Конспект урока для 2 класса «знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»


Технологическая карта урока по чтению во 2 классе

Задача: знакомство с русской народной сказкой « У страха глаза велики».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: дидактические: познакомить учащихся с новым произведением; способствовать   формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, формировать умение работать с текстом произведения; обеспечить осмысление;  развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умен7ий и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдения интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски;  воспитывающие: воспитывать у учащихся чувство юмора, прививать любовь к народному творчеству.

Формируемые УУД: Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,

формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий


Планируемые результаты урока:

Личностные:- проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок

Метапредметные:

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

— читать и инсценировать сказку по ролям;

— уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);

— отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

— уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

— знать специфические особенности жанра литературной сказки;

— выделять главную мысль произведения под руководством учителя;

— характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;

— читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

— работать с содержанием текста сказки;

— читать сказку по ролям;


Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.


Оборудование: презентация к уроку, учебник “Литературное чтение. 2 класс” (авторы Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А.) – Просвещение 2012 пословицы, компьютер, проектор.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Мотивация


Настроение у нас отличное.

А улыбки дело привычное.

Пожелаем друг другу добра

Ведь урок начинать нам пора!

слайд 1

Настраиваются на успешную работу.

Слайд1



Регулятивные УУД:

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

IIПроверка домашнего задания.






















III. Физминутка



IV Организация восприятия и усвоения материала





























V Физминутка




VI.Закрепление нового




























VII. Подведение итога:









VIII Домашнее задание




IX Рефлексия: слайд11

Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.


1.- К какой сказке подходят пословицы: Дружба заботой да подмогой крепка.. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

— Что значит слово зимовье?

— Как вы понимаете выражение «пустились наутёк»?

— Как звери напугали волка? — Что волк рассказал о своих страхах? — Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)

2.Чтение сказки по ролям:

— Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя. (оценочные суждения)







1.Подготовка к восприятию.

-Скажите, любите ли вы сказки? А какие?

Сказки — это произведения, которые любят слушать все. Бабушка или мама или артист со сцены рассказывают вам сказку вслух, а вы сидите смирно ничего не говорите и слушаете. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Один человек придумал сказку, второй добавил, третий продолжил, и получилась сказка.

2.Первичное восприятие Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»? cлайд 3.4
Ребята, сейчас вы впервые услышите это произведение. В тексте вам встретятся незнакомые слова

Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.слайд 5
Колода – род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой слайд 6
Наперсток – колпачок, надеваемый на палец при шитье. Слайд 7

Сядьте, как вам удобно слушать.

Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. Слайд 8

Проверка первичного восприятия:

— Что вы почувствовали?

-Скажите эта сказка смешная или грустная? -Как в ней названы бабушка, внучка, курочка и мышка.(бабушку зовут  старушка, внучку – толстушка, курочку — клохтушка, мышку – норушка.) -Найдите абзац, в котором сказано как водоносы несут воду


Под музыку учащиеся изображают, как идут с ведрами герои сказки.


1.Чтение сказки по ролям:

— Сделайте разметку текста и определите реплики героев.

— Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них?

— Как должен читать свои слова автор?

2. Вторичное восприятие:

Вопросы после чтения:

-Определите главную мысль сказки.

— Название нашей сказки взято из пословицы. «У страха глаза велики» — пословица о том, кто раз испугавшись, всего боится.
-Для чего наши герои носили воду?

-Что ещё может расти в саду и огороде кроме яблоньки?

-Возможно, заяц пришел в огород за капустой или морковкой. И вдруг налетел ветер…..

— Что вы можете сказать о зайце?
— За что народ высмеивает действующие лица в сказке?
— Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик?
— Что показалось каждому со страху?

Бабушке-медвежище, внучке-волк,курочке – лиса, мышке-котище.
— Какие люди в народе ценятся больше всего?
/ Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях,/.
— Какие люди осуждаются, высмеиваются? Кого мы называем трусом? Слайд 9.
— Какие пословице вы можете подобрать к сказке? Слайд 10

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Какое по жанру это произведение?

— Кто автор сказки?

— А кто ее нам пересказал?

Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Сказка учит нас не поддаваться своим страхам, быть разумными и предусмотрительными. Ведь не зря говорится: Смелость(отвага) города берёт. Волков бояться в лес не ходить.


Выразительное чтение сказки по ролям.




Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как и у вас после урока. (Дети раскрашивают)










Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.







Отвечают, рассуждают.


































Ответы обучаемых,

рассуждения,

уметь давать объективную оценку

своей работе и работе товарищей.






.



.





















Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,

формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий
























































Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,

формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий









Свежие документы:  Конспект урока на тему "Береги природу, человек"












Тема урока: Русская народная сказка « У страха глаза велики».

Цель урока:

— продолжить формировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;

— ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;

— научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.


Формируемые УУД:

1.Познавательные УУД: формировать информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций, умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков. 2.Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать. 3.Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

4.Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

— оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

— проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную

сказку.

Метапредметные:

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

— использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.

— читать и инсценировать сказку по ролям;

— уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);

— отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

— уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

— знать специфические особенности жанра литературной сказки;

— выделять главную мысль произведения под руководством учителя;

— характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;

— читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;

— работать с содержанием текста сказки;

— читать сказку по ролям;


Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.


Оборудование: презентация к уроку, учебник “Литературное чтение. 2 класс” (авторы Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А.) – Просвещение 2012 пословицы, компьютер, проектор.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.

Ход урока:


I.Орг. момент.

Настроение у нас отличное.

А улыбки дело привычное.

Пожелаем друг другу добра

Ведь урок начинать нам пора!


II. . Проверка д/з.

Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.


1.- К какой сказке подходят пословицы: Дружба заботой да подмогой крепка.. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

— Что значит слово зимовье?

— Как вы понимаете выражение «пустились наутёк»?

— Как звери напугали волка? — Что волк рассказал о своих страхах? — Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)

2.Чтение сказки по ролям:

— Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя. (оценочные суждения)


III. . Физминутка


IV. Знакомство с новым материалом.

1.Подготовка к восприятию.

-Скажите, любите ли вы сказки? А какие?

Сказки — это произведения, которые любят слушать все. Бабушка или мама или артист со сцены рассказывают вам сказку вслух, а вы сидите смирно ничего не говорите и слушаете. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Один человек придумал сказку, второй добавил, третий продолжил, и получилась сказка.

2.Первичное восприятие Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»?
Ребята, сейчас вы впервые услышите это произведение. В тексте вам встретятся незнакомые слова

Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.
Колода – род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой
Наперсток – колпачок, надеваемый на палец при шитье.

Сядьте, как вам удобно слушать.

Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

Проверка первичного восприятия:

— Что вы почувствовали?

-Скажите эта сказка смешная или грустная? V. Групповая работа

1.Чтение сказки по ролям:

— Сделайте разметку текста и определите реплики героев.

— Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них?

— Как должен читать свои слова автор?

2. Вторичное восприятие:

Вопросы после чтения:

-Определите главную мысль сказки.

— Название нашей сказки взято из пословицы. «У страха глаза велики» — пословица о том, кто раз испугавшись, всего боится.
-Для чего наши герои носили воду?

-Что ещё может расти в саду и огороде кроме яблоньки?

-Возможно, заяц пришел в огород за капустой или морковкой. И вдруг налетел ветер…..

— Что вы можете сказать о зайце?
— За что народ высмеивает действующие лица в сказке?
— Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик?
— Что показалось каждому со страху?

Бабушке-медвежище, внучке-волк,курочке – лиса, мышке-котище.
— Какие люди в народе ценятся больше всего?
/ Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях/.
— Какие люди осуждаются, высмеиваются?
/ Трусливые, избегающие проблем, глупые/.

VI.. Подведение итога:

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Какое по жанру это произведение?

— Кто автор сказки?

— А кто ее нам пересказал?

Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Сказка учит нас не поддаваться своим страхам, быть разумными и предусматрительными. Ведь не зря говорится: Смелость(отвага) города берёт. Волков бояться в лес не ходить.


VII. Домашнее задание – выразительное чтение сказки;


VIII. Рефлексия:

Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как и у вас после урока. (Дети раскрашивают)

Покажите своих пушистиков.Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим настроением.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: