Конспект урока для 2 класса «По Н. Плавильщикову «Храбрая птица»


Урок чтения во 2 коррекционном классе.

Тема: По Н. Плавильщикову «Храбрая птица».

Цель: развитие навыка беглого выразительного осмысленного чтения и связного повествовательного рассказывания.

развитие внимания, памяти, умения сравнивать, классифицировать, обобщать;

расширение знаний обучающихся о птицах;

воспитание заботливого отношения к птицам;

развитие познавательного интереса детей;

Ход урока:

1. Организационный момент.

Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.

Тут весёлые пичужки.

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи —

За работу! В добрый час!

2. Введение в тему.

Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с загадок.

1) Кто в лесу без топора

Строит избу без угла? (птицы)

2) Как сажа черна, как сметана бела

Люблю всем в лесу рассказать, где была. (сорока)

3) На шесте дворец, во дворце – певец,

А зовут его …(скворец) 

4) Днём спит, ночью летает

И прохожих пугает. (сова)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

6) Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)

7) Маленький мальчишка, в сером армячишке,

По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)

О ком были наши загадки? ( О птицах)  

Так кто сможет сказать, какой будет тема нашего урока? Я немного уточню.

Тема нашего урока: чтение рассказа Н. Плавильщиков «Храбрая птица».

2. Изучение нового материала.

Зима на улице. Все белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Готовились и птицы. Давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц. Прослушайте сказку и подумайте, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

«Скворец и Цапля».

Цапля. Здравствуй, скворушка!

Скворец. Что ты такая печальная, цапля?

Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

У: Ребята, так почему же скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Д. Потому что это перелетные птицы. На зиму они улетают.

Свежие документы:  Сочинение на тему: «Сокровенный человек в творчестве Платонова»

У. А каких ещё перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)

Давайте рассмотрим рисунки и ответим на вопрос. (Презентация)

Почему же птицы улетают от нас? Разве им у нас было плохо? (Ответы детей: холодно, нечего есть)

У. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Это в основном те птицы, которые питаются насекомыми. Насекомых не стало, птицам нечего есть и улетают птицы в поисках пищи. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Какие же птицы остаются с нами зимовать? (Ответы детей)

Ребята, а сейчас я расскажу вам о птице, которая необычна, а вот чем, вы попытаетесь догадаться сами.(Показ слайда)

Это небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и крестообразным клювом –клёст. Клестов называют «северными попугайчиками” за то, что они подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку и придерживая шишку цепкими коготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса.

Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

У. Ребята, почему у клеста птенцы зимой выводятся?

Д. Потому что им есть что кушать.(Слайд )

4.Физкультминутка-игра «Прилетели птицы».

Правила игры: Учитель называет птиц и насекомых. Если называет птицу, надо помахать руками, изображая её; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчёлы, снегири…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, кузнечики…

Прилетели птицы: голуби, синицы, бабочки, галки, воробьи, вороны, снегири, дятлы…

Чтение рассказа «Храбрая птица»

5.Беседа по содержимому рассказа.

Чтение рассказа учащимися. Индивидуальная работа.

6. Закрепление

Игра «Голова-хвост»

7.Итог урока

Учитель читает стихотворение:

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку:

В её конуре такой же морозище,

Свежие документы:  Тема урока: И.Никитин "Утро"

Как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь, очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

(ответы детей о вопрос как можно помочь птицам в зимнее время)

Учитель продолжает читать стихотворение:

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Д/з: приготовить рассказ о клестах.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: