Конспект урока для 3 класса «Русская народная сказка «Снегурочка»


КОНСПЕКТ

{открытого {урока развитию речи,
«{Русская народная {{сказка
«{Снегурочка»
3 {класс


РАЗВИТИЕ РЕЧИ-3 КЛАСС
Тип {урока: Обобщающий урок.
}Тема: Русская народная сказка «Снегурочка».
Цели и задачи:

  1. Познакомить детей с новой русской народной сказкой, вспомнить
    другие программные сказки, развивать навыки выразительного
    чтения.

  2. Развивать творческие способности учеников, устную речь.

  3. Воспитывать мотивацию к учению, любовь к чтению.
    {Коррекционная цель: Коррекция вербальной, образной памяти,
    слухового восприятия, интонационной стороны устной речи, речевое
    дыхание.

Оборудование: Грамзапись сказки, кассета, плакаты иллюстрации-
опоры, костюмы для инсценировки, распечатанные тексты, выставка
книг, слова-опоры, бумажная кукла.

Ход {урока:

    1. Оргмомент.

— Ребята, к нам сегодня пришли гости. Повернитесь и улыбнитесь
гостям — поделитесь своей радостью от встречи с ними. Теперь
улыбнитесь друг другу. От наших улыбок в классе стало так уютно,
тепло и светло.

    1. Артикуляционная гимнастика.

      1. Вдох-выдох.

      2. Надувание щёк.

      3. Перекатывание шарика.

      4. Часики.

      5. Теплый — холодный ветер.

      6. Задуть свечи.

    2. Повторение пройденного.


  • Ребята, на прошлом уроке развития речи мы начали новую тему.
    Какую?

    1. — На доске рисунки. Посмотрите внимательно и найдите
      лишнюю. (Всерисунки зимние, а один лето)

— Почему вы решили, что этот лишний? Докажите.

    1. Беседа.

  • Какое время года сейчас настало?

  • А как мы узнаем, что пришла зима?

  • Назовите зимние месяцы?

  1. Рассказывание ранее изученных стихов.

  • Какие вы знаете стихи о зиме?

  • Расскажите.

Первый снег.

Я. Аким

Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!

Он имеет вкус

И запах,
Первый снег!
Первый снег!

Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить


На мостовой,

Он белеет вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре

Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!

Хорёк{.

Хорёк ходил на ёлку
К волку
у
Унёс хлопушку
Втихомолку.
Теперь хорёк
Своей хлопушкой
Зверей пугает
Словно пушкой.

{Снежинки.

У сестрёнки, у Маринки,
На ладошке 2 снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь — снежинок не видать.
Кто же взял снежинки


У моей Маринки?

Снежный {кролик{.

Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы не тяни —
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!

}Зима.

Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И наутро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы —

М. Родина

О. Высотская

И. Суриков


И зима настала.

Снежный дом}.

Ну-ка в руки снежный ком
Будем строить снежный дом
Мы польем его водой
Дом наш будет ледяной.
Ком за комом мы кладем
Вырастает снежный дом.

— А какие вы знаете зимние загадки?

  1. Покружилась звездочка
    В воздухе немножко,
    Села и растаяла

На моей ладошке. (СНЕЖИНКА)

  1. Я живу под самой крышей,
    Даже страшно глянуть вниз
    Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (СОСУЛЬКА)

  1. Невидимкой,осторожно
    Он является ко мне,

И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (МОРОЗ)

  1. Все лето стояли,
    Зимы ожидали.
    Дождались поры,
    Помчались с горы. (САНКИ)


5) На землю упало белое одеяло.
Лето пришло — одеяло всё сошло. (СНЕГ)
4. Постановка темы и цели урока.

  • А сейчас отгадайте мою загадку:
    Мы весной ее не встретим,

Она и летом не придет.
Но зимою к нашим детям
Она приходит каждый год…

Ёлку пышную зажжет,
Ребятишек забавляя,
Встанет с нами в хоровод.
Дружно мы её встречаем,
Мы большие с ней друзья,
Но поить горячим чаем
Гостью эту нам нельзя.

  • Кто это? (СНЕГУРОЧКА)

  • Сегодня мы познакомимся с русской народно сказкой «Снегурочка.».

  • Ребята, что такое сказка?

(Это произведение волшебного характера с вымыслом)

  • Почему эта сказка русская народная?

(У неё нет автора, эта сказка передавалась из уст в уста, то есть
рассказывалась из поколения в поколение)

  • Как обычно начинаются сказки?

(Жили-были…, В тридевятом царстве…, Давным-давно…)

  • А как заканчиваются?

(Стали жить-поживать и добра наживать…, И я там был)

  • Какие бывают сказки?
    (волшебные, бытовые и про животных)


  • Приведите примеры.

    1. Прослушивание сказки

  • Внимательно слушайте и следите за текстом.
    (Выставляю сюжетные картинки)

  1. Беседа по содержанию.

  • О ком эта сказка?

  • Как вы представили себе Снегурочку?

  • Посмотрите на рисунки, как художники её изображают, то в
    роли девочки, то — девушки.

  • Прочтите отрывок из текста, как она выглядела?

«Сама она беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только
румянца нет вовсе».

  • Почему её назвали Снегурочкой?

  1. Словарная работа.

  • А теперь разберём трудные слова, которые встретились в
    тексте.

На доске:

Смышленая (умная, сообразительная)

Спорится (всё быстро и хорошо умеет делать)

Не можется (болеет)

Град (ледяные горошины)

Запечалилась

Свечерело (потемнело)

  • В сказке встречаются интересные выражения:

  • жили ладно

  • не по дням, а по часам

  • души в ней не чают

  • запечалилась

  1. Физминутка. (танцуют дети под музыку «Снегурочка»)

  2. Выборочное чтение и разбор сказки.


  • Как жили старик со старухой?

  • Какое было у них горе?

  • Что они решили сделать?

  • Когда появилась Снегурочка?

  • Прочтите отрывок, как старики лепили дочку.

  • Что здесь сказочного?

  • Прочтите о том, как росла Снегурочка.

  • Какая была девочка? Выберите нужные слова на доске:
    трудолюбивая

ласковая

ленивая

злая

весёлая

красивая

хмурая

  • Какое время года наступает за весной?

  • Почему Снегурочка стала грустить?

  • Чему Снегурочка обрадовалась?

  • Какое время пришло за весной?

  • Куда пошли дети?

  • Что она делала в лесу вместе с другими девушками?

  • Почему она растаяла?

  • Как вы относитесь к Снегурочке, к старикам?

  1. Игра «Одень куклу».

(На доске бумажная кукла и набор летне-зимней одежды. Дети
должны выбрать нужную одежду)

  • Почему вы выбрали именно эту одежду и обувь?

  1. Игра «Зимние слова».


  • Назовите зимние слова. А за правильный ответ, я буду вам давать
    снежинку.

(Мороз, лёд, снежинка, снег, снежок, снеговик, Снегурочка, метель,
пурга, санки…)

  • Составьте с любым словом предложение.

  1. Инсценировка сказки.
    Слова Снегурочки:
    Сколько лиц кругом знакомых,
    Сколько здесь друзей моих,
    Хорошо мне здесь, как дома,
    Среди ёлочек седых.
    (Дарит детям шоколад)

  2. Итог урока.

  • С какой сказкой сегодня познакомились?

  • Что такое сказка?

  • Чему научила вас сказка?

  • Что мы еще делали на уроке?


Свежие документы:  Конспект открытого занятия На тему: «Встречаем весну» ІІ младшая группа

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: