Конспект урока на тему «Зинаида Туснолобова — Марченко»


МКС(К)ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида»















К 70-летию Победы в ВОВ


«Зинаида Туснолобова- Марченко»









Воспитатель:

Фризен Ольга Ивановна








с. Красное 2015 г.





Цель : активизация военно-патриотического воспитания подростков на примере героев Великой Отечественной войны.

Задачи : воспитывать чувство уважения к истории России, Кузбасса на примере жизни героев – кузбассовцев, познакомить с жизненным подвигом Зинаиды Туснолобовой-Марченко, развить способность сопереживать, чувствовать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята в феврале мы традиционно отмечаем праздник. Какой? (23 февраля)

-А кому посвящается этот праздник? (Солдатам, воинам)

-Наша страна, Россия, пережила много войн, завершеных победой Российской Армии. Так во время ВОВ нашими солдатами были совершены много отважных подвигов.

Задание 1: Как вы думаете, какими качествами характера должен обладать настоящий солдат, который храбро сражается и даже погибает во имя своей Родины? (Ответы детей). У вас на партах лежат карточки с различными качествами характера (1). Отметьте те качества характера, которые необходимы солдату (2). (Выбирают, зачитывают, обсуждают)

Воспитатель: У нашего занятия есть эпиграф, прочтите и скажите, о чем эти слова, кто мог их сказать?

Воспитатель: Но солдат – это не только мужчина, но солдатам называют и женщин, воевавших на ровне с мужчинами. Сегодня, я хочу рассказать о великой женщине, бывшей санитарке 849-го стрелкового полка 303-й стрелковой дивизии 60-й армии Воронежского фронта, старшине медицинской службы в отставке; инвалиде Великой Отечественной войны 1-й группы, герое Советского Союза. О Зинаиде Михайловне Туснолобовой-Марченко.

Воспитатель: Необычная судьба у Зинаиды Михайловны Туснолобовой-Марченко. Родилась в Полоцке в Белоруссии 23 ноября 1920 года. Здесь же прошли годы учебы. Затем семья переехала в Кемеровскую область г. Ленинск-Кузнецкий. Вскоре умер отец, Зина стала работать на заводе лаборантом-химиком треста «Ленинскуголь». 

Встретила хорошего парня – Иосифа Марченко. В конце весны сорок первого сыграли   шумную   комсомольскую свадьбу… Иосиф   ушел на фронт в первые дни войны.

А когда началась война, она окончила курсы медицинских сестер и добровольцем ушла в армию.

11 июля 1942 года санинструктор стрелковой роты впервые участвовала в бою. За время фронтовой жизни вынесла с поля боя 126 раненых. Воспитатель: Последний бой был роковым. 2 февраля 1943 года у станции Горшечное Курской области, она оказывала помощь раненым, когда бойцы сообщили ей, что ранен командир. Зина выскочила из траншеи и,  прижимаясь к земле, поползла по снегу. Вокруг рвались вражеские снаряды, свистели пули. Даже после того, как Зина ощутила сильный удар в бедро, она продолжала ползти  к раненому командиру по перепаханному взрывами снежному полю. Вот он, уже совсем рядом… Михаил Тимошенко был уже мертв. Только в тот момент Зина почувствовала, что сама — ранена.  На девушку обрушилась страшная слабость, она потеряла сознание, и осталась лежать на почерневшем снегу, зажав в застывающей руке полевую сумку убитого командира

Вот воспоминания Зинаиды Михайловны: “Я бросилась к нему. В это время что-то сильное обожгло ногу. Немцы шли в контратаку. Не имея сил подняться, я осталась лежать на поле боя и притворилась убитой. Подошел немецкий офицер, пнул меня ногой в живот. Я молчала и не шевелилась. Затем он с остервенением начал бить меня по голове. Очнулась я на вторые сутки. Меня подобрали наши разведчики. Валенки набухли от крови, примерзли. Руки и ноги обморожены”.

Ее подобрали разведчики, возвращавшиеся с задания. Она лежала лицом вниз на розовом снегу. Кожа на лице висела рваными клочьями. В кармане гимнастерки были документы на имя гвардии старшего сержанта медицинской службы Зинаиды Михайловны Туснолобовой. Она еще дышала, но руки и ноги ее уже почернели – начиналась гангрена.

Свежие документы:  Зачёт по литературе русского Зарубежья в форме теста для 11 класса (В-1)

Воспитатель: Медсанбат, потом — фронтовой госпиталь. Борясь за жизнь девушки, врачи сделали ей восемь сложнейших операций. Зина осталась жива, однако обе ноги и обе руки ей пришлось ампутировать. Через 10 дней в госпитале З.М.Туснолобовой ампутировали правую ногу выше колена, правую руку выше локтя и кисть левой руки… через 15 суток – полстопы левой ноги.

Для дальнейшего лечения Зину эвакуировали  в глубокий тыл, в город Свердловск. Сейчас нам трудно даже предположить,  как страдала и о чем думала Зина, лежа на госпитальной койке. Потерять в 23 года руки и ноги, чувствовать себя  изуродованной и совершенно беспомощной… Наверное, плакала по ночам?  Наверное, думала: «Как дальше жить? Зачем, зачем я осталась жива?..»   

Но соседи по палате удивлялись ее выдержке и спокойствию. Никто в госпитале даже не предполагал, что у этой худенькой, коротко остриженной девушки есть муж, что она постоянно думает о нем. И еще о том – как сообщить ему, любимому, сильному, молодому о том страшном, что с ней произошло…

Несколько месяцев Зина  ни с кем не делилась своими мыслями. Но однажды обратилась к дежурной сестре с просьбой  написать  под  диктовку  небольшое письмо на фронт, мужу:

«Милый мой, дорогой Иосиф! Прости меня за такое письмо, но я не могу больше молчать. Я должна сообщить тебе только правду… Я пострадала на фронте. У меня нет рук и ног. Я не хочу быть для тебя обузой. Забудь меня. Прощай. 

Твоя Зина».

Больших трудов стоило Зине уговорить сестру отослать это письмо Иосифу Петровичу Марченко. Потянулись тревожные дни ожидания…

Воспитатель: В госпитале хирург Николай Васильевич Соколов сделал ей операцию на левой руке. Он разделил кости предплечья и образовал два пальца. Это позволило Зине самостоятельно причесываться, умываться. Для ампутированной правой руки было сделано специальное приспособление, с помощью которого она научилась писать. К концу войны врачи вылечили тяжелые раны З.М.Туснолобовой, она выписалась домой. 6 декабря 1957 года героиню войны наградили высшей правительственной наградой– ей было присвоено звание Героя Советского союза.

Физминутка. Ребята давайте с вами попробуем себя в роли санинструктора. Разделитесь на пары. Один из вас будет раненым, а второй санинструктором. Задача санинструктора – перевязать раненого. Делать все надо быстро, но и качественно. От вашей помощи зависит жизнь человека.

Молодцы, вы хорошие бойцы и санинструкторы.

Воспитатель: Страна продолжала воевать… Шли кровопролитные сражения на Курской дуге. Зину мучило вынужденное бездействие. Ее товарищи сражались, погибали на фронте, а она не могла быть рядом с ними. Там, на фронте, бьется с фашистами ее любимый, ее Иосиф…  Однажды Зина сказала: «Я хочу побывать в цеху, поговорить с рабочими». И однажды, в обеденный перерыв, в огромный холодный цех завода осторожно внесли носилки. Пройдя на середину сборной площадки, где стояли полностью готовые к отправке боевые машины, молодые рабочие бережно поставили носилки на танк. Сотни людей, собравшихся в обеденный перерыв в цехе, замерли. Приподнявшись на носилках, Зина  взволнованно, но громко и ясно, обратилась к  рабочим: «Дорогие друзья!  Мне двадцать три года. Я очень сожалею, что так мало успела сделать для своего народа, для  Родины, для Победы.  За восемь месяцев пребывания на фронте мне удалось вынести с поля боя сто двадцать три раненых солдат и офицеров. Сейчас я не могу воевать и  не могу работать. У меня нет теперь ни рук, ни ног. Мне очень трудно, очень  больно, оставаться в стороне… Товарищи! Я вас очень, очень прошу: если можно — сделайте за меня хотя бы по одной заклепке для танка!»

Свежие документы:  Конспект урока в соответствии с ФГОС "Носители информации" 5 класс

В цеху наступила необычайная тишина… Потом  множество людей очень горячо заговорили одновременно. На этом собрании работники завода решили  выпустить сверх   плана к концу месяца  пять боевых машин. В назначенный срок из заводских ворот вышли, поблескивая свежей краской, пять танков «Т-34», выпущенных сверх плана из сэкономленного металла. На бортах грозных машин кто-то старательно вывел белой краской: «За Зину Туснолобову!»

Воспитатель: Командир роты Иосиф Марченко очень  беспокоился о своей жене, Зине. Уже полгода он не получал от нее никаких вестей. Последнее письмо пришло зимой с Воронежского фронта. Писала, что здорова, воюет, скучает о нем. С тех пор много раз писал ей, но ответа пока  не дождался. В часы затишья между боями его мучили вопросы: «Где она? Что с ней? Жива ли?..» 

Наконец, в  конце июля  сорок третьего он получил долгожданный треугольник, с нетерпением развернул его… Стоявшие рядом с Марченко его боевые товарищи увидели, как он вдруг сильно побледнел. Иосиф протянул им маленький, но очень страшный листок — письмо от Зины, написанное

рукой медсестры свердловского госпиталя.

Воспитатель: Осень 1943 года.  Зина держится мужественно, утешает  других раненых и для этого  просит переносить себя из палаты в палату. Да и сама она начинает постепенно добиваться  кое-каких  успехов. Например, учится писать самостоятельно. Ее правая рука ампутирована выше локтя, но на остаток руки надевается резиновая манжетка с прикрепленной к ней авторучкой. Теперь Зина по

многу часов тренируется, тщательно выводя буквы на листе бумаги…

В  середине осени пришел неожиданный конверт с фронта — письмо от мужа! Как ждала и как боялась она этого момента. В конверте находилась ее судьба. О чем думает Иосиф? Зина зубами открыла конверт и начала читать… «Милая моя малышка! Родная моя страдалица! Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить. Нет такого горя, нет таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая.  И у радости, и у горя — мы всегда будем вместе. Я твой прежний, твой Иосиф. Вот только бы дождаться победы, только бы вернуться домой, до тебя, моя любимая, и заживем мы счастливо. Вчера твоим письмом поинтересовался один из моих друзей. Он сказал, что, судя по моему характеру, я должен с тобой отлично жить и в дальнейшем. Я думаю, он правильно определил. Вот и все. Писать больше некогда. Скоро пойдем в атаку.  Желаю быстрейшего выздоровления. Ничего плохого не думай. С нетерпением жду ответ. Целую бесконечно. Крепко люблю тебя, твой  Иосиф».

Воспитатель: Потом было еще много писем, которые они написали друг другу. Но именно это письмо    стало главным, решающим  в Зининой жизни. Зина  стала ждать встречи с любимым,  готовиться к их общей, семейной  жизни.

В Москве Зина продолжала внимательно следить за событиями на фронте. Советская Армия перешла в мощное наступление, освобождая от оккупантов сотни населенных пунктов и городов Родины. Войска 1-го Прибалтийского фронта вышли на подступы к Полоцку, родному городу Зины. 13 мая 1944 года Зина написала воинам фронта письмо, которое  было напечатано во фронтовой газете «Вперед на врага»: «Отомстите за меня! Отомстите за мой родной Полоцк! Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего — счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты.
Недавно я научилась писать. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы еще один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За   муки, за мою исковерканную жизнь!Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит еще одного немца. И я прошу вас, родные: когда пойдете на штурм, вспомните обо мне! Вспомните — и пусть каждый из вас убьет хотя бы по одному фашисту! Зина Туснолобова, гвардии старшина медицинской службы»

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Создание открытки средствами текстового редактора Microsoft Word" 9 класс

Воспитатель: На ее адрес приходило множество писем. Зина старалась ответить всем своим боевым товарищам. Она рассылала фронтовые треугольники, отвечала бойцам через газеты, выступала по радио. Но самыми главными и желанными — придающими силы и волю к жизни – были, конечно, письма любимого. В своих письмах с фронта Иосиф утешал и подбадривал жену, хвалил за успехи, строил планы на будущее, рассказывал о своей  мечте — посадить  огромный яблоневый сад…

Воспитатель: Отгремела война. Вернулись домой фронтовики. Демобилизовался и гвардии старший лейтенант Иосиф Петрович Марченко.

Они с Зиной поселились в Зинином родном городе Полоцке. Зинаида Михайловна научилась самостоятельно вести домашнее хозяйство, вырастила двоих детей, стала работать диктором на радио, вела большую общественную работу. Всю жизнь муж был ее надежной опорой, другом и помощником.  

Воспитатель: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1957 года

за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны Туснолобовой-Марченко Зинаиде Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Осенью 1965 года Международный Комитет Красного Креста наградил З.М. Туснолобову-Марченко медалью Флоренс Найтингейл. Она стала третьей советской медсестрой, удостоенной этой почётной награды.
Воспитатель: Скончалась 20 мая 1980 года. Она — Почётный гражданин города Полоцка, одна из улиц которого названа её именем. В Полоцке  открыт музей-квартира Героини.  В городе Ленинск-Кузнецком именем Зинаиды Михайловны Туснолобовой-Марченко названа улица.
— Вот такая нелегкая судьба солдата-женщины. Посмотрите на карточки с которыми мы работали в начале нашего занятия. Посмотрите на те качества характера, которые нужны настоящему солдату. Как вы думаете, есть эти качества характера у Зинаиды Михайловны? А какие еще качества характера еще можно подписать? (3). (Ответы детей). Подпишите. А вы хотели бы быть похожими на такого солдата? Почему? Вы бы хотели так же самоотверженно защищать свою Родину?

О которой мы сегодня говорили? На какой войне воевала Зинаида Михайловна? Можно ли назвать ее героем? Почему? Можем мы гордиться ею?

Молодцы, ребята все хорошо работали!




















Список литературы:


  1. Ю.Котляров, А. Мартынов «Памятные места»,Кемерово, 1977

  2. Сборник :Час мужества // Поэзия периода ВОВ 1941-1945, М., 1990

  3. Сборник: Поэзия периода ВОВ и первых послевоенных лет, М., 1983

  4. Литературный Кузбасс// журнал № 1 , 1995г.







Приложение 1


Отметьте те качества характера, которые необходимы солдату


1

2

3

Качества характера солдата

Отметь (+)

Добавь

Доблесть



Храбрость



Преданность



Лень



Доброта



Трусость



Отвага



Честность



Лживость



Жалость






5


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: