Конспект урока письма и развития речи, 6 класс «Изменение прилагательных по числам»


Конспект урока письма и развития речи, 6 класс


Автор: Опарина Екатерина Николаевна, учитель письма и чтения ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида», с. Усть-Кулом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: сформировать представление о единственном и множественном числе имени прилагательного.

Задачи:

Образовательные:

— учить различать единственное и множественное число прилагательных,

— учить выделять окончания прилагательных единственного и множественного числа прилагательных,

— учить изменять прилагательное по числам.

Воспитательная:

— воспитывать мотивацию к учению.

Коррекционные:

корригировать внимание путем выполнения упражнений, направленных на развитие зрительного, произвольного внимания;

-корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения.

— развивать навыки самооценки, самоконтроля.


Оборудование: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Русский язык», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская; Рабочая тетрадь 3 по русскому языку «Имя прилагательное», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская; презентация «Изменение прилагательных по числам»; тематические карточки в конвертах; мешочек из плотной ткани; 8-10 игрушек типа «киндер-сюрприз»; компьютер, проектор.

















Структура и ход урока


Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1.

Организа-ционный этап




— ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА! Я очень рада встрече с вами!

— Долгожданный дан звонок, начинается урок!

— Какой урок начинается? Что мы делаем на уроках письма?

— А что нам нужно, чтобы хорошо заниматься? А кроме школьных принадлежностей? Улыбнемся друг другу.

Садятся за парты, успокаиваются.



Настраиваются на урок, отвечая на вопросы учителя и проверяя готовность к уроку. Улыбаются.


2.Постанов-ка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельнос-ти уча-щихся.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение интересного имени прилагательного. Узнаем, что оно умеет изменяться по числам.

— Вы хотите узнать новое о прилагательном?

– А зачем нам нужны новые знания по русскому языку?


Слушают учителя.



Отвечают: да.

Отвечают: Чтобы правильно писать и говорить. Чтобы нас понимали другие люди.

3. Актуализа-ция знаний.

— Посмотрите, на ваших партах лежат конвертики. Достаньте из них карточки. Прочитайте слова и найдите лишнее, зачеркните его и ответьте, почему убрали. Докажите, поставив к словам вопросы. КАРТОЧКИ № 1.


— Игра «Волшебный мешочек»: Детям по очереди предлагается нащупать в мешочке 1 любую игрушку небольшого размера, назвать её, потом достать и показать, затем описать, подобрав 3-4 прилагательных.


— Как можно назвать те слова, с помощью которых вы описывали предметы?

— Сколько предметов у каждого в руке?

— А можно ли описать предметы, если их не один, а два или больше? С помощью какой части речи?

Выполняют задание учителя.

Отвечают: все слова – существительные, одно – прилагательное. Называют вопросы существительного и прилагательного.



Выполняют инструкцию учителя.




Отвечают: прилагательные.


Отвечают: один.

Ответы детей: да. С помощью прилагательных.

Пальчико-вая

гимнастика

-Перед тем, как открыть тетради, сделаем зарядку для пальчиков.

(массаж пальцев, упражнения «дождик барабанит», «аплодисменты»).

Выполняют комплекс упражнений

4. Первичное усвоение новых знаний.

— Откроем тетради, запишем число и тему урока. (слайд № 1).

-А теперь — минутка чистописания: записать в тетради сочетания букв ЫЙ ИЙ ОЙ АЯ ЯЯ ОЕ ЕЕ ЫЕ ИЕ. (слайд № 2)

Контроль осанки.


— Красиво ли написали? Оцените свою работу смайликом на полях.



— Что это мы записали?

— Мы друг друга услышали. А правильно ли вы ответили, узнаем в конце урока.


— Посмотрите, на слайде появилось что-то интересное (слайд № 3):


СЕРЫЙ ВОЛК

НОВАЯ КНИГА

ВЫСОКОЕ ДЕРЕВО


— Прочитайте про себя словосочетания, найдите имена существительные. В каком числе они стоят? А теперь назовите имена прилагательные. А в каком числе стоят они? Поставьте вопрос от существительного к прилагательному.


— А теперь назовите эти предметы во множественном числе. (слайд № 3, щелчком мыши выводятся ответы по одному слову )

…………………….ВОЛКИ

…………………….КНИГИ

…………………….ДЕРЕВЬЯ


— Поставьте прилагательные во множественном числе (слайд №3 щелчком мыши выводятся ответы по одному слову)

СЕРЫЕ ВОЛКИ

НОВЫЕ КНИГИ

ВЫСОКИЕ ДЕРЕВЬЯ



Оформляют тетради.



Переписывают каллиграфически правильно с доски сочетания букв.


Отвечают: красиво, без ошибок, аккуратно. Выставляют смайлики.


Высказывают предположения.






Смотрят на доску.





Читают про себя. Отвечают




Называют.






Отвечают на вопрос.



— Поставьте вопрос от существительного к прилагательному.



— Скажите, пожалуйста, в каком столбике прилагательные единственного числа? Прочитайте их по порядку. А множественного? Прочитайте их по порядку. (слайд № 3 по щелчку мыши появляются слова «ед.ч.», «мн.ч.» )Запишите в тетрадь.


— Посмотрите внимательно, подумайте и назовите окончания имен прилагательных в единственном числе. Выделите их у себя в тетрадях.

— Теперь назовите окончания прилагательных во множественном числе? Выделите в тетрадях. Проверьте свою работу. (слайд № 4)


— Сделаем вывод: какие окончания у прилагательных в единственном и множественном числе?


Чтобы запомнить, приклеим в наши тетради схемы (слайд № 5, КАРТОЧКА №2)

-Молодцы. Оцените свою работу в тетрадях с помощью смайликов.









Ставят вопрос.



Читают. Записывают в тетрадь информацию со слайда.





Называют: ЫЙ, АЯ, ОЕ



Называют: ЫЕ, ИЕ



Один из учащихся отвечает на вопрос.



Приклеивают карточки.


Рисуют смайлики на полях.





















Динамичес-кая пауза


Встаньте возле своих парт. Поменяйтесь местами те, у кого –

тёмный свитер,

короткие волосы,

красивая улыбка,

хорошее настроение,

крепкое здоровье,

зеленые глаза,

хорошие знания по русскому языку

— Какие прилагательные я называла? Повторите те, что запомнили.


Встают возле парт, выполняют задание учителя.







Называют прилагательные по памяти.

5. Первичная проверка понимания.

— Выполним такое задание: от данных прилагательных единственного числа образуйте прилагательные множественного числа, запишите парами.

ВЕСЁЛЫЙ – МАЛЕНЬКИЙ – ЗИМНЯЯ –

МОЛОДАЯ – ЗОЛОТОЕ – ХОРОШЕЕ (Записано на доске)


-Поменяйтесь тетрадями, проведем взаимопроверку. Образец – на слайде (слайд № 6). Поставьте на полях смайлики.


-Выделите окончания прилагательных в обоих столбиках. Назовите.

-Проверяем (слайд № 7)


— В каком столбике прилагательные множественного числа? А единственного?

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.






Проверяют работы друг друга. Оценивают.



Выполняют задание. Один ученик называет окончания 1 столбика, другой – второго. Проверяют по слайду.


Отвечают на вопросы.

6.Первичное закрепление.

— Выполним упражнение из учебника: № 220 с.135. Учитель комментирует задание. Выполняем в тетради.

— Проверяем записи по слайду.(слайд № 8)

Выделяем окончания. Проверяем (слайд № 9).


— Оцениваем свою работу смайликами.


— Закончили работу с упражнением. Вспомните, что мы писали на минутке чистописания в начале урока. Ещё раз прочитайте. Что это за сочетание букв? На что похоже?


— Правильно, это окончания прилагательных. (слайд № 10)


Выполняют задание в тетради после инструкции учителя.

Проверяют со слайда.

Работают в тетради. Проверяют.



Рисуют смайлики на полях.


Отвечают: это окончания прилагательных в единственном и множественном числе.



Смотрят на слайд.

7. Информа-ция о домашнем задании, инструкция по его выполнению.

— Чтобы все хорошо запомнить, дома выполните упражнение в рабочей тетради: упр.150 с. 57.

— Давайте вместе посмотрим, как будем его выполнять: читаем задание, если не понятно, говорим «своими» словами. Объясняем семантическое значение слов. Выполняем предложенное задание, комментируя действия.

— Если все ясно, запишите в дневники домашнее задание: Рабочая тетрадь, упр. 150 с.57. (Записано на доске).





Слушают комментарий учителя к выполнению домашнего задания, делают пометки.



Записывают задание в дневник.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Наш урок подошёл к концу. Вспомните, чем мы занимались и расскажите (продолжите предложения):

  1. Сегодня я узнал(а), что…

  2. Больше всего мне понравилось…

  3. Мне осталось не очень понятным…

  4. Моё настроение стало …

  5. Я говорю спасибо…

(слайд № 11)

— Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали. Давайте вместе оценим вашу работу на уроке: У кого больше всего смайликов в тетради? Чьи ответы были полными и правильными? Поставьте устно сами себе оценки за этот урок.


— Учитель комментирует и корректирует (при необходимости) выставленные оценки, выставляет в журнал и дневники.


— Всем спасибо за интересный урок.


— Долгожданный дан звонок. Жаль, что кончился урок.

До свидания. Убираем рабочее место.



Выполняют предложенное задание






Отвечают на вопросы. Оценивают работу на уроке.





Слушают, оглашаются или не соглашаются с оценкой. Доказывают – при необходимости свою правоту.




Убирают рабочее место.




Свежие документы:  Тест: А. Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА» 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: