Конспект урока для 4 класса «Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»


Педагог: Калабина Ольга Сергеевна


Предмет: чтение Класс : 4 «Б»


Тема урока: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»


Тип урока: изучение нового материала


Цель: создание благоприятных условий для развития высших психических функций, социализации учащихся.


Задачи:

  • формировать осознанное чтение целыми словами, умение читать по ролям.

  • развивать эмоционально-волевую сферу.

  • развивать опосредованное внимание.

  • воспитывать любовь к животным, чувство сопереживания.





1. Организационный момент.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Посмотрели друг на друга, гостей. Улыбнулись. Сели.











Чтение.



Жёлтые, оранжевые, золотые, красные.

Пришла Осень.


Сентябрь, октябрь, ноябрь.



Средняя


«Уж небо осенью дышало…»


Осенний лес. Лес осенью. Осеннее утро. Лягушка – путешественница. Стрекоза и муравей.

1. Приветствие.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Давайте для хорошего настроения посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Итак, друзья, внимание

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!


2. Настрой на урок.

Какой будет сейчас урок?

Посмотрите за окно. Какие краски вы там видите?

О чём это говорит?

А какие осенние месяца вы знаете?

Значит осень какая: ранняя, поздняя или средняя?

Как называется раздел с которым мы работаем?

Какие произведения уже прочли в этом разделе?











слайд









слайд





2. Постановка цели и задач урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание









Знать рассказ Д.Н.Мамина — Сибиряка «Приёмыш»

Уметь читать целыми словами, отвечать на вопросы полными предложениями.

Сегодня мы продолжим работать над разделом «Уж небо осенью дышало…» и познакомимся с рассказом «Приёмыш» Д.Н.Мамина – Сибиряка.

Он знаменит своими рассказами о природе и животных, так как очень любил и ценил их.

Что должны знать на уроке?


Что должны уметь?





слайд




слайд


слайд


3. Речевая разминка.

Деятельность учащихся.

Деятельность учителя

Примечание








Варенье

Дуют

Качели

Часики

«О»

«Лошадка», голова


«Иголочка»

А для этого разомнём наш речевой аппарат, так как Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк любил животных и птиц и наша речевая гимнастика будет о лебеде.


Осень настала

Холодно стало

Птицы на юг

Собрались улетать

Что – то случилось

Беда приключилась

Лебедю с нами

Теперь зимовать.



4. Изучение нового учебного материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание





Слушание чтения учителя.








Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь.

Послушайте внимательно рассказ, я вам прочту, а вы ответите на вопрос: Кого автор в рассказе назвал приёмышем?

Читаю

Понравился ли вам рассказ?

Что больше понравилось? Почему?

Кого автор назвал приёмышем?

Давайте дадим определение этому слову. А теперь обратимся к толковому словарю.

Данил прочти определение слова приёмыш.




слайд





слайд



слайд



5. Разбор слов по лексическому значению.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



Неподалёку, вблизи

Богатый человек

Умело

То есть

Богатые люди, обладающие властью

С любовью

Непозволительная шалость, баловство

Ребёнок у которого умерли родители

Небольшой залив в реке, озере


Отчаянным

От

От-ча

От-ча-ян

От-ча-ян-ным


Отчаянным


Необыкновенно

Не

Не-о

Не-о-бык

Не-о-бык-но

не-о-бык-но-вен

не-о-бык-но-вен-но


необыкновенно

Разберём трудные слова, которые встретятся в рассказе:

Поблизости

Барин

Ловко

Дескать

Господа

Любовно

Озорство

Сирота

Заводь (рисунок)


А следующие слова прочтём хором по нарастающей.




слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд


слайд








слайд


6. Работа с произведением.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



Читают в пол голоса.



На 3 части.


Читают по цепочке абзацами.

От имени автора.

На рыбачьей стоянке у Светлого озера.

Соболько остановился, но, видимо, ещё не верил в старое знакомство. Он осторожно подошёл, обнюхал мои охотничьи сапоги и только после этого виновато завилял хвостом.


Читают по цепочке абзацами.




Читают




Читают по цепочке абзацами.





Да


Так же

Прочтите рассказ жужжащим чтением и скажите на сколько частей его можно разделить.


На сколько частей можно разделить этот рассказ?


Давайте прочтём 1 часть.

От чьего имени ведётся рассказ?

Где происходят события?

Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище охотника?


Давайте прочтём 2 часть абзацами используя упражнение «Разведка» найдем отрывок о появлении лебедя.


Найдите и прочитайте отрывок в котором описывается, как лебедь оказался у старика.


Прочтём 3 часть по цепочке абзацами и ответим правильно ли сделал Тарас, что не обрезал крылья лебедю?


Правильно ли сделал Тарас, что не обрезал крылья лебедю?

Как бы вы поступили?


















слайд





7. Физ.минутка

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание




Стоя, махи руками

Прогнули спины, покачали головой


Выпрямились

Тихо сели

Давайте покажем, как красиво летают Лебеди.


Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

слайд


8. Работа с карточками.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Автор – барин, Тарас, лебедь, Соболько.


Тарас, барин. Они герои – люди.

Они герои – животные, не говорят.


Старик, он был рыбаком.

В лесу, около Светлого озера.

Любил природу и всё живое вокруг.

У него доброе сердце.

Любил. Все разговоры были о лебеде.


Добрый, вежливый, спокойный.

Ласково, нежно, с любовью, спокойно.






Любопытный,

так как задает вопросы.

Добрый,

Так как спокойный.

Спокойно, вопросительно.

О каких героях идёт речь в рассказе?

Кто из них может участвовать в чтении по ролям? Почему?

А Лебедь и Соболько? Почему?

Кто такой Тарас? Чем он занимался?

Где он жил?

Как Тарас относился к природе?

Почему он приютил лебедя?

Как старик относился к лебедю?

Какие основные черты характера Тараса?

Как будем читать его слова?


Какой герой приехал к Тарасу?

Выберите из пар слов подходящих к нему качеств.


Любопытный – равнодушный.

Почему?

Злой – добрый.

Почему?

Как будем читать его слова?


Возьмите карточки, давайте прочтём этот рассказ по ролям. Но для этого нам нужно подготовить глазки, чтобы они следили внимательно.

слайд

слайд


















слайд


слайд




9. Гимнастика для глаз.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Следят за лебедем плывущем по озеру.

Лебедь по озеру плывёт

В гости нас к себе зовёт

С ним поплаваем сейчас

А потом вернёмся в класс.

слайд


10. Чтение по ролям.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Читают по ролям с шапочками на голове.


слайд

11. Подведение итогов

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


«Приёмыш»

Д.Н.Мамин-Сибиряк

Автор, Тарас, Соболько, лебедь.


Доброта.

Это всё хорошее, доброе, красивое. Например весна, солнце, улыбка, мама…


Добрый человек – это тот кто любит детей, людей, готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Доброта.

Слово это серьёзное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого,

В нём забота и ласка

Тепло и любовь

В нём стремленье

На помощь прийти

Вновь и вновь.

Это качество в сердце

У многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт

И оно поважнее,

чем лица красота

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

С каким произведением познакомились?

Кто автор?

Кто герои в рассказе?

Какая главная черта характера Тараса?

Что такое доброта?



Какого человека можно назвать добрым?




Так что же это?
















слайд










слайд




12. Рефлексия.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание





Рассуждение детей.



Закончите предложения.

  • Рассказ «Приёмыш» помог мне понять…

  • Мне понравилось…


слайд


13. Задание на дом.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают домашнее задание.







Встали.


Открываем дневники, записываем домашнее задание стр. 52 – 55 чтение по ролям.

Мне понравилось, как вы работали. Оценки за работу над произведением получают…


Прозвенел уже звонок,

Значит, кончился урок.


Спасибо, ребята, за работу на уроке.


слайд










слайд





Свежие документы:  Повторение в начале года в 9 классе (на основе текстов А.Алексина)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: