Конспект урока для 2 класса «Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»


Открытый урок литературного чтения во 2 классе (18.03.15)


Тема урока:


Цель урока:




Задачи:

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»


знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»


  • формирование у детей навыков осознанного чтения;

  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, работа над партитурой стихотворения;

  • расширение лексических знаний о слове;

  • расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;

  • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;

  • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;

  • воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируе-мый результат

Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя математические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Оборудова

ние

Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (автор Чуракова Н. А.);

проектор, презентация;

аудиозапись Вивальди «Времена года» Глазунова А.К. «Весна»;

К.Ф. Юон «Зима», И Левитан «Март»

листы с заданиями для учащихся, пеналы.

Ход урока:

1. Оргмомент:


Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запомнить.


2.Подготовка к восприятию произведения.


— Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлых уроках? («Природа для поэта — любимая и живая») Слайд 2

— А какие именно произведения мы изучаем в этом разделе?

— Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкальных фрагментов. Но для начала напомните мне правила слушания музыки.

(Звучит музыка Вивальди «Времена года.Зима», Глазунов «Весна»).

— Может, кто – нибудь узнал эти пьесы?

-Что услышали в музыке? Что почувствовали?

— С какими временами года ассоциируется эта музыка?

-Это звучала музыка Вивальди «Зима» и Глазунова А.К. «Весна».


-Давайте рассмотрим репродукции картин, которые я вам принесла.(К.Ф. Юон «Зима», И Левитан «Март»).Слайд 3.

— Одинаковый ли на них пейзаж?

— Какой на них изображена Весна? Зима?

-По каким приметам вы догадались?


— Я думаю, вы догадались, что я совсем не случайно поставила музыкальные фрагменты и показывала вам эти репродукции.

— Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

— Все вы правы.Сегодня мы будем говорить о зиме и весне, о тех явлениях природы, что связаны с ними, о людях, которые слагали стихи об этих удивительных временах года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.


3. Сообщение темы:

— Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века.

Слайд 4— Я предлагаю вам самим назвать его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения. (Л.Толстой не писал стихи, Ш Перро – французский сказочник, Б.Заходер – современный поэт. Остается Ф.Тютчев)

-Правильно.Слайд 5. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.Слайд 6.Родился он 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в имении Овстуг. Слайд 7. Родители Тютчева принадлежали к старинному, но не очень богатому дворянскому роду. По преданию Тютчевы вышли в Россию из Италии в 14 веке. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы.


4. Работа по теме урока


Откройте учебник на с. 120. Найдите название стихотворения.Слайд 8

— Что вы заметили? (Название дано по первым строчкам)

— А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда – пока я печатала – значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре. Начали.

Слайд 9




Карточка №1.

хлопочет звон церковных колоколов в

особых торжественных случаях

недаром назло


взбесилась очень сильно разозлилась

нудит

наперекор еще больше

трезвон

пуще не напрасно, не зря


— Проверим. Слайд 10

— Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какие слова остались без значений? Давайте найдем их значение в Толковом словаре.

— Так зачем же нам нужен толковый словарь?


ФизкультминуткаСлайд 11, 12


Ты, Морозко, не серчай,

Из деревни убегай –

Что за тридевять земель,

Что за тридевять морей!

Там твое хозяйство

Ждет тебя заброшено,

Белым снегом запорошено!


Весна – красна!

Что принесла?

Теплое солнышко,

Красное летечко.


Перед тем, как приступить к прочтению нового стихотворения, я предлагаю вам посмотреть на доску и ознакомиться с теми вопросами, на которые мы с вами должны ответить в конце урока.

Слайд 13

Я прочитал стихотворение ____________________ .

В этом стихотворении автор показал ____________.

Поэт сумел передать______________ настроение.

Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что__________________________ .

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.


Прослушивание аудиозаписи.


— Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

— Какие чувства оно вызывает?

— На что похоже это стихотворение?


Прочитайте стихотворение самостоятельно (тихое чтение).

— Какие образы рисует поэт?

— Почему эти слова написаны в стихотворении с заглавной буквы?

— Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.


1в. – Читает все, что говорится о действиях Зимы.

2 в. – Все, что говорится о действиях Весны.

— Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми)

-Как называется этот прием? (олицетворение)


— Послушайте еще раз стихотворение(чтение учителем), понаблюдайте за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовьтесь к выразительному чтению.


Прочитаем 1 строфу.

— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

— Как автору удалось это показать. Cпомощью каких слов мы это почувствовали?

— Почему начала злиться Зима?

— В каких словах говориться, что весна вот-вот придет? (весна в окно стучится.)

— Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

— Как прочитаем эти строчки?(тоскливо, радостно, игриво)(тренировка)


Прочитаем 2 строфу

— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

— И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение. (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

— Как пробуждающаяся природа относится к Зиме. (Она заставляет Зиму уйти) Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев? (Он использует глагол нудит).Введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон.

— Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)

— Рады ли жаворонки весне? Как автору удалось показать эту радость?

(автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это торжественный радостный звон колоколов)

— Как прочитаем эту строфу?( оживленно)

Прочитаем 3, 4,5строфу.

— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

— Как автору это удалось?

— Какие слова мы выделим при чтении?

— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

— Как прочитаем эту строфу

— А теперь прочитайте это стихотворение друг другу, а потом кто-то из вас прочитаете его всему классу(2 – 3 человека)

-Слова какой части течи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?

Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.Слайд14


Весна Зима

Хохочет хлопочет

Шумитворчит

Умылася взбесилась

Румяней стала пустила снежок



— Что вы заметили? ( Какие слова ласковые или недоброжелательные,автор использует при описании действий Весны, Зимы).

(Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)

— Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот.Как Тютчев относится к Зиме, Весне.

— Как называется такое яркое противопоставление? (контраст)

-Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст?(Для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.)


5. Итог урока:

— Ну, а теперь давайте вернемся к началу нашего урока и попробуем ответить на вопросы, которые мы озвучили в начале урока


Я прочитал стихотворение ____________________ .

В этом стихотворении автор показал ____________.

Поэт сумел передать______________ настроение.

Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что__________________________ .

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.



— Скажите, кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Почему?


6. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.


Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Типы химических реакций: соединения, разложения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: