Конспект урока для 7 класса «Литературный герой и читатель»


Урок литературы в 7 классе.

Пятникова М.Г.



Тема урока: Литературный герой и читатель.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами аналитического чтения* /беседы.

Цели:

1) предметнные: познакомить с учебником литературы (авторы, структура, содержание и основные вопросы курса;

2) метапредметные:

  • обучать чтению как средству формирования речевых умений;

  • обучать навыкам аналитического чтения (чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание);

  • развивать речь учащихся, навыки самостоятельной работы;

3) личностнные:

  • актуализировать личный жизненный опыт учащихся;

  • развивать навыки самопознания, самовоспитания, самоусовершенствования;

  • воспитывать любовь к художественной литературе и чтению;

  • воспитывать культуру труда.

Методы: частично-поисковый (постановка проблемных вопросов).

Формы: коллективная.

Методические приемы: аналитическое чтение, слово учителя, работа по вопросам, эвристическая беседа.



Средства обучения: учебник литературы, толковый и энциклопедический словарь.

Структура урока:

1 этап — организационный (2 мин.).

2 этап — подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний ( 15 мин.):

  • актуализация ранее полученных знаний;

  • знакомство учебником литературы (авторы, структура, содержание);

  • постановка учебной цели.

3 этап – обучающий (20 мин.):

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления текстов учебника (аналитическое чтение, аналитическая беседа).

4 этап — подведение итогов урока и рефлексия (2 мин.).

5 этап – постановка домашнего задания (1мин.).



Ход урока



1 этап. организационный (2 мин.).

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.



2 этап. подготовка учащихся к активному,

осознанному усвоению знаний (15 мин.).

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

  • Какие из изученных в прошлом году произведений особенно запомнились вам и почему?

  • Какие новые художественные произведения вы прочитали летом? О чём они? Что особенно запомнилось и почему?



Дополнительно:

  • Назовите известные вам вечные темы литературы.

  • Назовите роды литературы. В чём особенность каждого из них?

(эпос- повествование о событиях,

лирика- отражение жизни через переживание человека (лирического героя), его мысли и чувства,

драма (греч. Действие) — предназначен для постановки в театре (разговоры героев).

  • Как изображается человек в каждом из этих родов литературы?



  1. Знакомство с учебником.

  • Назовите авторов учебника литературы и год его издания.

  • Рассмотрите обложку учебника, прочитайте его название. Как вы его понимаете?

  • Как вы понимаете символический смысл рисунка на обложке?

  • Назовите темы разделов учебника литературы.

  • Выскажите свои предположения о содержании курса литературы 7 класса.

  • Кто и что, по-вашему мнению, будет в центре нашего внимания на уроках литературы?

  • Какой материал размещён в конце учебника и как можно его использовать в нашей работе?

Чтение обращения авторов учебника «Свои дела» с.4

  • Что нового предлагают вам авторы учебника в этом учебном году?



  1. Постановка учебной цели.

Чтение эпиграфа (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») с.5

  • О чём говорится в эпиграфе? Как вы понимаете смысл эпиграфа?

  • Что, по-вашему мнению, значит выражение «История души человеческой»?

(чувства, мысли, переживания и сомнения человека, познание внутреннего мира (кто Я?, какой Я?).

этап – обучающий ( 20 мин.).

1. Чтение статьи «Вступление от авторов учебника» с.5

  • Как вы думаете, все одинаковы, или внутренний мир каждого человека неповторим?

  • Как вы думаете, существуют ли «обычные» люди? Аргументируй свой ответ.

  • Как вы думаете, что такое личность?

2. Работа со словарём:

ЛИЧНОСТЬ | Толковый словарь Ожегова

  1. Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо (в 3 знач.). Неприкосновенность, свобода личности. Светлая личность. Роль личности в истории. Установить чью-нибудь личность. (узнать, что за человек, его имя).



ЛИЧНОСТЬ | Энциклопедический словарь

  1. Человек как сознательный член общества, с индивидуальным складом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт и качеств



  • Какие личностные качества ты больше всего ценишь в людях?

  • Что такое дневник как жанр литературы?

жанр дневника.

Разновидность автобиографической прозы. Дневник нацелен на выражение личности автора, его внутреннего мира (мыслей, чувств, переживания, отношения к самому себе и окружающим людям, к миру в целом).

  • Почему считается неприличным читать чужие дневники и письма?



3. Чтение «Вступление от автора дневника» с.7

Аналитическая беседа:

  • Из вступительной статья авторов учебника мы познакомились с автором дневника, который будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса литературы в этом году. Кто он? В чём поможет нам разобраться? (в понимании самих себя: свои мысли, чувства, поступки).

Чтение отрывка из дневника.

  • Для чего Алексей решил вести дневник?

  • Что Алексей называет «самым загадочным и необъяснимым»? (внутренний мир человека. Начинать изучать мир нужно со своего внутреннего мира – своей галактики).

  • Для чего, по-вашему мнению, человеку необходимо знать и понимать себя? (для принятия правильных решений в любых жизненных ситуациях и самосовершенствования).

  • Как вы понимаете термин самосовершенствование?

  • Что помогает Алексею на пути самопознания и самосовершенствования? (жизненный опыт, общение с другими людьми (мудрыми и опытными) через их книги)



4 этап — подведение итогов урока, рефлексия (2 мин.).

Итак, подведём самые первые итоги на пути нашего путешествия «к станции Я».

  • Как вы думаете, для чего нужно изучать литературу, читать книги?

  • Какие знания мы можем почерпнуть из художественной литературы?

Почему литература помогает человеку открывать мир вокруг и внутри себя?



5 этап – Д/З ( 1 мин.).

Выучить наизусть стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Детство» с.9





__________________________________________________________________________________* АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ — это чтение более глубокое, чем при репродуктивном восприятии текста, отражающем только развитие темы, присутствие понятий и идей. Это чтение перекрестное, сопоставляющее новую информацию с ранее полученной, сравнивающее между собой разные положения автора, это чтение с выработкой собственной оценки и отношений к прочитанному, рефлексирующее через прочитанное собственный опыт, это выявление скрытых смыслов текста. Это всегда чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание.Такое чтение, как правило, с конспектированием, использованием словарей, чтением в разумном темпе, с повторным обращением к прочитанному и т. д. Аналитическое чтение — наиболее высокий уровень чтения научной литературы.





5


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Что мы узнали о животных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: