Конспект урока на тему «В.П. Катаева «Цветик-семицветик»



Тема урока В.П. Катаева «Цветик-семицветик» 
Задачи урока

 Учить воспринимать и анализировать содержание сказки. 
 Учить составлять образ, выделять основную мысль. 
 Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость, правильность.


 Уметь выделять основную мысль, обобщать прочитанное, вести диалог. 
 Развивать мышление.


 Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя. 
 Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания. 
 Прививать интерес к чтению, к книге. 
Цель урока . 
 Ознакомление с творчеством В.П.Катаева через изучение произведения «Цветик — семицветик», .

Оборудование. 
 Книга «Цветик-семицветик» В.Катаева 
 Мультимедийные слайды 
 На доске запись пословицы «Жизнь дана на добрые дела» 
 Лепесточки цветка для работы в парах, таблица. 
Ход урока 
I. Организационный момент.
 
Ребята, возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек, 
улыбнитесь друг другу. 
Улыбка располагает к приятному общению. 
Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.

Создание эмоционального настроя. 
На доске таблица : Рядом с таблицей – портрет ученика.
внимательный 
аккуратный 
самостоятельный 
любознательный 
активный 
рассеянный 
веселый 
модный 
рассудительный

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями? 
Ответы учащихся. 
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным. 
II. Актуализация знаний. 
Учитель: Расшифруйте текст. 
ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ

Учитель: Что это за слова? 
Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.

Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Ознакомление с творчеством —– , работа над —-– сказки —– умение делать —– , чему—– ——.

Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка. 
III. Работа по теме урока. 
1. Беседа об авторе.  (слайды)
Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев. Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

А понравится ли она вам? Это мы выясним в конце урока. 
– Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками. 

2. Работа над названием сказки. 
Работа по приему « Дерево предсказаний» 
-О чем эта сказка? ( дети делают свои предположения и аргументируют свой ответ) 
-Почему сказка с таким необычным названием?

( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).

3.Мозговой штурм. 
— А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? 
Составление кластера

исцеление больного мальчика 
волшебница 
волшебный цветок 
приключения 
чудеса

3. Словарная работа.

(Для работы используются карточки со словами и выражениями).

а) Объясните значение выражений: 
– по сторонам зевать; 
– галдели, как попугаи; 
– взяла досада. 
б) Подбери близкие по смыслу слова:

Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….

в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ? 
Работа над близкими по значению словами мечта и желание.( составление кластера)

Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует. 
Желание- влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию чем-нибудь . 
Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях? 
4. Работа по содержанию сказки.

а). Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).

б).Сцена встречи девочки и старушки. Чтение диалога. 
Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?

Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.

Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.

Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом? 
Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова. 
Учащиеся разучивают эти волшебные слова. 
Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).

Лепесток желание чувство разумное или нет 

На что был потрачен первый лепесток? 
Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой. 
Учитель: Какая неприятность случилась с Женей? 
Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу. 
Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему? 
Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь. 
Учитель: Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру. 
– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? 
Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе. 
Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?
Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.

Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе? 
Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть. 
5. Физминутка. 
Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок. 
Мы снежинки, мы пушинки, 
Покружиться мы не прочь. 
Мы снежинки – балеринки, 
Мы танцуем день и ночь. 
Вот подул вдруг ветерок, 
Закружился снежок, 
Пляшут все снежинки, 
Белые пушинки. 
6. Продолжение работы по содержанию текста. 
Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание? 
Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю. 
Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.

Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.

Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить?

Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.

Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.

Учитель: Разумное ли это желание?

Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.

Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание? 
Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.

Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка. 
Ответ детей. 
Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.

Учитель: Обратимся к заполненной таблице 
лепесток желание чувство разумное или нет 
желтый вернуться домой радость разумное

Красный склеить вазу облегчения разумное

Синий попасть на полюс страха глупое

Зеленый вернуться с полюса радости разумное

оранжевый иметь все игрушки испуг глупое

фиолетовый отправить игрушки облегчения разумное

голубой вернуть здоровье радость разумное

Сделаем вывод о желаниях девочки.

Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.

Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки

2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?

Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.

Учитель: Чему же учит эта сказка? 
Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.

Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят. 
Добрым быть совсем-совсем не просто, 
Не зависит доброта от роста. 
Доброта приносит людям радость 
И взамен не требует награды. 
Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети

Викторина (презентация)

IV. Домашнее задание.

-Чтение рассказа выразительное. 

V. Рефлексия.

Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?

За что ты можешь похвалить себя?

За что можно похвалить своих одноклассников?

Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик? 

Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.

Свежие документы:  Тест по Литературе «Жизнь и творчество Сергея Есенина»


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: