Конспект урока по Литературе «Басни И.А. Крылова» 5 класс


Автор: Рябцева Лариса Александровна, 1 квалификационная категория, Адрес: Курская область, Советский район, с. Мансурово,

МКОУ «Мансуровская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области,

Дисциплина: Литература

Учебник «Литература, 5 класс», В.Я.Коровина

Название работы: Урок внеклассного чтения по басням И.А. Крылова,

Класс: 5

Продолжительность урока- 40 минут.











































Цели урока:

  1. Образовательная: повторить и закрепить знания жизни и творчестве И.А. Крылова.

  2. Развивать интерес к чтению, к книге, актерские способности, смекалку, память, внимание.

  3. Воспитывать уважение к писательскому труду, к труду создателей книг.

Оборудование:

  1. Портрет И.А. Крылова.

  2. Выставка книг басен Крылова.

  3. Конверты с вопросами.

  4. Маски животных для инсценировок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь, сначала девочки, затем мальчики.


  1. Объявление темы урока.

Несколько уроков литературы мы посвятили изучению творчества великого баснописца И.А. Крылова и сегодня проводим урок внеклассного чтения по басням писателя.

II. Выставка книг. Анализ выставки.

(Каждый урок внеклассного чтения начинаю с выставки книг по теме урока. На 1 уроке внеклассного чтения в 5 классе учащиеся получили памятки с планом анализа выставки. Затем перед каждым уроком внеклассного чтения назначаю одного ответственного за проведение выставки, он собирает разные экземпляры книг у учащихся, которые они принесли на урок, и выставляет книги у доски. В начале урока данный учащийся выходит к доске и анализирует выставку. Этот вид работы развивает у учащихся внимание и интерес к книгам, к печатному труду

Анализ выставки проводит 1 учащийся по плану:

  1. Творчеству какого писателя посвящена выставка книг?

  2. Сколько книг представлено на выставке?

Затем идет рассказ о каждой книге:

  1. Как называется книга?

  2. Когда и где она издана?

  3. Есть ли в книге иллюстрации? Если да, то назовите художника. Продемонстрируйте 2-3 иллюстрации.

  4. Какие произведения включены в книгу?

  5. Есть ли в книге статья о писателе? Кто ее автор?)

III. Литературный аукцион.

-До урока вы получили список басен, которые нужно было прочитать.

(«Ларчик»

«Любопытный»

«Скворец»

«Зеркало и обезьяна»

«Слон и Моська»

«Мышь и крыса»)

-Данный список вы должны были дополнить баснями по собственному выбору. Какие басни вы выбрали для самостоятельного чтения? (учащиеся называют прочитанные басни).

-Сейчас мы проведем литературный аукцион по знанию жизни и творчества Крылова. Каждый вопрос имеет определенную цену до 10 баллов. Вы предлагаете за него свою цену, возможность ответить на вопрос получает предложивший большую цену. (Учитель достает небольшой ящик, в котором находятся конверты с вопросами. Тот, кто ответил правильно, получает конверт с вопросом. В конце игры определяется победитель, он получает приз- книгу с баснями Крылова)

1 лот. 7 баллов.

-Дайте определение басни как жанра литературы.

2 лот. 5 баллов.

-Какому историческому событию посвящена басня «Волк на псарне»?

3 лот. 4 балла.

-Из какой басни эти строки:

«Увидевши слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться…»?

4 лот. 8 баллов.

-Из какой басни взято крылатое выражение «Слона-то я и не приметил»?

(«Любопытный»)

5 лот. 6 баллов.

-Из какой басни эти стоки?

Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Ларчик»)

6 лот. 7 баллов.

— Что такое мораль в басне?

7 лот. 5 баллов.

-Из какой басни эти строки?

То он пищал, то он хрипел,

То верещал козленком,

То непутем

Мяукал он котенком… («Скворец»)

8 лот. 10 баллов.

-Какие литературные приемы мы встречаем в баснях. Дайте определение этих литературных приемов.

9 лот. 9 баллов.

-Что такое кунсткамера? В какой басне герой попадает в кунтскамеру?

(«Любопытный», кунсткамера — старинное название музея, в котором собраны редкости и диковинки).

10 лот. 6 баллов.

-Кто и кому, и в какой басне сказал:

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»»

11 лот. 10 баллов.

-Какую награду получил Крылов на своем юбилее?

12 лот. 5 баллов.

-Из какой басни взята мораль?

Когда боится трус кого,

То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами.

(«Мышь и крыса»)

13 лот. 8 баллов.

-В каком возрасте Иван Андреевич Крылов стал баснописцем? (в 37 лет)

14 лот. 6 баллов.

-Какой язык Крылов выучил в 50 лет?

15 лот. 5 баллов.

-Какой исторический герой подразумевается под Ловчим в басне «Волк на псарне»?

IV. Конкурс инсценированных басен. Проверка домашнего задания.

-Вы получили задание разделиться по группам, выбрать одну из басен и инсценировать ее.

(Учащиеся надевают приготовленные маски и показывают свои инсценировки, затем выбираем победителя в данном конкурсе)


V. Подведение итогов. Домашнее задание.

-Спасибо, ребята. Вы все отлично подготовились. На этом наш урок заканчивается, но с Крыловым мы не прощаемся, мы продолжим изучение его творчества в последующих классах. Дома попробуйте сами сочинить басню.



Литература:

авторский материал

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Там русский дух, там Русью пахнет" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: