Конспект урока для 4 класса «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45 г.г»


Литературное чтение, 4 класс Раздел «О Родине, о подвигах, о славе».

Тема: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45 г.г.

Р.Рождественский «Реквием»

Цели:

Стимулировать:

эмоционально ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечественной войне;

проявлять желание составлять совет.

Актуализировать умения:

выразительно читать произведение с увеличением темпа чтения;

составлять план и пересказывать текст;

воспринимать на слух поэтическое произведение;

работать с поэтическим текстом по алгоритму.

Научить:

раскрывать значение слов «реквием», «Отечество», патриотизм и использовать их в активном словаре;

определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;

составлять рассказ об ветеранах ВОВ – своих родственниках;

описывать картину, используя план;

составлять летопись основных событий края во время Великой Отечественной войны;

проводить исследование жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны:

выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве совета;

проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.


Личностные умения:

проявлять эмоционально ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечественной войне;

осмысление темы «Что значит для меня Родина»;

воспитывать в детях желание узнать историю своей семьи в истории Великой Отечественной войны для того, чтобы сохранить память об этом историческом событии

проявлять желание составлять совет.

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «реквием», «Ленинград», выражения «фугасные бомбы» и использовать их в активном словаре определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;

определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.

Регулятивные умения:

работать с текстом рассказа, используя алгоритм, план;

проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

осмысление правил взаимодействия в группе: умение договариваться о совместных действиях;

Предметные умения:

выразительно читать произведение;

работать с содержанием текста;

работать с поэтическим текстом по алгоритму;

составлять рассказ о ветеранах ВОВ;

описывать картину, используя план;

составлять летопись основных событий края во время Великой Отечественной войны;

проводить исследование жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны;

выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве совета.

Оборудование учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., А.А. Плешаков «Окружающий мир», презентация к уроку, диск Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., тест с эталоном для взаимопроверки и критериями оценивания;

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Как вы думаете, что нужно Человеку для для счастья?

Работа в группах:

Сформулируйте советы для Человека, которые помогут ему быть причастным к Родине, её истории, ощущать дух родного края, обрести счастье. Для этого используйте предложенный текст и слова для выбора.

Карточка №1

Распределите роли для групповой работы:

1.Читает___________

ОБСУЖДАЕТ ВЫБОР СЛОВ ВСЯ ГРУППА

2.Контролирует время выполнения задания____________(5 минут)

3.Отмечает в списке выбранные слова__________________

4. Вписывает выбранные слова в предложения__________________.


Прочитайте притчу.

Притча о Родине


Жил Человек там, где родился. Захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живётся весело и богато. Отправился он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал, и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чём-то, может, и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…

Свежие документы:  Урок ОБЖ на тему "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Однако для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа о чём-то, но понять он её не мог и не знал, чего же ему недостаёт в тридевятом царстве.


1. На чужой земле долго ____________не будешь, потому что Родину, как и _____________на чужбине _______________.

2. Больше всего человек скучает _______________, потому что _________ край — это сердцу _______.


3. Расставшись с ___________, скучают семь лет, расставшись с ____________ тоскуют всю жизнь.


Слова для выбора: счастлив, не найдёшь, рай, тоска, мать, Родина, отец, огород, по дому, не потеряешь, родной, бабушка, чужой, с другом, чужбина, родителей.


Слайд №1 презентации

Эталон для проверки работы по карточке № 1


1. На чужой земле долго счастлив не будешь, потому что Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

2. Больше всего человек скучает по дому, потому что родной край —это сердцу рай.

3. Расставшись с другом, скучают семь лет, расставшись с Родиной, тоскуют всю жизнь.

Учитель делает вывод: В разные времена нашему Отечеству приходилось подниматься всем миром на защиту от врагов. Из предложенных высказываний выберите то, которое можно использовать в качестве совета для Человека, который хочет обрести счастье.

«Жить — Родине служить».

«Кто за Родину горой, тот истинный герой».



III.Изучение нового

А) Самоопределение цели урока:

Кинофрагмент «Вставай страна огромная» 1 мин.

Учитель: И шла война четыре долгих года,

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить

И нас в рабов послушных превратить.

О каком историческом событии в истории Отечества эта песня и этот кинофрагмент? Что вы знаете об этой войне? Достаточно ли у вас знаний об этом? Назовите известные вам произведения о Великой Отечественной войне. Ответы детей

Б) Работа с учебной статьёй с.78 учебника «Литературное чтение» (3 мин.)

Достаточно ли вы получили информации об этой странице в истории Родины?

Какую важную информацию содержит учебная статья?

(Дата начала войны, просьба к внукам и правнукам, чтобы они не забыли эту войну.)

Что нужно сделать, чтобы расширить свои представления об этом? (читать рассказы о войне, смотреть фильмы, провести исследование в своей семье по теме, обобщить материал)

В) Сообщение учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическим произведение, которое посвящено кровопролитной долгой войне, которая не обошла практически ни одну семью. Написал его поэт, который узнал войну не по наслышке. Это Роберт Рождественский. Реквием. (поэтическое лирическое произведение в память о павших в годы Великой Отечественной войны).

Реквием — церковная служба по усопшим;

музыкальное произведение траурного характера для хора и оркестра.

Родина(происходит от слова «род»; укр. родbна — семья, болг. родbна — родина, место рождения, сербохорв. родbна — обилие плодов, чешск., словацк. rodina — семья, польск. rodzina — семья) — синоним слова «Отечество»; место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

Отечество, Отчизна— родная страна. Понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые люди испытывают к Отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

Свежие документы:  Сочинение-миниатюра по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

Патриотизм— любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Ностальгия— тоска по Родине, по родному дому.


Знакомство с творчеством Р. Рождественского представят разведчики:


Презентация (кадры 2-6) (2 минуты)


В) (диск «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой)

Прослушивание аудизаписи стихотворения.


Учитель: Какие чувства вызвали у вас эти строки?

( Чувства сопереживания, любви к Родине, гордость за Родину, людей, которые встали на её защиту).

Пробное действие:

Прочитайте этот отрывок выразительно, правильно подобрав интонацию:

  • Упражнение «Птичий базар»- чтение вполголоса с ускорением темпа, с интонацией восхищения, с целью побуждения к действию —

    • РождественсогоРРождественсогоождественсого

    Инд. чтение — прочитает_______________________

Г) Анализ лирического произведения. Фронтальный опрос.

Определите тему текста. (О войне)

Назовите главную мысль цитатой из стихотворения (Самое лучшее и дорогое-Родина)


Определите жанр текста. Стихотворение

Назовите героя текста. Родина, народ-герой

Объясните значение слова «реквием».

Д) Кадр презентации № 7 Какое предложение по цели высказывания вы видите? О чем просит нас поэт?

Учитель читает последнюю главу Реквиема и обращается к детям:

-Что помнят старшие в ваших семьях об этой войне?

— Какая история вашей семьи связана с историей Великой Отечественной войны? (Ответы____________________________________

Е) Кадры презентации 8-11

Представление материала из работы Афониной Варвары о памятнике – Мемориале «Вечный огонь» в г. Бугульме.

IV. Рефлексия. Работа в паре с карандашом. Работа с иллюстрациями на развороте с.78-79

Задание.

1.Прочитайте текст про себя.

2.К репродукции какого художника относится текст?

3.Художник находился рядом с матросами, защищавшими Севастополь? Чем можете это доказать? Подчеркни выбранное предложение для доказательства.

Текст для чтения.

На развороте с.78-79 есть фотографии и репродукции картин художников..

Александр Александрович Дейнека Оборона Севастополя.

На багровом фоне горящего города четко вырисовываются белые фигуры моряков с вдохновенными лицами, идущие в последнюю атаку против напирающей безликой массы гитлеровцев, с их ровной линией штыков. Позади море и отступать некуда.

Александр Александрович Дейнека замечательный русский художник, много лет живший в Севастополе и который любил этот город. Однажды, в 1942 году ему показали фото из немецкой газеты, в котором были показаны развалины Севастополя, из которых было ясно, какие жестокие бои вели защитники Севастополя. С 12 сентября 1941 по 9 июля 1942 года Красная армия начала вести битву за Крым и Севастополь. Было много причин того, что врагам удалось в конце концов овладеть Крымом и Севастополем, но стратегически эта проигранная нами битва легла в основу будущих побед. Красная армия освободила Севастополь в течение двенадцати дней, тогда как немцы штурмовали город 250 суток. Гитлер приказывал удержать Крым во что бы то ни стало.

Дейнека изобразил трагический конец обороны Севастополя, когда последние моряки, в чистых робах, (по старинному обычаю идущие на смерть должны переодеться во все чистое), ведут последний, безнадежный бой у самой кромки воды. Уже немецкие танки прорвались к самой воде, «но штыки горячие бьют не наугад, их в живых осталось семеро ребят».

Картина Дейнека является одним из самых ярких документов эпохи, пусть это не иллюстрация к конкретному эпизоду обороны Севастополя, ясно так же, что в таком аду не могут остаться белоснежными одежды матросов, но она является одной из наиболее драматичных картин всего российского искусства. Работа была начата в феврале 1942 года, а закончил он её осенью того же года к выставке «Великая Отечественная война».

Шла война и художник никак не мог найти подходящую натуру для центральной фигуры моряка с гранатой и он пригласил на эту роль девушку-физкультурницу с подходящим телосложением. Картина производит сильнейшее впечатление трагизмом происходящего, мужеством наших бойцов, их презрением к смерти и желанием нанести как можно больший урон наступающему врагу.

V. Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.

Диагностическая работа:

Фронтальная работа:


1.С каким событием в истории нашего Отечества 1240 года связано имя А. Невского?

Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую землю от тевтонских рыцарей. В 19 лет (в 1242 году) одержал первую значительную победу над шведами в устье реки Невы. За эту победу князя Александра стали называть Невским, а битву на Чудском озере — Ледовым побоищем. (Ледовое побоище)

Дмитрий Иванович — князь московский. На Куликовом поле, за Доном, князь Дмитрий разгромил татарское войско, за что был назван Донским.

2.В каком веке состоялась эта битва? (В 1380 году)

Русские защищали свою Родину и это придавало им особые силы. Бородинское сражение состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. Русской армией командовал генералфельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

3. Бородинское сражение — крупнейшее сражение года между русскими и французскими армиями. В какой войне это сражение стало решающим? (Отечественная война 1812 года)

Индивидуальный опрос. Взаимопроверка (работа в парах). Карточка№ 2. 7 минут

КАРТОЧКА 2 (для индивидуальной работы) ЭТАЛОН для взаимопроверки


1. Подберите к каждой пословице её продолжение и укажите его стрелочкой. Напишите те пословицы, в которых говориться о любви к Родине.

Велика святорусская земля, тот истинный герой


Родина краше солнца, не сохраняя её историю


Кто за Родину горой, и стены помогают


Нельзя любить Родину, а везде солнышко


Всякому мила своя сторона


В своём доме дороже золота

Максимальное количество баллов- 6





1

2. Определите автора для каждого названия произведения и поставь ту же цифру.

2

«Реквием» Ф. Н. Глинка

2

3



«Солдатская песнь» А. С. Старостин

3

4



«Куликовская битва» Н. П. Кончаловская

1



4

«Слово о побоище ледовом» Р. И. Рождественский


Подчеркни новое произведение.

Максимальное количество баллов-4



3. Подчеркни синонимы к слову Родина – Отечество, родня, Отчизна, держава, россы.

Максимальное количество баллов-3


4. Соотнесите имя полководца и битву, которой он руководил, и укажите стрелочкой.

Куликовская битва Александр Невский


Бородинское сражение Дмитрий Донской


Ледовое побоище М. И. Кутузов


Максимальное количество баллов-3


Критерии оценивания

Каждый правильный ответ-1 балл. В задании 16 верных слов ответов.

«5» — 15-16 верных ответов

«4» — 11-14 верных ответов

«3» — 8-10 верных ответов


VI. Подведение итогов урока. Самоанализ.

Случайно ли войны 1812 года, 1941-45 г.г. названы Отечественными?

Продолжи одно из начатых предложений:

1.Сегодня на уроке я узнал(а) о

2.После урока мне захотелось

А)Прочитать книги о

Б) Исследовать материал о

3.Сегодня на уроке я сумел (а)

4.На уроке я похвалил бы себя за:

  • Представление материала по теме урока

  • За выразительное чтение стихотворения

  • За хорошо выполненную проверочную работу.


Домашнее задание 1. Проведите исследование жизни вашей семьи в годы Великой Отечественной войны, оформите и представьте его.

2. Выразительно читать стихотворение, читать материал о Великой Отечественной войне в учебнике окружающего мира с.140-146, рассказы о войне.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: