Конспект урока по Литературе «Там русский дух, там Русью пахнет» 5 класс


Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»


Т.В. Бушуева – учитель литературы.

О.В.Калинина — учитель музыки.


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ.


Тема:

«Там русский дух, там Русью пахнет»

(Поэма Пушкина «Руслан и Людмила», 5класс).


Цели урока:

  1. Показать образ героев в синтезе искусств.

  2. Воспитание на чувствах поэмы через музыку.

  3. Отражение идеалов русского народа.

  4. Воспитание патриотических чувств к родной земле.


Оформление:

  • Проектор

  • Компьютер

  • Рисунки учеников по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

  • Приложение (Презентация)


Тип урока: заключительный урок.


Ход урока:

Учитель литературы:

Вступительное слово:

Мы с вами прочитали замечательную поэму Пушкина «Руслан и Людмила». И вот пришла пора проститься с любимыми героями.

Тема нашего урока «Там русский дух, там Русью пахнет» (показ 1 слайда).

Вы знаете, что литература — это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. С какими?

Посмотрите, как оформлен наш класс. Дома Вы создали замечательные иллюстрации к поэме. Трудно ли было выбрать сюжет для ваших рисунков? А почему так легко иллюстрировать это произведение?

Язык его образный, красочный.

Вот так легко мы обнаружили связь литературы и живописи. Читая поэму, мы говорили о любви, о верности, о чести и долге. Вместе с поэтом переживали за Руслана, восхищались Людмилой, возмущались коварством Черномора. Пожалуй, не всё можно выразить средствами живописи. А средствами музыки?

Благодаря Пушкину на свет появилась опера русского композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила».


Показ 2 слайда (портрет композитора).

Учитель музыки:

Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры (выключаем свет), и мы сейчас услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила»

Какими средствами композитор передаёт образ Людмилы и Руслана?

Ответы детей о характере музыки.

Вы, верно, определили, что разговор пойдёт о Людмиле.

Учитель литературы:

Кого Вам напомнила Людмила? (говорим о сходстве Людмилы с героинями русских народных сказок).

Показ 3 слайда (фрагмент из сказки А.Роу «Руслан и Людмила»).


Благодаря средствам литературы и музыки, Пушкин и Глинки, каждый своими средствами создал образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие качества женщины.

Если Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок, то Руслана можно сравнить с кем? (былинным богатырём).


Показ 4 слайда (картина Васнецова «Три богатыря»)

-Что общего во внешности Руслана и богатыря Ильи Муромца?


Показ 5 слайда (картина Васнецова «После битвы с половцами»)


Что даёт нам эта картина для понимания образа Руслана? (найти описание похожей картины в тексте поэмы).

О чём он размышляет, глядя на это? (чтение отрывков).

В синтезе всех искусств мы увидели героический образ защитника земли русской.

_А есть ли богатыри в наше время? Есть. И по сегодняшний день, если возникает беда, трудности, люди готовы встать на защиту своей земли. И в нашем классе тоже есть будущие защитники России.

Учитель музыки:

_ Вокально-хоровая работа над песней «Отцовская слава» Георгия Струве.

Исполнение песни ребятами.

Учитель литературы:

Продолжая сравнение поэмы «Руслан и Людмила» с произведениями устного народного творчества, ответим на вопрос: что лежит в основе пушкинской поэмы? (добро и зло).

-Кто в поэме воплощает чёрные силы? Какие определения мы дали Черномору? (злой, коварный, хитрый…).

Учитель музыки:

-А как Глинка определил образ Черномора в музыке? Исполнение темы учителем на инструменте (злой, жестокий, грубый).


Показ 6 слайда (фрагмент сказки Роу «Руслан и Людмила»).

Учитель литературы:

— А кто ещё воплощает чёрные силы? (Фарлаф, Наина). Какими предстают перед нами эти герои?

-Как Вы думаете, заслуживают ли они наказание? Вы ответили «да». А как складывается их судьба в поэме? Да, они прощены. Кем? (Русланом и Людмилой).

Какое качество проявляет Пушкин? (Доброта, человеколюбие).

Ведь даже в библии говорится, что на зло нужно отвечать добром. Чего так не хватает в наши дни. Поэтому, ребята, давайте будем уважать друг друга и любить. В нашем произведении также как и в музыке восторжествовало добро.


Показ 7слайда

Подводя итог сегодняшней беседы можно сказать, что благодаря литературе на свет появляются многие замечательные оперы, балеты. В данном случае не было бы произведения Пушкина, не было бы и оперы Глинки. Это две сестры, которые жить друг без друга не могут.

Спасибо за урок.










Свежие документы:  «Технология проблемного диалога на уроках литературы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: