Конспект урока для 3 класса «К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»


Урок литературного чтения 3 класс ПНШ

Тема К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Цели задачи урока в формировании УУД

Образовательные и познавательные УУД: учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа;

Развивающие: развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа, развивать читательские умения при различных видах работы с текстом: 

а) моделирование;
б) анализ сюжета;
в) поисковое чтение;

-формировать читательские умения: правильно называть произведение, тему, жанр;

совершенствовать навыки скоростного чтения;

Воспитывающие: воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия, трепетное отношение к природе.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.


2. Упражнение в выразительном, беглом, осознанном чтении


3. Вступительное слово, постановка темы и целей урока




















4. Работа над новым материалом.













5. Осмысление прочитанного





6. Проверка домашнего задания

(словарная работа)













7. Работа в парах



































8. Анализ произведения













Физминутка







9. Работа в группах



































































































































10. Закрепление нового материала









11. Рефлексия.





















12. Домашнее задание

Урок литературного чтения. Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.

Дыхательная гимнастика

Давайте наш урок начнём с упражнения «3 точки».

Посчитайте, сколько слов вы прочитали первый раз и запишите в читательские дневники.

Слайд 1

— Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, который очень любил природу во всех ее проявлениях: и «осенний мелкий дождичек», и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. Он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, Полесские болота, Карелия, Крым и Кавказ, описаны им в его произведениях.

Я думаю, вы уже догадались, произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский.

Слайд2 ( портрет писателя)

-Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Сегодня готовы поработать над этим произведением?

Слайд3 (эпиграф)

-Считаете ли вы, что слова, записанные на доске, французского баснописца связаны с этим произведением?

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим»

(Жан Лафонтен).

Сегодня на уроке мы будем работать над этим произведением.

-Как вы думаете какие задачи на уроке мы можем поставить?



К какому жанру относится это произведение и почему?







Дома вы должны были выписать лексическое значение слов со звёздочками

Слайд4 (словарная работа)































Давайте поговорим о действующих лицах этого рассказа.

Поработайте в парах и перечислите друг другу всех персонажей.

Назовите действующих лиц этого рассказа.

Моделирование. 2 учащихся составляют схему на доске



-Почему Ваня пришел к ветеринару?

— Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

— Найдите в тексте и зачитайте, как заботился Ваня о зайце, неся его домой?

«Бегущие огоньки»



Предлагаю поработать в группах



















После выступления 1 и 2 группы.

Давайте вернёмся к схеме с персонажами произведения

— Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему?

Слайд5 (Дед и Ваня пришли к доктору)

Найдите строки в рассказе, которые относятся к этой иллюстрации).

А доктор вызывает осуждение?

В рассказе есть еще одно действующее лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей. (ПРИРОДА) в схему.

-Найдите в тексте строки, которые подтверждают это.

-Как вы думаете кто ещё из персонажей должен быть в центре? Вокруг кого развиваются все события? Он является частью природы? (ЗАЯЦ) в схему.

-Как мы, люди должны относиться к природе? (Я) в схему.

— Как же автор относится к природе?

(АВТОР) в схему.

Выступление 3 группы.

Так построены действия в рассказе.

-Как же было в жизни, с чего началась эта история?

Слайд6 (действия в рассказе и действия в жизни)

-Какие чувства испытываете вы, когда слышите слово пожар или видите его?

Слайд7 (Пожар в лесу)

-Отчего начался в лесу пожар?

-Почему автор описание пожара поместил почти в самом конце произведения?

— От чего ещё случаются пожары в лесу?

Слайд8 (Из одного дерева)

Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может погубить миллион деревьев.

Выступление 4 группы. Почему из всех пословиц и поговорок вы выбрали именно эту? А сейчас проверим, все ли внимательно читали это произведение.

Тест с использованием мобильного класса.

Оценивание учащихся.

-Какова идея данного произведения?

-Почему этот рассказ поместили в раздел «Учимся любить»?

-А вам бы хотелось, кого то, спасти.

-Легко это делать, спасать?

Недавно мы с вами рисовали рисунки о спасателях, сегодня будем читать стихи о героях Отечества.

-Кого из героев можно назвать героями?



Уч. с. 163-169, подготовить краткий пересказ. Кто желает выучить наизусть описание грозы на стр. 166







Надувают шары.

Учащиеся читают художественную литературу













































Константин Георгиевич Паустовский

















Читают эпиграф на доске.



Размышляют о смысле сказанного в эпиграфе урока.















Это рассказ.

Это сравнительно небольшое по объёму произведение. Чаще всего события и действующие лица рассказа группируются вокруг одного эпизода, одного события или характера.

Учащиеся читают значение слов:

Оголец — озорной мальчишка, молодой парень. 

Онучи — длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги.

Пенсне — очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей  переносицу.

Кратер – чашеобразное или воронкообразное углубление в вершине вулкана 

Шамкать – говорить невнятно пришептывая 

Посох — длинная палка, трость с загнутым верхним концом или набалдашником

Коновал — знахарь, лечащий лошадей.



(Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)



?

















Ответы учащихся









Стр. 165, верхний абзац









1 группа выполняет задание. Дайте характеристику героям: Ваня, доктор, аптекарь.

2 группа выполняет задание. Дайте характеристику героям: Дед, Анисья, Ветеринар.

3 группа выполняет задание. Восстановите порядок действий описанных в рассказе.

4 группа выполняет задание. Выберите из пословиц ту, которая больше всего относится к нашему рассказу.









Ветеринар











Стр. 166 второй абзац снизу



















Стр. 166, нижний абзац







Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.





Бережно. Должны помогать и защищать природу.







События в рассказе:

  1. Ваня у ветеринара.

  2. Совет бабки Анисьи.

  3. Дорога в город.

  4. Встреча с доктором.

  5. Лесной пожар.

  6. Заяц у деда.









От жары, которая стояла в то лето.

Описание пожара нужно в рассказе для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком».







— Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.







Учащиеся выполняют на нетбуках экзамен (тест) в программе Classroom Management.







Ответы учащихся




























Коммуникативные





Регулятивные











Познавательные









































Предметные

Познавательные









































Познавательные























Коммуникативные







Регулятивные



























Предметные



Личностные



















Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные





















Личностные

























Регулятивные

Личностные











Предметные



























Познавательные





























Личностные



















Регулятивные




















Свежие документы:  Подготовка к написанию проблемного очерка "Всегда ли в жизни есть месть подвигу?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: