Конспект урока на тему «Сказка как средство формирования нравственных качеств дошкольников»


Тема: Сказка как средство формирования нравственных качеств дошкольников.

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности. Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как:

— преданность Родине;

— любовь к своему народу;

— героизм;

— скромность;

— доброта;

— вежливость;

— правдивость;

— дружелюбие и др.

Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Патриотизм порождает любовь к труду, трудовой процесс влечет за собой коллективизм. Последний вытекает из чувства любви к своему народу.

Сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником жизни». Нравственное сознание определяется условиями материальной жизни общества, общественный бытием и находит отражение в сознании человека в форме нравственных понятий и суждений, которые регулируют отношения людей друг к другу и к обществу.

Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.

Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающееся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниям и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Цель данной работы – изучение сказок как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Поставленная нами цель решается с помощью следующих задач:

1.Рассмотреть сказку как один из основных факторов нравственного воспитания дошкольников. Выявить её роль и значение для воспитания личности ребёнка.

2.Изучить уровень сформированности нравственных качеств детей.

3.Подобрать эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с родителями.

4.Обогатить развивающую среду, применить материалы в работе с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями.

Практическая значимость заключается в том, что нами составлен план работы с детьми и план взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств с помощью сказки и применён на практике. А также обогащена методическая копилка для родителей и педагогов-практиков.

Основные термины и понятия использования сказок в качестве средства нравственного воспитания.

В русском языке слово «сказка» в современном значении появляется не раньше XVII века. Понятие «сказка» не было зафиксировано ни в каких точных научных определениях. Слово же «сказка» первоначально имело совершенно другой смысл: оно означало сказанное или написанное слово, имеющее силу документа. В устном обиходе «отобрать сказку» некогда соответствовало нашему «снять показания».

В «Мертвых душах» Н. В. Гоголя «ревизскими сказками» назывались установленные путем ревизии документированные списки крестьян, принадлежащих одному помещику. Итак, до XVII века в русском языке слово «сказка» обозначало нечто достоверное, письменное или устное показание, имеющее юридическую силу.

С XVII же века прослеживается еще одно, притом противоречащее приведенному нами, значение слова «сказка». В указе царя Алексея Михайловича 1649 г. говорится: «Многие человецы неразумьем веруют в сон, и в всречю, и в полаз, и в птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылые». Здесь слово «сказка» обозначает уже то, что мы понимаем под этим сейчас.

Одно из определений сказки, принятых в Европе, дали Болоте и Поливка. Смысл его сводится к следующему: под сказкой со времен Гердера и братьев Гримм понимается рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира; история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят ее невероятной или недостоверной.
Однако в этом определении, невзирая на то, то оно принято, существует целый ряд слабых мест, основное из которых в том, что сказку никак нельзя считать «не связанной с условиями действительной жизни». На самом деле вопрос об отношении сказки к действительной жизни очень сложен.

Крупнейший собиратель и исследователь сказки А. И. Никифоров, посвятивший этой проблеме несколько специальных работ, дает следующее определение сказки.

Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские, и отличающиеся специальным композиционно — стилистическим построением. Это определение и легло в основу научного определения сказки, помогая отграничить его от других родственных ей образований.

То, что сказка принадлежит к развлекательным жанрам, нисколько не противоречит ее глубокой идейности. Она имеет определенным образом выраженное воспитательное значение, поскольку сказка — «целый художественный мир, и отличается этим от обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение; от легенды, которая имеет морализующие цели, или от предания, задача которого — сообщить какие-то сведения». Основной признак сказки, отграничивающий ее от родственных жанров, — ее «несбыточность», а отсюда и неверие в действительность рассказываемых в ней событий. Чаще всего сказку не разграничивают с мифом, хотя первая имеет развлекательное значение, а второй — сакральное.

Е. Бете считает и сказку, и миф «просто рассказом».

Вундут считает мифы первобытных народов просто сказками.

Сказка адресована живому творческому созидательному «детскому началу» в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограничения. Сказка — древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.

Сущность и виды сказок.

   Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.
   Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят» реку. А вот если совет будет совершенно нереальный, фантастичный, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема побеждена.
   Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в Ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.

Свежие документы:  Почему мы наряжаем ёлку?

  Область сказки огромна. Изучение сказки неотделимо от изучения истории народов мира, этнографии, религии, истории, форм мышления и поэтических форм. Не придя к единому определению, основные признаки сказки как жанра выделить всё-таки можно. Признак развлекательности — стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым исследователем Никифоровым, а именно необычностью события составляющего содержание сказки. Специальное композиционно-стилистическое построение отличается специфической для неё поэтикой. В действительность рассказанного не верят.

Общие черты сказки выделены, но сказок в мире огромное множество и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать. Первым из ученых — сказковедов к этой проблеме обратился А.Н. Афанасьев. Так как он являлся собирателем сказок, ему необходимо было упорядочить огромный и пёстрый сказочный материал. Вот как выглядит его система:

— Сказки о животных — древнейший вид; он восходит частью к примитивным Natursagen, частью к позднейшему влиянию литературных поэм средневековья (вроде романа о Ренаре) или к рассказам северных народов о медведе, волке, вороне и особенно о хитрой лисе или ее эквивалентах — шакале, гиене.

— Волшебные, мифологические, фантастические. Сказка волшебная, генетически восходящая к разным источникам: к разложившемуся мифу, к магическим рассказам, к обрядам, книжным источникам и т. д.: волшебные сказки бывают мужскими или женскими по герою и свадебными или авантюрными по целеустановке. Сюда относятся, например сказки о «Победителе змея», «О царствах золотом, серебряном и медном», «О юноше, обещанном морскому царю», «Хитрая наука», «Муж ищет исчезнувшую жену», «Мачеха и падчерица», « серый волк» и др.

-Былинные — исторические сказания. Они корнями ближе к мифам или к религиозной литературе исторических религий: христианства, мусульманства, буддизма, иудаизма и т. д. Напр. «Гордый царь», «Божий крестник», «Бог в гостях у человека», «Пустынник и черти» и т. п.

— Новеллистические или бытовые; Сказка новеллистическая с сюжетами бытовыми, но необычными: «Правда и кривда», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», сказки о глупых чертях, великанах, о ловких ворах и т.п. Генетически новеллистическая сказка чаще корнями уходит уже в феодальное общество с четкими классовыми расслоениями.

Докучные; Сказки-пародии (совсем новый жанр), пародирующие сказочную форму (напр. коротушки или бесконечные, так наз. «докучные» сказки), или содержание сказок («Фома Беренников»), сказки-дразнилки. Особенно среди пародий надо отметить небылицы, происхождение которых может быть даже очень древнее. Здесь обнаруживается беспорядочность, но всё же получается стройная классификация, включающая крупные разряды:

— Сказки о животных;

— Сказки о людях или бытовые;

— Волшебные сказки;

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно! Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем — и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве тридесятом государстве. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь — все колдуны да ведьмы. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Новеллистической чаще всего называют бытовую сказку. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник — над попом, солдат — над генералом, а младший, обиженный в семье — над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость.

Не выделен разряд — сказки кумулятивные или цепевидные. Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или же «отсылок» (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме и ритму.

Наконец, детская сказка, т. е. рассказываемая детьми, а часто и взрослыми для детей, — генетически очень сложна и невыяснена, но составляет особый жанр со своим строением и даже сюжетами. Таковы, например, «Петушок подавился зернышком», «Коза и козлята», «Теремок», «Коза за орехами» и т. п.

У отдельных народов система разновидностей сказок конечно колеблется.

Таким образом, получается всего четыре крупных разряда — сказки о животных, волшебные, новеллистические, кумулятивные. Тем не менее, научная классификация сказок не создана ещё до сих пор.

Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа. Люди любят сказки. А.И.Никифоров отмечает, что есть профессии, которые способствуют исполнению сказки. Сказку любили ремесленники: портные, сапожники, плотники, печники и т.п. Из них нередко выходили хорошие рассказчики. Сказочник в разные эпохи был различен. Предполагают даже существование сказочников профессионалов на том основании, что у многих народов рассказывание сказок вводится в производственную жизнь и компенсируется натурой. Современный же сказочник-мастер в большинстве случаев не является профессионалом, а только человеком, готовым развлечь, занять, потешить слушателей. Сказка заполняла досуг. В царском указе 1649 года говорится, что многие люди «сказки сказывают небывалые». В XVI—XVIII вв. бахарь-сказочник был необходимым лицом при царях и в каждом зажиточном доме. Иностранцы Олеарий и Самуил Маскевич подтверждают это. Даже в XIX веке С. Аксаков, Н. Давидов и Л. Толстой вспоминают о дворовых-сказочниках. В середине XIX века сказочник был нередким гостем в городских трактирах. У крестьян же сказка до начала XX века в зимние досужие вечера была любимым развлечением всех возрастов. Северные лесорубы, сплавщики леса и рыболовы рассказывали сказки в перерывах на работе. Уральские рудниковые рабочие тоже. В сельской и домашней работе, в овинах, на барщине, чтоб не уснуть, пермские пимокаты, вологодские богомазы, деревенские портные, печники, торговцы скотом, плотники, мельники, церковные сторожа, дьячки, бурлаки, няньки, молодежь на беседах и посиделках, солдат в казарме или дома, матрос, балаганный клоун и скоморох, сибирские артели судостроителей, ямщики, нищие и бомольцы- вот профессии и положения, для которых сказка была ведущим жанром художественной литературы.

Её любили лесорубы, рыболовы. Получается, что сказки жили в мужской среде. А были ли женские сказки?

В.Я.Пропп указывает: «Особой областью женской сказки являются сказки нянек и бабушек для детей. Знание сказки и любовь к ней прививается с детства. Деревня прекрасно знает не только развлекательное, но и воспитательное значение сказки».

Значит, если мужская сказка рассказывалась с целью развлечения, то женская сказка кроме развлечения, преследует воспитательную цель. В.П.Аникин считает так: « Что сказка имеет воспитательное значение — это, несомненно, но что она создаётся с целью воспитания — это определённо неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки». Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательный и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

Влияние сказки на нравственное развитие ребёнка.

Детская книга, а именно сказка, должна учить сопереживанию, состраданию. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап — инсценирование.

Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств, живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и не справедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Свежие документы:  Открытый урок по геометрии Тема урока: «Биссектрисы углов» 7 Класс

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жизни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, …дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, …но каждое слово этой сказки — как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе — игра творческих сил народного духа. Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…». Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Многие народные, сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес детей к ним.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Принципы планирования работы с детьми по формированию нравственных качеств с помощью сказки.

1. Развитие ведущих для данного возраста качеств и форм поведения.

Игры и занятия, организованные взрослым, направлены на решение развивающих задач. На третьем году жизни ребёнка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с ребёнком необходимо направлять на совершенствование подражания, развитие способностей воспринимать и выделять качества, свойства, понимать назначение предметов, овладеть способами действий, предложенными взрослым, достигать необходимого результата, видеть как отдельные, так и взаимосвязанные действия с предметами, развивать умения подчинять свои действия словесному указанию. На первый план теперь выходит словесное указание и разъяснение сначала с опорой на зрительное восприятие, а затем и без опоры.

2. Принцип системности и организованности.

Занятия и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определённую цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Необходимо обеспечивать активные действия с дидактическим материалом, а для закрепления умений создавать условия для многократных упражнений, создавать условия для самостоятельных игр.

3.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Число детей участвующих в занятиях может быть различным в зависимости от целей. Занятия, где ведущая деятельность принадлежит зрительному и слуховому восприятию, допустимо проводить со всем коллективом детей, т.е. с возрастной группой. Детей с замедленным темпом развития и вновь поступивших привлекают к занятиям с меньшим числом участников. Целесообразно с некоторыми детьми проводить некоторое время индивидуальные занятия, которые позволяют начать формировать необходимые умения: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определённые действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.

4.Принцип координации деятельности педагогов.

Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, музыкальный руководитель в содержание отдельных занятий включает такие темы, как «сказка» и т.д.

5.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.

Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Используемые методы при работе со сказкой как средством формирования нравственного воспитания детей.

Чтение сказок

У двухлетних детей уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказывать снова и снова. Они быстро запоминают текст и всё больше и больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих её рассказать сказки. Чтение сказок помогает детям расширять представления о мире. Слушая их, дети:

  • Учатся языку сказки: «давным-давно», «долго ли коротко ли», «в тридевятом царстве» и т.д.;

  • Знакомятся с новыми для них персонажами, предметами быта, обычаями и др.;

  • Овладевают разными способами поведения в той или иной ситуации.

Сказочные истории не только развлекают, но и помогают детям в трудные минуты их жизни, когда они печальны, напуганы или смущены. По мере развития речи детей появляется много возможностей для обсуждения любимых сказок.

— О чём эта сказка?

— Кто помог деду вытянуть репку?

— Какую песенку пел колобок?

— Чем закончилась сказка? и т. д.

Позволяя ребёнку самостоятельно выбрать книгу, можно ему сохранить чувство независимости.

Выбрать книгу, которая им нравиться;

— Читать её и играть с ней, когда им захочется;

— Использовать её для того, чтобы привлечь внимание взрослых;

— Начать разговор с её помощью;

— Чувствовать себя уверенными, зная, что случиться в истории.

С целью закрепления и уточнения представлений детей об известных им персонажах воспитатель организует небольшие кукольные спектакли настольного театра или театра бибабо. От малышей в этом случае нужно добиваться сосредоточенного внимания к происходящему, соучастия, если к ним будет обращаться персонаж; осознанного восприятия; эмоционального отклика.

Драматизация.

Малыши черпают свои впечатления не только из окружающего мира (во время прогулок, в быту, при общении со взрослыми), но и из сказок и иллюстраций. Ребёнок радуется различным персонажам, с которыми его знакомят.

Задача воспитателя – обратить эту радость в активное действие, вызвать потребность изобразить, передать. Простейшие имитационные образные действия развивают у детей воображение, фантазию, способность к наблюдению, стремление к ролевому отображению впечатлений, к перевоплощению, обогащают эмоциональную память.

От отдельных имитационно – образных действий ребёнка следует постепенно подводить к конкретным действиям от лица персонажа, приучать к общению с другими участниками игры (смотреть, слушать или отвечать действиями).

Практические аспекты формирования нравственных качеств дошкольников по средствам сказки.

Мониторинг сформированности нравственных качеств детей.

С целью проверки выдвигаемых нами теоретических положений была спланирована и проведена практическая работа.

Для начала своей работы мы выделили несколько критериев, по которым можно было определить уровень формирования нравственных качеств детей:

— отношение к взрослым с добротой и заботой;

— доброжелательное взаимоотношение со сверстниками;

— употребление в речи вежливых слов;

— отрицательное отношение к грубости, жадности;

— оказывает помощь, умеет радоваться успехам.

Отношение к взрослым с добротой и заботой.

Для оценки данного критерия воспитатель просит что-то найти, принести или показать. Поручение должно быть понятно и доступно и в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Наиболее простым являются просьбы принести игрушку, когда эта игрушка лежит на виду и ничто не отвлекает внимание ребёнка. Более сложными являются поручения найти и принести игрушку.

Критерии оценки:

Низкий уровень – ребёнок не хочет выполнять просьбу воспитателя, задание не приносит ему удовольствия. Малыш отказывается и не реагирует на просьбу взрослого.

Средний уровень – ребёнок выполняет просьбу воспитателя, но делает это без удовольствия, возможно с помощью воспитателя.

Высокий уровень – ребёнок с удовольствием выполняет задание, самостоятельно, предлагая свою помощь и заботу ещё раз.

Доброжелательное взаимоотношение со сверстниками.

Определить уровень формирования этого критерия можно в совместной игре нескольких детей. Например, катание мяча друг другу. Или игра одной игрушкой несколькими детьми.

Низкий уровень – Не идёт на контакт со сверстниками, не любит играть подгуппой, не делиться игрушками.

Средний уровень — Может играть со сверстниками, но под руководством воспитателя и неохотно.

Высокий уровень – Охотно играет со сверстниками, с удовольствием , делиться игрушками.

Употребление в речи вежливых слов.

Методом наблюдения воспитатель определяет уровень формирования данного критерия. Во время утреннего приёма, во время ухода детей (здравствуйте, до свидания). После завтрака, обеда, полдника и ужина (спасибо). Можно играть в сюжетно-ролевую игру: «Кукла в гости к нам пришла» с целью выявления употребления вежливых слов.

Низкий уровень – ребёнок очень редко употребляет в речи вежливые слова, повторяя за остальными детьми или на просьбу воспитателя сказать их.

Средний уровень – ребёнок употребляет вежливые слова не всегда, иногда с подсказкой воспитателя или взрослого.

Высокий уровень – ребёнок всегда употребляет вежливые слова, говорит их уместно и с удовольствием.

Отрицательное отношение к грубости, жадности.

Для выявления уровня сформированности данного критерия можно использовалась беседу по сюжетным иллюстрациям, где изображены дети или сказочные персонажи проявляющие грубость или жадность. Например иллюстрации к сказке «Заячья избушка». Затем спросить ребёнка: что хорошо, а что плохо в этой ситуации? Кто повёл себя не правильно?

Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить даже элементарно, не может показать, кто ведёт себя не правильно.

Средний уровень – иногда путается в ответах, но с помощью воспитателя даёт правильный ответ.

Высокий уровень – проявляет отрицательное отношение к герою, который ведёт себя не правильно, делает это без затруднения.

Оказывает помощь, умеет радоваться успехам.

Ребёнку или нескольким детям сразу показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть очень простым и легко узнаваться. Например, куклы бегают друг за другом, или мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мяч и ищет его, а затем, кукла нашла мяч, мишку угостили мёдом. Показ обязательно должен сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушкам и желание помочь им: пожалеть мишку (как мама жалеет их), помочь кукле найти мячик пр. Сразу после сценки можно спросить малышей, что они видели. С помощью вопросов и подсказок взрослого совсем простыми словами ребёнок может передать свои впечатления от увиденного.

Низкий уровень — ребёнок не реагирует на ситуацию, не оказывает помощи даже по просьбе воспитателя, не проявляет эмоций связанных с радостью успеха.

Средний уровень – ребёнок реагирует на ситуацию по просьбе воспитателя, с помощью наводящих вопросов оказывает помощь. Проявляет радость успеха.

Высокий уровень – ребёнок сразу проявляет помощь игрушке, радуется успеху.

Показатели уровня сформированности нравственных качеств детей.

Диаграмма 1

В ходе мониторинга мы выяснили, что большинство детей испытывают трудности в задании по сюжетным картинкам на проявление отрицательного отношения к грубости, жадности. Так же выявился недостаточный уровень сформированности доброжелательного взаимоотношения со сверстниками, только половина детей могут спокойно играть под руководством воспитателя в небольшой подгруппе и делиться игрушками. У семи детей трудности в проявлении и оказания помощи даже по просьбе воспитателя. Но 17 детей из 20 употребляют в речи вежливые слова, иногда с подсказкой воспитателя. Недостаточный уровень сформированности данных критериев требует дополнительного внимания педагогов и родителей. В связи с этим нами был составлен план работы с детьми и план взаимодействия с родителями. Перспективное планирование работы с детьми, по формированию нравственных качеств, по средствам сказки, в первой младшей группе.

Месяц

Тема

Цели

Содержание

Октябрь

Сказка «Курочка

ряба».

Учить детей слушать небольшие по объёму сказки, понимать содержание. Вызывать интерес к сказке.

Учить проговаривать слова, небольшие фразы с помощью воспитателя. Побуждать детей использовать отрывки из сказки в собственной игре, эмоционально сопереживать героям.

1.Чтение сказки «Курочка ряба».

2.Игра-нсценировка по сказке.

3.Рассказывание сказки по иллюстрациям.

Ноябрь

Сказка


«Теремок».

Учить детей слушать небольшие по объёму сказки, понимать содержание.

Побуждать детей участвовать в драматизации сказки.

Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, любви к животным.

1.Чтение сказки Теремок».

2.Игра– драматизация.

3.Настольный театр.

Декабрь

«Зимние


забавы».

Обучать игровым действиям со сказочными персонажами.

Способствовать развитию сюжетно-игрового замысла.

Понимать сюжет, высказывая свои впечатления.

Учить помогать товарищу, уметь радоваться успехам. Напомнить детям сказку, вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем.

1.Чтение различных произведений о Новом годе.

2.Рассматривание иллюстраций по сказкам.

3.Новогодний утренник.

Январь

Сказка

«Козлятки и


волк»

Вызвать интерес к сказке. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками. Воспитывать чувство доброты и заботы к взрослым.

1.Рассказывание сказки.

2. Подвижная игра.

3.Инсценировка сказки.

февраль

Сказка

«Репка».

Напомнить детям сказку, вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем.

Напомнить малышам содержание знакомой сказки.

Побуждать их к проговариванию и повторению в след за воспитателем отдельных слов и фраз.

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Формировать доброжелательное отношение к сверстникам.

1.Рассказывание сказки.

2. Повторение

сказки с помощью моделирования её эпизодов.

3. Настольный театр.

Март

Сказка «Колобок».

Помочь понять содержание сказки, побуждать проговаривать слова в песенке колобка.

Учить малышей участвовать в инсценировке сказки, формировать интонационную выразительность речи. Вызвать эмоциональный отклик на воспринимаемое содержание. Употреблять в речи вежливые слова.

1.Рассказывание сказки.

2.Игра-инсценировка.

3.Кукольный театр.



Апрель

Сказка «Маша и медведь».

Напомнить детям сказку, вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем.

Вызвать интерес к сказке. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками.

Формировать отрицательное отношение к грубости, жадности.

1.Рассказывание сказки.

2.Игра-инсценировка.

3.Настольный театр.


Май

Сказка «Цыплёнок» Чуковского.

Познакомить детей со сказкой. Вызвать интерес.

Учить малышей участвовать в инсценировке сказки.

Формировать чувство доброты, заботы.

1.Чтение сказки.

2.Развлечение по мотивам сказки.

3.Инсценировка сказки.

План взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств детей с помощью сказки.

Месяц

Тема

Цель

Формы работы

Октябрь

Сказка


«Курочка


ряба».

Познакомить родителей с особенностями сказки. Как ребёнка привлечь к сказке.

«Сказка в системе нравственного воспитания».

Консультация.

ноябрь

Сказка

«Теремок».

Познакомить родителей с формами работы со сказкой в домашних условиях.

Выступление на родительском собрании.

Декабрь

«Зимние


забавы».

Привлечь родителей к изготовлению настольного театра.

Совместное изготовление игр, атрибутов, и других материалов.

Январь

Сказка

«Козлятки волк».

Рассказать родителям о влиянии сказки на формирование нравственных качеств.

Консультация.

Февраль


Сказка

«Репка».

Выучить с ребёнком слова знакомой сказки, уметь говорить за персонажа.



Домашнее задание.

Март

Сказка

«Колобок».

Привлечь родителей к изготовлению масок для игры-инсценировки.

Беседа: «Рекомендации по изготовлению маски и выбор персонажа».

Выставка изготовленных масок.

Апрель

Сказка

«Маша и

медведь»

Напомнить детям сказку, вызвать желание рассказывать её вместе с родителями.

Домашнее задание. Чтение сказки родителями.

Май

Сказка

«Цыплёнок и утёнок».

Чуковского.

Формировать чувство доброты и заботы.

Консультация.

Для взаимодействия с родителями нами был создан уголок консультаций. С помощью него мы знакомили родителей с задачами нравственного воспитания детей, которые важно решать вместе. Нравственное воспитание детей следует начинать с ранних лет, когда привычки поведения формируются легко. В этот период детства закладываются основы для развития многих моральных качеств, которые совершенствуются в последующие годы. Совместная работа воспитателя и семьи позволяет оптимальным образом решать задачи гармоничного развития детей.

Контроль результативности работы по реализации перспективного плана осуществлялся с помощью заданий первоначального мониторинга с некоторыми усложнениями заданий. Диаграмма 2 В результате работы с детьми, с использованием плана, была проведен мониторинг, с использованием тех же заданий, который показал, что у детей стали более сформированы нравственные качества. Так, 15% детей с удовольствием выполняют задание по просьбе воспитателя, предлагая свою помощь и заботу ещё раз, а 75% выполняют просьбу с помощью воспитателя и только 10% отказываются выполнять просьбу взрослого. В совместной игре нескольких детей 15% охотно играют со сверстниками и с удовольствием делятся игрушками, только 30% не идут на контакт с остальными детьми и не делятся игрушками. Всегда в речи употребляют вежливые слова 15%, с напоминанием воспитателя 90%. В задании на выявление отрицательного отношения к грубости, жадности 85% с помощью воспитателя справляются с ним, но 15% затрудняются ответить. Некоторые дети проявляют радость успеха и с помощью воспитателя оказывают помощь (70%), но 20% не реагируют на ситуацию, не оказывают помощи даже с помощью воспитателя.

Анализ результатов деятельности за учебный год, позволил увидеть положительную динамику. К концу учебного года количество детей с низкими показателями уменьшилось на 20%; со средними показателями, увеличилось на 15%, и появился высокий показатель 5%.

Выводы.

Анализ деятельности по теме формирования нравственных качеств на начало года позволил сделать вывод, что у детей не сформированы нравственные качества. Встал вопрос о необходимости рассмотрения задач работы с детьми, поиска новых способов взаимодействия с родителями:

— Составить и реализовать план работы с детьми по формированию нравственных качеств с помощью сказки, в свободное от занятий время.

— Разнообразить развивающую среду в группе: создать уголок, который включает в себя пособия и атрибуты для работы (игры, иллюстрации, маски, театры).

— Составить и реализовать план взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств с помощью сказки через консультации, домашние задания.

Благодаря этой работе мне удалось реализовать план взаимодействия с родителями, план работы с детьми, наладить тесный контакт с ними. Создать в группе более доброжелательную и комфортную обстановку. Достичь повышения уровня показателей формирования нравственных качеств, с применением сказки. Пополнить свою методическую копилку.

В ходе работы нам не сразу удалось привлечь внимание родителей. Это объясняется их не заинтересованностью в воспитании нравственных качеств у детей. Но после реализации части работы: объяснения родителям о значении нравственных качеств, эмоциональном интересе детей к сказке, родители стали более отзывчивы к домашним заданиям, к консультациям. И в итоге это привело в повышению уровня показателей.

Конечно, не все занятия проходили удачно, т.к. не всегда удавалось организовать дисциплину детей, их заинтересованность. Хотелось бы совсем исключить низкий уровень в показателях сформированности у детей.

Встал вопрос о продолжении работы над темой, о разработке и реализации проекта, который позволит более эффективно сформировать нравственные качества детей с помощью сказки, для следующих возрастных групп. Составить план дальнейшей работы по теме. Изучить роль педагогов и родителей в формировании нравственных качеств по средствам сказки. Разнообразить уголок своими руками, руками детей, их родителей, дополнить его разнообразными обучающими играми, атрибутами.







Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Электроотрицательность. Виды химической связи"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: