Тема. К Паустовский «Заячьи лапы».
Цель: Ознакомление с содержанием рассказа К Паустовского «Заячьи лапы». (1 урок)
Задачи: Ознакомить с содержанием рассказа К Паустовского «Заячьи лапы».
Учить правильно и последовательно излагать свои мысли; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения; обогатить словарь детей.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление;
устную речь; обобщать и делать выводы;
Воспитывать заботу, любовь и бережное отношение к «братьям нашим меньшим»,
способствовать формированию нравственных качеств.
Ход урока
Организация класса. Жужжащее чтение 5 мин.
Психологический настрой на урок
Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Разминка.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам, молока б нам.
Повторить несколько раз.
Проверка домашнего задания
Пересказ рассказа.
Сообщение темы и задач урока
Подготовка к изучению темы
Работа в группах. Задание. У каждой группы на столе лежат карточки с загадкой.
— Составьте из слов загадку и отгадайте ее
за Это зверь что лесной Это что за зверь лесной
как сосной? столбик, под Встал, Встал, как столбик, под сосной?
стоит И травы -среди И стоит среди травы —
головы. больше Уши Уши больше головы.
(Заяц)
Взаимопроверка: группы друг у друга проверяют работу.
На интерактивной доске появляется загадка с картинкой. Ребята сверяют и анализируют работу.
Интересные факты о зайцах. А знаете ли вы, что…
Презентация
— Зайцев можно встретить в любой стране на земле, так как они обитают по всему земному шару;
— в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма;
— во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились;
— зайцы могут несколько километров подряд пружинить на своих лапках со скоростью 50 километров в час, при этом совершая немыслимы виражи. Можно сказать, что у них в лапах настоящие пружины;
— зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают;
— зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории;
— многие заблуждаются, полагая, что зайцы являются вегетарианцами. На самом деле эти животные едят не только капусту и морковку, но и мясо.
— для общения между сородичами зайцы используют свою «барабанную дробь», которую они выбивают лапками. Также, как слоны, зверьки топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята;
зайцев часто называют косыми, хотя на самом деле косоглазия у этих зверьков нет. А называют их так, из-за умения зайчика петлять во время бега. Таким спобом заяц старается запутать своего преследователя и уйти от погони. Зверек все время петляет еще и из-за ассиметрично развитых левых и правых лапок;
— зимой у зайцев на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животное не заморозило животик. Отрастают волоски и вокруг носика, защищая его от мороза;
— известен случай, когда зайца воспитала домашняя собака. Зверек перенял от своего «воспитателя» манеру поведения: бросался на других собак и даже кусал их;
— раньше зайцев относили к отряду грызунов, однако теперь для них выделили отдельный отряд зайцеобразных;
-в хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам прильнув к земле, обследует все вокруг, при этом оставаясь незаметным.
— живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5. Однако были зафиксированы случаи, когда заяц доживал и до 13,5 лет.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением К Паустовского «Заячьи лапы».
— Как вы думаете, о ком или о чем говорится в произведении? Почему? (Ответы детей)
— Но сначала мы поговорим о самом писателе.
— Какие его рассказы вы читали раньше? (Выставка книг)
Работа с учебником: Библиографический словарь
Презентация о писателе.
Работа с текстом. Освоение и осмысление содержания рассказа.
Чтение с остановками.
Чтение рассказа от начала до слов …под засаленной курткой.
— Почему лапы зайца пожженные? — Кого называют ветеринаром?
— Почему ветеринар прогнал Ваню?
— Какие чувства испытывал Ваня. – Как вел себя заяц?
-Что означает слово оголец? (Ответы детей)
— Расскажите продолжение рассказа. Что будет дальше, как вы думаете? (Ответы детей)
Чтение рассказа до слов …под маленький кратер.
— Что такое маленький кратер?
— Кого встретил мальчик у ветеринара? — Что рассказал ей Ваня?
-Что она посоветовала ему? Как вы думаете, зачем? Какие слова употребляла в своей речи Анисья? Какие это слова? Как Ваня дошел до своего дома?
— Какие чувства испытывал Ваня, когда нес зайца домой?
— Куда и зачем пошли дед и Ваня?
— Как вы думаете, поможет ли им Карл Петрович?
Физмитутка
Чтение рассказа до конца.
-Как бы вы назвали этот рассказ?
— Какое стихийное бедствие послужило началом этой истории?
— Кто участвовал в спасении зайца? Зачем? — Каким вы представляете зайца?
— Назовите положительных и отрицательных героев.
— Как заяц спас деда?
-Как бы вы поступили, если бы к вам попал этот заяц?
— Какая основная мысль этого рассказа?
Вывод: Добро, которое мы делаем другим, может послужить и нам.
Рефлексия
Составить синквейн о зайце
Обобщение прочитанного.
— Что хотел сказать автор своим произведением?
Домашнее задание. Прочитать текст, ответить на вопросы учебника, приготовить по 2 пословицы о доброте и добрых делах.