Открытый урок литературного чтения во 2 классе (18.03.15)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»
знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
| |
Формируемые УУД | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе. |
Планируе-мый результат | Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, используя математические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) |
Оборудова ние | Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (автор Чуракова Н. А.); проектор, презентация; аудиозапись Вивальди «Времена года» Глазунова А.К. «Весна»; К.Ф. Юон «Зима», И Левитан «Март» листы с заданиями для учащихся, пеналы. |
Ход урока:
1. Оргмомент:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запомнить.
2.Подготовка к восприятию произведения.
— Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлых уроках? («Природа для поэта — любимая и живая») Слайд 2
— А какие именно произведения мы изучаем в этом разделе?
— Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкальных фрагментов. Но для начала напомните мне правила слушания музыки.
(Звучит музыка Вивальди «Времена года.Зима», Глазунов «Весна»).
— Может, кто – нибудь узнал эти пьесы?
-Что услышали в музыке? Что почувствовали?
— С какими временами года ассоциируется эта музыка?
-Это звучала музыка Вивальди «Зима» и Глазунова А.К. «Весна».
-Давайте рассмотрим репродукции картин, которые я вам принесла.(К.Ф. Юон «Зима», И Левитан «Март»).Слайд 3.
— Одинаковый ли на них пейзаж?
— Какой на них изображена Весна? Зима?
-По каким приметам вы догадались?
— Я думаю, вы догадались, что я совсем не случайно поставила музыкальные фрагменты и показывала вам эти репродукции.
— Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке?
— Все вы правы.Сегодня мы будем говорить о зиме и весне, о тех явлениях природы, что связаны с ними, о людях, которые слагали стихи об этих удивительных временах года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.
3. Сообщение темы:
— Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века.
Слайд 4— Я предлагаю вам самим назвать его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения. (Л.Толстой не писал стихи, Ш Перро – французский сказочник, Б.Заходер – современный поэт. Остается Ф.Тютчев)
-Правильно.Слайд 5. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.Слайд 6.Родился он 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в имении Овстуг. Слайд 7. Родители Тютчева принадлежали к старинному, но не очень богатому дворянскому роду. По преданию Тютчевы вышли в Россию из Италии в 14 веке. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы.
4. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 120. Найдите название стихотворения.Слайд 8
— Что вы заметили? (Название дано по первым строчкам)
— А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда – пока я печатала – значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре. Начали.
Слайд 9
Карточка №1.
хлопочет звон церковных колоколов в
особых торжественных случаях
недаром назло
взбесилась очень сильно разозлилась
нудит
наперекор еще больше
трезвон
пуще не напрасно, не зря
— Проверим. Слайд 10
— Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какие слова остались без значений? Давайте найдем их значение в Толковом словаре.
— Так зачем же нам нужен толковый словарь?
ФизкультминуткаСлайд 11, 12
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай –
Что за тридевять земель,
Что за тридевять морей!
Там твое хозяйство
Ждет тебя заброшено,
Белым снегом запорошено!
Весна – красна!
Что принесла?
Теплое солнышко,
Красное летечко.
Перед тем, как приступить к прочтению нового стихотворения, я предлагаю вам посмотреть на доску и ознакомиться с теми вопросами, на которые мы с вами должны ответить в конце урока.
Слайд 13
Я прочитал стихотворение ____________________ .
В этом стихотворении автор показал ____________.
Поэт сумел передать______________ настроение.
Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что__________________________ .
Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.
Прослушивание аудиозаписи.
— Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
— Какие чувства оно вызывает?
— На что похоже это стихотворение?
Прочитайте стихотворение самостоятельно (тихое чтение).
— Какие образы рисует поэт?
— Почему эти слова написаны в стихотворении с заглавной буквы?
— Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.
1в. – Читает все, что говорится о действиях Зимы.
2 в. – Все, что говорится о действиях Весны.
— Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми)
-Как называется этот прием? (олицетворение)
— Послушайте еще раз стихотворение(чтение учителем), понаблюдайте за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовьтесь к выразительному чтению.
Прочитаем 1 строфу.
— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
— Как автору удалось это показать. Cпомощью каких слов мы это почувствовали?
— Почему начала злиться Зима?
— В каких словах говориться, что весна вот-вот придет? (весна в окно стучится.)
— Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)
— Как прочитаем эти строчки?(тоскливо, радостно, игриво)(тренировка)
Прочитаем 2 строфу
— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
— И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение. (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)
— Как пробуждающаяся природа относится к Зиме. (Она заставляет Зиму уйти) Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев? (Он использует глагол нудит).Введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон.
— Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)
— Рады ли жаворонки весне? Как автору удалось показать эту радость?
(автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это торжественный радостный звон колоколов)
— Как прочитаем эту строфу?( оживленно)
Прочитаем 3, 4,5строфу.
— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
— Как автору это удалось?
— Какие слова мы выделим при чтении?
— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
— Как прочитаем эту строфу
— А теперь прочитайте это стихотворение друг другу, а потом кто-то из вас прочитаете его всему классу(2 – 3 человека)
-Слова какой части течи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?
Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.Слайд14
Весна Зима
Хохочет хлопочет
Шумитворчит
Умылася взбесилась
Румяней стала пустила снежок
— Что вы заметили? ( Какие слова ласковые или недоброжелательные,автор использует при описании действий Весны, Зимы).
(Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)
— Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот.Как Тютчев относится к Зиме, Весне.
— Как называется такое яркое противопоставление? (контраст)
-Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст?(Для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.)
5. Итог урока:
— Ну, а теперь давайте вернемся к началу нашего урока и попробуем ответить на вопросы, которые мы озвучили в начале урока
Я прочитал стихотворение ____________________ .
В этом стихотворении автор показал ____________.
Поэт сумел передать______________ настроение.
Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что__________________________ .
Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.
— Скажите, кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Почему?
6. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.