия- https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E4%E2%E5%E6%FC%E8

  3. Стихотворения и загадки о медведях- https://ten2x5.narod.ru/biblio/st_kosolap.htm

  4. Песня «Почему медведь зимой спит»- https://www.bambini.by/maminsunduchok/childsong/7/210/

  5. Игра «Медведи с цепью» — https://allforchildren.ru/games/active1-34.php

  6. Игра «У медведя во бору»- https://pochemu4ka.ru/load/podvizhnye_igry/38-1-0-494

Презентация.

  1. Рисунки к презентации «Медведь в русских сказках» взяты из презентаций к сказкам с сайта: рисунки к сказкам: » Маша и Медведь»,» Три медведя»,» Колобок», Вершки и корешки»:https://www.ot-goda.ru/page/skazki-prezentacii

  2. Рисунок к сказке «Теремок»: https://audioskazki.info/skazki_s_kartinkami/732-skazka-s-kartinkami-teremok.html

  3. Рисунки сказке «Заюшкина избушка»:1- https://game-24.ru/zayushkina-izbushka.html,

  4. 2- https://audioskazki.info/skazki_s_kartinkami/733-skazka-s-kartinkami-zayushkina-izbushka.html

  5. Рисунок к сказке»Кот и лиса»: https://mistermigell.ru/post146425194

  6. Рисунок к началу презентации: https://www.karusel-tv.ru/announce/8701/

  7. Информация о видах медведей с картинками: «Энциклопедия Вокруг света»https://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title

  8. Картинка Панда: Википедия:http://ru.wikipedia.org/wiki/

  9. Определение слова «медведь»:Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный (онлайн версия): https://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-44681.htm

  10. Картинка- игрушка Медведь: https://bambytoys.ru/govor.htm


Свежие документы:  Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Лирика начала 20 века»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: