Конспект урока для 1 класса «Народный фольклор в нашей жизни»


Литературное чтение

Учитель Коржуева Эрвина Владимировна.

Тема «Народный фольклор в нашей жизни» 1 класс

Цель: Познакомить с устным народным творчеством, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.
Задачи:
Образовательная:
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества

Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:

  • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
    и чувств.

  • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине.

  • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Оборудование: -мультимедиа: проектор,

-презентация: картинки; аудиозаписи; музыкальная физминутка.









Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой

-Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

(Тепло)

-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока.

-Ребята, давайте поиграем! Я буду называть разные занятия, а вы хлопните в ладоши один раз, если любите это делать.

*Знакомиться с новыми людьми;

*гулять с друзьями;

*играть в компьютер;

*читать книги;

*заниматься спортом;

*выполнять домашнее задание;

*делать что-нибудь своими руками;

*дружить;

*представлять свое будущее;

*дарить подарки;

*слушать музыку;

*прогуливать уроки;

*болеть;

*радоваться успехам друзей;

*учиться в этом классе.

— Молодцы!

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Воздушный шарик» ( Вдох носом, резкий, шумный выдох, как будто надуваем воздушный шарик, губы сложены трубочкой. Упражнение повторить 5-6 раз.)

2.Актуализация знаний

-Назовите всегда твердый согласный звук.

-Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных.

-Какая еще буква обозначает мягкость согласных на письме? В чем особенность этой буквы?

— Назовите лишнее слово.

Ежевика, книга, ярмарка, ерш.

-Разделите слова на слоги.

-Прочитайте только ударные слоги в словах.

3. Мотивационно- целевой этап.

Отгадайте загадку.

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь- горе:

Продырявит море! (Утюг)

-Какие слова помогли вам разгадать загадку? (Назад, вперед водят утюгом, когда гладят, продырявит- значит прожжет, будет дыра.)

-Молодцы! Загадки отгадывать вы любите.

3. Сообщение темы урока.

Слайд 1

-Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»?

(произведения передаются из уст в уста, из поколения в поколение)

Слайд 2

-Каким словом можно заменить словосочетание « Устное народное творчество» ? ( Фольклор- от англ. народ, мудрость.)

-Произведения фольклора не имеют конкретного автора, они создавались всем народом. Каждая песня или сказка в основе, своей создавалась каким – нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно не запоминалось. Если это произведение было удачным, оно сразу запоминалось и передавалось из уст в уста. Но рассказывал сказку или пел песню каждый по- своему, как помнил, как хотел.

— Сегодня на уроке мы с вами повторим произведения разных жанров народного творчества.

Слайд 3,4 (музыкальный).

Колыбельная песня .

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Киса, кисонька, коток,

Киса — серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

-Кто из вас знает колыбельные песенки? Попробуйте укачать этого мишку (игрушку).

Слайд 5,6 (музыкальный).

А потом и песенки – пестушки появились. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.

-Кто желает попестать куклу, напевая пестушку?

Слайд 7 (музыкальный).

Затем начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.


— Ладушки, ладушки!

— Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабулька добренька.

Попили, поели,

Домой полетели —

На головку сели,

Ладушки запели.

— Кто сможет обыграть эту потешку?

Слайд 8

Считалки помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Петушок, петушок!

Покажи свой гребешок.

Гребешок горит огнем.

Ну-ка, Миша, выйди вон!

— Ребята, кто знает считалки?

Слайд 10.

Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

От топота копыт

Пыль по полю летит.


На дворе трава,

На траве дрова.


(дети дома подготовили скороговорки, в классе желающие демонстрируют умения проговаривать их, не запинаясь)

Физминутка. (музыкальная)

Слайд 11.

В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Дождик, дождик, дождик лей

Нам с тобою веселей

Не боимся сырости,

Только лучше вырастим.

Слайд 12.

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.

Улитка, улитка,

Высуни рога,

Дам тебе к чаю

Кусок пирога.

— Кто знает приговорки? К кому они обращаются?


Слайд 13 (музыкальный).

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.


Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.


Соревнование по рядам « Отгадай загадку» (дети загадывают друг другу загадки)



Слайд 14 (музыкальный)

Работа по азбуке с.42-43

4.Игра «Я знаю»

Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.


5.Итог урока. Рефлексия.

-За что вы можете себя похвалить?

-Что нового для себя узнали?

-Чем интересен был урок?



















Свежие документы:  Реферат на тему "Ахматова А.А"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: