Конспект урока на тему «Л. Н. Толстой «Прыжок»


Тема урока: Л. Н. Толстой «Прыжок».

Задачи урока:

  • раскрыть психологический характер конфликта;

  • совершенствовать умение анализировать поступки лите­ратурных персонажей и видеть их мотивы;

  • развивать воссоздающее и творческое воображение.

Оборудование: выставка книг Л. Толстого.































Ход урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД у учащихся

Организационный момент

Приветствие детей.

Только что звонок раздался,

Впереди нас ждут дела.

Тихо сели, спинки ровно,

Ведь работать нам пора.


Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Проверка домашнего задания

Пересказ текста «Акула» Л. Н. Толстого по выбранному плану.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Интеллектуа-

льная разминка и введение в тему урока.



























Цель урока.

  1. Когда пешком идешь, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? (пассажир)

  2. Вокзал для корабля?

  3. Самый главный человек на корабле?

  4. Имя писателя с которым  мы познакомились вчера?

  5. Как звали его папу?

  6. Где родился Л.Н. Толстой?

  7. Сколько томов написал? (90)

  8. Какие рассказы мы читали? (Косточка,  Акула…)

Представляется выставка книг рассказов Л. Толстого).

— Что вы видите на обложках книг?

Нам автор произведенья написал,

Чтоб каждый вдумчиво их прочитал.

Читая, должны мы героев понять,

Через поступки характер узнать

И замысел автора разгадать.

— Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы и средства. И они самые различные.

Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны нового художественного произведения. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и, наконец, уметь рассуждать с опорой на текст.

— Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов. А ещё мы поучимся находить в тексте слова, которые помогают понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею.

— Сформулируйте цель урока.



П.: строить речевое высказывание в устной форме, вспоминать нужную информацию.

П.: производить анализ.

Работа до чтения. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).

Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Л.Н.Толстого 

— Откройте учебник на с. 82 и прочитайте название произведения.

— Что означает слово «прыжок»? (Быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой-либо точки опоры).

— Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок. Но мы пока не знаем, куда был совершен прыжок и не знаем его причину.

— А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)

По названию можно сказать, кто будет главным героем?

— Прочитаем рассказ Л. Толстого «Прыжок» и узнаем, какой смысл вложил автор в слово-

название, о чем он хотел нам рассказать.

— А кого можно назвать хорошим читателем?

— Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого надо делать?


Словарная работа.

 Прочитайте  слова   и подчеркните те слова, значение которых вам непонятно.

— Кто нам поможет разобраться?
Аршин – старая рус. мера длины =71см
Чему равны 2 аршина? 3? (142, 213)
Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса
Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки
Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе

2. Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенным словам
сорвала шляпу – …
скинул куртку – …
бросился догонять -…
— Почему автор использовал именно эти слова? 






П.: строить речевое высказывание в устной форме, вспоминать и анализировать нужную информацию.


Работа по теме урока.


В качестве подготовки к первичному восприятию текста предлагается рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно. Нужно обратить внимание детей на конст­рукцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, ког­да мальчик мог сорваться с огромной высоты. Рекомендуется сказать ребятам о том, что в XIX веке корабли совершали такое кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев.

Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева

Мачты возвышались на 15-25м, т.е. высота достигала размеров 3-5 этажного. дома

На мачтах перекладины, на кот. держатся паруса. От перекладины, к др. перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок.

Скорость парусного корабля небольшая, поэтому плавание продолжалось долго.


П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте.

К.: формулировать собственное мнение, использовать речь для регуляции собственного действия.

Работа после чтения.

Слушаем аудиозапись произведения.

После чтения делается не­большая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями:

Ка­кие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Для того чтобы активизировать исследовательское мышле­ние детей, задается проблемный вопрос:

Из-за чего мальчик совершил прыжок?

(В ходе предварительного об­суждения ребята высказывают свои предположения: из-за обе­зьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из круго­светного путешествия?

(Эти детали помогают понять настрое­ние людей на палубе: люди психологически и физически ус­тали от многомесячного путешествия, им хочется новых впе­чатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обе­зьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту).

Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

(Он сын капитана, ему 12 лет).

— Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?

(Сын капитана — значит, его все знают на корабле, и он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет — начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого ха­рактера) со стороны окружающих).

Почему мальчик полез за обезьянкой? (Возможные варианты ответов):

  • ему было жалко потерянной шляпы;

  • он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;

  • ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Уяснение мотива поступка героя.

Работа с ней требует вни­мательного перечитывания основной части рассказа.

В завер­шении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса:

— Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

(Чи­татели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьян­кой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца).

Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезь­янке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезь­янка — не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится).

Характеристика героя.

Каким, предстает мальчик в этом рассказе?

Для этого предлагается работа с тестовым заданием:

«Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Вы­берите те, которые считаете главными, объясните свой выбор».

(Текст задания написан на доске и распечатан для каждого уче­ника).

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять свое достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.

Похож ли мальчик на отца-капитана?

Работа в группах.

Прочитайте пословицы, и выберите те, которые подходят к нашему тексту. Докажите!

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын — храбрец.

Кому потеха, а мне не до смеха.


П.:раскрыть психологический характер конфликта;

Р.:совершенствовать умение анализировать поступки лите­ратурных персонажей и видеть их мотивы;


Информация о домашнем задании

Пересказ основных событий рассказа.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Рефлексия

— Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? Ка­кой смысл вкладывает в слово «прыжок» Л. Толстой?

— Какова идея произведения?

-Зачем автор рассказал нам эту историю?

Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вам спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.


Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Свежие документы:  Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс, 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: