Тема: «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский). Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».
Цель:
• познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева;
• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
• формировать навыки исследовательской работы с текстом;
• развивать логическое мышление, наблюдательность,
• развивать и обогащать речь обучающихся;
• воспитывать чувство любви к природе, к человеку
Оборудование:
• толковый словарь;
• презентация
Используемые технологии:
• личностно-ориентированная;
• проблемно-поисковая
Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
В.Г.Белинский
Ход урока
Слайд № 1 | |||||||||
— Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева, автора «Записок охотника») |
Слайд № 2 | ||||||||
-Что это за «Записки охотника»? Почему они так называются? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском — Лутовинове, это цикл лирических очерков и рассказов. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел) — Кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне) | Слайд № 3 | ||||||||
— Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? Дома вы прочитали критическую статью в учебнике и должны были найти ключевое слово (в крестьянах он видел таинственность,) |
| ||||||||
— Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем… (узнавать чью-то тайну) -Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева) |
| ||||||||
— Кто обычно раскрывает тайны? (следователь) — Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок (УРОК — исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк») |
Слайд № 4 | ||||||||
-Как следователь проводит свое расследование? На доске и у вас на партах помещены структурные элементы расследования. Задание: расположить их в правильном порядке:
— В таком порядке мы и будем раскрывать тайну Бирюка. |
| ||||||||
— У любого следователя в начале следствия обязательно должна быть или одна или несколько ВЕРСИЙ. — Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом. (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает) — Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали) |
| ||||||||
— Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.
— Итак, сейчас нам предстоит (по группам) заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное — обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание качеств характера Бирюка. |
Слайд № 5 | ||||||||
-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками. Группа 1.
|
| ||||||||
Группа 2.
|
| ||||||||
В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока. | Слайд № 6 | ||||||||
Группа 3.
|
| ||||||||
Группа 4.
|
| ||||||||
Группа 5.
|
| ||||||||
Группа 6.
|
| ||||||||
11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис». — Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки: С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________, но с другой стороны, __________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________ С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету. — Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным). — Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.
| Слайд № 7 | ||||||||
12. Поиск причины явления — Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать) — А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк — КРЕПОСТНОЙ) — Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина) |
| ||||||||
13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис». — Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да) — Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова. Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят
| Слайд № 8 | ||||||||
14. Авторская позиция — Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка? — Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле). — Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение. …что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке. | Слайд № 15 | ||||||||
15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис». — Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру. -И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника») Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, «Записки охотника» сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю. | Слайд № 16 | ||||||||
16. Рефлексия. — Какие знания вы сегодня получили на уроке? — Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников? Какое у вас настроение от урока? |
| ||||||||
17. Домашнее задание — Продолжить наблюдение над языком и стилем Тургенева при чтении его «Стихотворений в прозе» — Не только И.С.Тургенев описывал тяжелую жизнь крепостных крестьян. Им посвятил свое творчество и великий русский поэт Н.А.Некрасов. У него есть цикл стих-й «Крестьянские дети». Ваша задача – выучить наизусть стихотворение «В полном разгаре страда деревенская».
|
|