Конспект урока литературы в 10 классе «Путешествие по литературным местам России»



Краевое государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональный лицей №40»

Красноярский край, город Ачинск






Конспект урока литературы в 10 классе

«Путешествие по литературным местам России»

(Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.М. Горький)









Подготовила:

преподаватель литературы и русского языка —

Нечипоренко Любовь Николаевна


Ачинск

2014 год




Цели:

повторить изученный материал по биографии и творчеству

Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.М. Горького;

совершенствовать навыки анализа текста;

развить у студентов умения самостоятельной деятельности, логического мышления;

воспитать чувство коллективизма, сплоченности и взаимопомощи;

Оборудование:

интерактивная доска



Ход урока:

Студенты на интерактивной доске видят карту России, им предлагается совершить виртуальное путешествие по литературным местам России, которые имеют отношение к Ф.Достоевскому, а, Чехову и. Горькому.

Группа обучающихся делится на три команды, в каждой команде выбирается капитан. После проведенного путешествия, подводятся итоги работы команд и оцениваются результаты деятельности студентов. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Капитаны выбирают маршрут следования для своей команды.



Команды усаживаются у компьютеров, совершают путешествие по литературным местам и объясняют, чем они знамениты в биографии указанных писателей.





Итак, первая команда со своим капитаном отправляется в Москву.

На интерактивной доске и на мониторах дается изображение Москвы и портрет Федора Михайловича Достоевского с датами его жизни (1821-1881).

Студенты видят следующие предметы: белый халат, плетку, Библию, книги и поясняют, какое отношение они имеют к детству Достоевского.

Затем команда с капитаном отправляется в город Петербург, даются пояснения, почему ей пришлось «ехать» именно в этот город.

На доске и на мониторах фото Петербурга, здание главного военного инженерного училища.

Мы видим портрет Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского, а в руках преподавателя появляется письмо.

Студенты объясняют, что это за странное письмо, и как оно повлияло на дальнейшую жизнь Достоевского.



Дорога ведет команду в далекую холодную Сибирь

На экранах Владимирский тракт, по которому идут политические заключенные.

Необходимо дать объяснения по данному факту биографии писателя.



И вот Омский острог.

Вопросы на экранах.

Сколько лет проведет в Сибири и Казахстане писатель?

Какими будут для него эти годы?

Как он назовет эти места?



На снимке видна камера с арестантами, видя которую, студенты рассказывают, какие были отношения у Достоевского с теми, с кем ему пришлось жить, работать и общаться четыре страшных года, где выживали только сильнейшие.

Свежие документы:  Разработка урока по теме: "Природа и люди Древней Индии" 5 класс

Далее команда отправляются вместе с Достоевским в Семипалатинск, где он находится 5 лет.

Глядя на фотографию писателя, студенты вспоминают, чем занимался Достоевский в Казахстане в течение 5 лет.

Шли годы. Подходил к концу срок каторги и солдатчины.

Прошло 9 лет с тех пор, как Достоевский покинул Петербург.

Команда снова в дороге в дороге, путь лежит в столицу, а значит в город, откуда Достоевский был отправлен в Сибирь.

За длинный путь от Сибири до Петербурга вспоминал Достоевский о своем прошлом, о Петрашевском, который всплывал в его памяти, о «гражданской казни», учиненной правительством над петрашевцами и над Достоевским. Да! Многое пережито, многое выстрадано, а что ждет впереди?

Подъезжаем к Петербургу.

На экранах Петербург

Трепетно и радостно на душе у Федора Михайловича.

Как сложится его жизнь дальше?

Сделала ли каторга и солдатчина Достоевского злым и жестоким?



На эти вопросы отвечают сами студенты.

Достоевский решил стать писателем. А почему?

Далее команда среди названий книг, изображенных на экране, называют те, которые были написаны Ф.М.Достоевским.

«Униженные и оскорбленные»

«Бедные люди»

«Отцы и дети»

«Анна Каренина»

«Воскресение»

«Преступление и наказание»

«Идиот»

«Бесы»

«Братья Карамазовы»

«Война и мир»



Перед командой ставятся вопросы:


Какую задачу поставил перед собой Достоевский, будучи писателем?

Кого он защищал через свои произведения?

Был ли в этой защите смысл?

Студенты выбирают из предложенных любой роман Ф. М. Достоевского и дают ему краткую характеристику, называя главных героев, тему произведения, основные сюжетные линии.

Затем студенты делают вывод о значимости творческой деятельности великого писателя России и мира Ф. М. Достоевского.


Вторая команда с капитаном отправляется в город Таганрог, на экранах изображение этого города и портрет Антона Павловича Чехова (1860-1904).

Попадая в этот город, студенты рассказывают, какими были детские года Антона Павловича Чехова.

В руках у преподавателя билет, позволяющий Чехову поехать в Москву.

Команда должна пояснить, куда Чехов отправится после окончания гимназии.

На экранах появляется Московский университет.

Команда поясняет, какое отношение это учебное заведение имеет к Чехову.

Мы видим обложки юмористических рассказов, студенты объясняют, какое отношение эти произведения имеют к Антону Павловичу

Независимо от своего желания Чехов становится писателем, а потом писательская деятельность станет для него делом его жизни.

На экранах остров Сахалин, вместе с Чеховым команда отправляется на остров и дает пояснение – зачем Чехов поехал туда.

Свежие документы:  Сочинение на тему «Концепт «современности» и категория времени в «советской» и «несоветской» поэзии»

Итак, мы на острове. Что видят наши глаза, о чем говорят наши сердца?

И снова дорога, проходит месяц, и мы с Антоном Павловичем оказываемся в Москве, но жить здесь Чехов не может.

А почему? И куда он едет?

На экранах дом Чехова в Мелихово.

Студенты рассказывают о жизни Чехова в Мелихово.



А теперь мы по дороге в Ялту

На экранах Ялта.

Команда дает пояснение, как там оказался А.П. Чехов, и какой была жизнь писателя и врача в этом городе.

На экранах вокзал, отправляющийся поезд, портрет Чехова и его жены – Ольги Книппер.

Команда должна пояснить, куда Чехов держит путь и почему уезжает.

После рассказа студентов о периоде жизни Чехова в городе Баденвейлер, команда получает задание – дать краткий анализ творчеству А.П. Чехова.

Работа третьей команды.

Вот пред нами паровоз, который помчит команду к берегам Волги – в Нижний Новгород.

Среди портретов русских писателей и поэтов, демонстрируемых на доске, студенты третьей команды должны отыскать того, для кого эти места являлись родиной.

В Нижнем Новгороде родился А. М. Горький (1868-1936).

На доске портрет М. Горького. Студенты рассказывает о детстве Алеши Пешкова.

По записям, изображенным на экране, студенты должны объяснить, что означают в судьбе Горького выражения: «В людях», «Мои университеты».

И снова дальний путь.

Остановка в Казани.

На экране появляется изображение Казанского университета.

Долго мы здесь не задерживаемся. А почему?

Следующая остановка в Тифлисе.

Видим изображение этого города на экранах.

Команда поясняет, что было примечательного для Пешкова в этот период жизни в Тифлисе, студенты называют произведение, которое Горький написал в этом городе, и дают ему краткую характеристику.

Время не ждет, мы снова в дороге, за окнами мелькают города и веси, а Горький думает.

О чем? Что тревожит его душу?

Впереди опять Нижний Новгород, затем долгая дорога за пределы России и не очень скорое возвращение в родные края.

Студенты объясняют, что заставило А.М. Горького покинуть родину и уехать сначала в Америку, а затем в Италию.

На экранах фотографии Нью-Йорка и острова Капри.

И только в 1913 году он вернется в родные места.

Мы возвращаемся вместе с ним.

А почему именно в 1913 году Горький решил вернуться в Россию?

Вспоминая о жизни А. М. Горького, студенты дают объяснения, какие произведения были написаны этим человеком в разные этапы и периоды его жизни и делают вывод:

Свежие документы:  Конспект урока на тему "АЛЬДЕГИДЫ"

Чем был так знаменит в свое время А.М. Горький?

Почему он пользовался большой популярностью не только в России, но и за рубежом?



Заканчивается урок, но не заканчивается путешествие наших студентов которое они совершили по тем местам России, где жили и создавали свои творения великие люди земли русской!



Подведение итогов:

подсчитываются баллы, идет награждение команд — (ставятся оценки за работу и дарятся диски для записи)



Путешествие продолжается!



Использованная литература:


Ю.В. Озеров «Уроки-беседы по русской литературе». М., «Высшая школа», 1998г.

Г.А. Обернихина. Литература. М., «Русское слово», 2011г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: