Конспект урока для 3 класса «Д. МАМИН — СИБИРЯК «СЕРАЯ ШЕЙКА»


Тема: Особый почерк автора.

Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка»

Цель: при изучении сказки Д. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка» отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта.

Задачи:

1.Давать детям разнообразные задания, рассчитанные на внимательное перечитывание текста с разными целями: представить характер персонажей; отследить логику развития сюжета.

2.Показать, что автор использует как сказочные приёмы описания нарастающего страха Серой Шейки, так и поэтические.

3.Учить детей отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется присутствие автора-рассказчика: его пейзажные описания, его оценки происходящего к персонажам.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Регулятивные УУД:

-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

— соотносить внешнюю оценку и самооценку.

2.Познавательные УУД:

— применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

— уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

3.Коммуникативные УУД:

— выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

— участвовать в учебном диалоге.

4.Личностные УУД:

— основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

(работа с лентой времени)


А. Пушкин

«Зимнее

утро»






200 лет назад

?

«Сказка о храбром зайце…»






100 лет назад

К. Паустовский

«Стальное колечко»






50 лет назад


— Ребята, вспомните, кто написал «Сказку о храбром зайце…»? (Д. Мамин — Сибиряк)

— Сегодня мы познакомимся с биографией писателя: Настоящая фамилия Мамин; 1852-1912 — прозаик, драматург. В литературном наследстве — 16 романов, множество повестей, рассказов, очерков. Родители писателя (отец был священником) хорошо знали и любили русскую литературу. В книжном шкафу можно было найти книги Гоголя, Некрасова, Жуковского, Пушкина, Крылова. Мамины организовали для детей поселка школу; в ней учился и будущий писатель со своим братом. Мамин — Сибиряк написал более ста рассказов для детей и о детях, сказок, легенд. Самым известным стал сборник «Аленушкины сказки» (1896 г.), созданный им для любимой дочери.

— Сегодня мы познакомимся с новым произведением Мамина — Сибиряка. На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Прочитайте. Все ли слова знакомы? Объясните значение.

1. вёрст

10. хлопотали

5. нянчится

Свежие документы:  Сценарий урока на тему «Рождественская сказка»

3. чернозобики

6. черныши

8. зуйки

2. отмели

7. селезень

9. выводок

4. калека

— Расставьте подчеркнутые буквы в нужном порядке, и узнаете название произведения.

Назовите тему урока. (Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка»)

III. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение первой части рассказа учителем.

IV. Физминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке. (На носочках ходьба на месте)

Посмотрел он вправо, влево, (повороты туловища)

Пощипал немного перья. (Наклоны туловища)

Оглянулся он вокруг

И с разбега в воду плюх! (Прыжок двумя ногами)


2. Повторное чтение учениками, работа с текстом.


1) Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? (Она спасла жизнь свой дочери: смело бросилась на лису и отбила у нее Серую Шейку, хотя одно крылышко утенка оказалось сломанным. Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)


2) А Селезень? (Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела, все равно ей суждено погибнуть зимой.)


3) Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)

На доске оформляется характеристика (учащиеся распределяют таблички со словами в соответствующие столбики)

утка селезень


(самоотверженность, эгоизм, равнодушие, забота, обыватель, любовь, сочувствие)


4) Какая из позиций ближе каждому из вас?


5) Как объяснить слова автора: «Оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех»? (В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда: если не помогать другим, не болеть душой за других, но заниматься исключительно разговорами о том, что целесообразно делать, а что нет (ведь волноваться за других и жертвовать собой всегда нецелесообразно!), философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, будешь выглядеть умным и рассудительным обывателем.) (Обыватель — это человек, который относится к окружающий сквозь призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает свое полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что не целесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Обыватель руководствуется формальными правилами: выражение внешнего сочувствия, внешней заинтересованности в жизни других, — он никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека. Обыватель всегда старается сохранить внутреннее равновесие и быть предельно вежливым с окружающими, но за этой подчеркнутой вежливостью — эгоизм и равнодушие, неспособность чувствовать чужую радость и боль.)

Свежие документы:  Тест по литературе "Станционный смотритель" 6 Класс


IV. Итог.

— Можно ли сказать, что автор — тонкий наблюдатель жизни природы? (Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлетом)

Рефлексия:

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-описание (по выбору) — Утка, Селезень.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: