Конспект урока на тему «А.В. Некрасов «Северная весна»


Выполнение регионального компонента (НРК)


«Здравствуй Коми, земля,

здравствуй родная земля!»

В.И. Лыткин

Урок одного стихотворения.


Тема: А.В. Некрасов «Северная весна».

Цели:

  1. Закрепление навыков, знание орфограмм, определение частей речи.

  2. Упражнения в подборе точных слов и выражений.

  3. Работа над стихотворным текстом о природе, над лексическим значением слова.

  4. Обогащение словарного запаса учащихся.

  5. Воспитание положительных эмоций, любви к природе.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступление.

Стихотворение И. Токмаковой «Весна» читает ученик.

— Какова тема стихотворения?

— Назовите весенние месяцы.

— Хотите узнать, как родились эти названия, истоки этих слов, что они обозначают?

Дети читают с экрана.

Март – В Древнем Риме первый месяц года и весны посвящается Марсу, покровителю полей и стад. В честь него и месяц так назван.

Апрель – В Древнем Риме означает теплый, солнечный. На Руси называли «Цветень», так как все начинало цвести.

Май – 5 месяц года у нас сейчас, последний месяц весны. В Древнем Риме Майя – богиня земли и плодородия, отсюда и название – май.

— Народ с давних времен прославлял все времена года и весне посвящено много песен стихотворений, загадок, пословиц и поговорок.

— Кто знает стихи о весне? (дети читают стихи)

— Вспомните пословицы о весне (называют).

Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.

— Раскройте смысл пословицы. Объясните. Запишите в тетради.


3. Объявление темы и цели урока.

— Сегодня мы будем работать над стихотворением коми поэта А.В. Некрасова «Северная весна».

— Что можете сказать о стихотворении по его названию?


  1. Работа над стихотворением (на экране I часть)

З . ма, забрав . . . и дрожь, (метель, пургу, вьюгу)

За тундру . . . .(уходит, бежит, уплывает, спешит)

И . . . нитью дож . ь (серебряной, янтарной, золотистой)

Р . машки . . . . (рисует, вышивает, лепит)

Задания:

  1. Выбери из данных слов подходящее, которое использовал автор. (автор использовал перекрестную рифму 1 и 3, 2 и 4).

  2. Вставьте орфограммы, докажите из правописание.

— Спишите четверостишие.

3. Объясните, что такое тундра?



4.Второе предложение разберите по членам предложения.

— Укажите части речи.

5. Подберите слово к схеме из стихотворения. Сделайте разбор.


— Какой части речи принадлежит это слово?

— От какого слова произошло?

— При помощи какой части слово образовалось оно?

(Золотистой – прил., золото, суффикс – ист)


II часть.

(Картинка черемухи) фату ветвей

Посеребрили тонко.

Залился звонко (картинка соловья),

(Картинка ручьи) залились звонко.

(запели громко).



Физминутка

Ручеек бежит, журчит, перепрыгивает (имитация бега, прыжков)

Всю весну журчал, петлял и до речки добежал (водоворот руками, бег)

Задания:

  1. Вместо рисунков подставьте слова. В 1 и 4 строчке существительное множественного числа. В 3 строчке единственного числа.

— Прочитайте четверостишие.

— Что такое фата? Найдите значение слова в толковом словарике.

  1. Как вы понимаете что значит в стихотворении выражение « фату ветвей посеребрили тонко»? (черемуха зацвела)

— Какие словосочетания повторяются? (залились звонко)

— Чтобы вы изменили в этом четверостишии? (запели громко)

— Запишите четверостишие.

  1. Найдите сущ., род.п., множ.числа (ветвей)

  2. Найдите глаголы и докажите что это глаголы.


III часть.

— Восстановите порядок строчек, оставляя первую, вставьте пропущенные буквы.

В . сна в душе г . здо св . ла. (1)

И светел день и ночт св . тла, (3)

Прекрасно жить на свете! (2)

И милый Север светел. (4)

Задания:

  1. Объясните орфограммы. Прочитайте правильно четверостишие, запишите его.

— Что значит выражение «весна в душе гнездо свила»? (радость, ожидание чуда, душевные переживания)

  1. Почему слово Север с заглавной буквы?

— Что означает это слово?

  1. Какое слово повторяет автор? (светел, светла)

— Что этим он хотел сказать?

  1. Какие из этих слов (светел, светла) требуют проверки?

— Назовите проверочное слово.

  1. Прочитайте первое предложение и найдите существительное, определите падеж. (весна – им.п.; в душе – п.п.; гнездо – в.п.)


5.Обобщение.

— Прочитайте стихотворение.

— Какова его тема? О чем оно?

— Чему посвящает свое стихотворение коми поэт Некрасов?

— Какие картины возникают у вас при чтении «Северной весны»?

— Нарисуйте словами.

— Какое настроение передает А.В. Некрасов своим произведением?

— Какое настроение вызывает это произведение у вас?

— Какие задания показались вам более увлекательными?

— Какие задания вызвали затруднения?

— Какое задание хотели бы еще выполнить по стихотворению? (нарисовать рисунок весны)

Д.з. рисунок (Приложение )



Свежие документы:  Конспект урока технологии «Ниточка за ниточкой»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: