Конспект урока на тему «Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества»


Республика Татарстан

Тукаевский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнесуыксинкая СОШ»



Методический материал по русскому языку .

«Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.»

УМК «Школа России»





подготовила

учитель начальных классов

Ахметзянова Минзиля Насимовна.











2011 год



Методический материал

Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.

Задачи:

  • развитие речи учащихся;

  • формирование техники беглого чтения;

  • воспитание любви к чтению.


Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения.

Для этого я на своих уроках широко использую скороговорки.

Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.

Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи.

У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Всё это определяет восстребованность скороговорок на уроках русского языка. Особенно актуальны они на уроках в начальных классах.

Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.

В скороговорках нет чепухи, небылицы. Скороговорки представляют картину знакомого ребёнку реального мира.

Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию.

Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно.

Работу со скороговорками начинаю ещё в букварный период при изучении букв и звуков. Например, при изучении темы «Звуки [п] [п,], буквы Пп» использую скороговорку

Пётр Петров

Пошёл погулять,

Поймал перепёлку,

Пошёл продавать.

Просил полтинник,

Получил подзатыльник.

Или при изучении темы «Звук [щ,], буквы Щщ»использую скороговорку

Ты нас, мама, не ищи –

щиплем мы щавель на щи.

В роще, травы шевеля,

мы нащиплем щавеля.



Работа продолжается на уроках литературного чтения. Например, во втором классе.









Фрагменты уроков

Урок № 3

Тема: Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы

Цель: продолжить знакомить детей с малыми жанрами фольклора.

Задачи:

  • научить произносить скороговорки;

  • формировать умение различать малые жанры фольклора;

  • развивать внимание, память, логическое мышление.

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Постановка цели урока

Учитель:

— Прочитайте эти слова снизу вверх




ы

ы

ы


р

р

р

т

о

б

б

у

б

о

о

д


д

б

и

в



Учащиеся:

Добры бобры идут в боры

Учитель:

— Попробуйте прочитать справа налево:

НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

— Догадались что это такое?

Учащиеся:

Скороговорки

Учитель:

Ну, конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением. (Используются любые скороговорки на усмотрение учителя)

4.Работа по теме урока

Учитель:

— Какие ещё скороговорки вы знаете? (Дети называют скороговорки, а учитель записывает их на доске)

— Как их надо читать?

Учащиеся:

— Медленно по слогам, медленно словами, а потом всё быстрее и быстрее, но правильно.

Чтение скороговорок с доски.

Учитель:

— Для чего нужны скороговорки?

Учащиеся:

— Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.



Урок № 84

Тема: Скороговорки

Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.

Задачи:

  • развитие речи учащихся;

  • формирование техники беглого чтения;

  • воспитание умения работать в группе.

Урок проводится в виде игры. Класс делится на три команды (по количеству рядов)

Конкурсы:

  1. Закончи скороговорку;

  2. За определённое время разучить и рассказать скороговорку;

  3. Кто больше прочтет скороговорок за 1 минуту;

  4. Составить и прочитать скороговорку;

  5. Чья команда назовёт больше скороговорок, не повторяясь;

  6. Узнать скороговорку по рисунку.

Кроме этого, использую почти на каждом уроке литературного чтения скороговорки для речевой разминки.

Также использую скороговорки на уроках русского языка. Например, во 2 классе при изучении темы «Имена собственные».

Дядя Коля дочке Поле

подарил щеночка колли,

но щенок породы колли

убежал от Поли в поле.

Здесь дети наблюдают, почему слова «Поли в поле» в предложении пишутся то с прописной, то со строчной буквы.

Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: «Кто больше знает скороговорок?».

И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать.





















Используемая литература :


  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях, часть 2. М.: Просвещение, 2007 г., 223 с.

  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с.







Свежие документы:  Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: