Конспект урока по Литературе «Формы интерпретации романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух»» 11 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Тосно с углубленным изучением отдельных предметов»








Конспект урока по литературе


в 11 классе

(филологический профиль

с углубленным изучением английского языка)





Формы интерпретации романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

(2 часа)





Учитель русского языка и литературы



Золотовская Оксана Алексеевна








2014 год



Цели работы:

  1. Познакомить учащихся с основными фактами творческой биографии английского писателя Уильяма Голдинга.

  2. Формировать учебные компетенции:

  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом;

  • создавать собственного высказывания с учетом определенного замысла и коммуникативных намерений писателя;

  • формировать навыки интерпретации произведения;

  • дать учащимся возможность оценить произведение с их позиций, делать выводы из наблюдений.



Задача урока заключается в том, чтобы показать возможности интерпретации произведения:


  • литературоведческой (включающей исследование жанровой природы текста, роли финала, проблематики романа);

  • культурологической (рассмотрение мифологических и библейских аллюзий в тексте);

  • психологической (изучение логики характеров и поступков героев).



Тип урока: урок анализа художественного произведения с элементами лабораторной работы.


Оборудование:

  • портрет Уильяма Голдинга

  • выставка произведений

  • проектные работы учащихся «Роль символов в романе У.Голдинга «Повелитель мух», «Библейские мотивы и образы в романе У.Голдинга «Повелитель мух»

  • технологическая карта



























Ход урока



  1. Организационный момент (1 минута).



  1. Мотивация учебной деятельности (4 минуты).

Слово учителя. Проза Уильяма Голдинга – одно из самых ярких явлений мировой литературы второй половины XX века. Любое его произведение подчинено философской концепции, основанной на тревоге художника за судьбу человека в современном мире.

Все творчество Голдинга посвящено решению главной проблемы: «в чем существо человеческое». В своих романах автор, исследуя духовные и этические вопросы, постоянно обращается к основной теме «тьмы мира» и «тьмы сердца человеческого».

Для произведений Голдинга характерны не только философская глубина и драматизм, но и яркий, разнообразный язык метафор, пространственная ограниченность действия, моделирование различных экстремальных ситуаций.

Сообщение учащегося об Уильяме Голдинге и его книгах. Краткий анализ выступления писателя на вручении Нобелевской премии. Основные афоризмы и цитаты из произведений (Приложение 1).

Слово учителя. Роман вами прочитан, вы услышали некоторые моменты биографии писателя, услышали его философские мысли о жизни, о человеческой сущности.

  • Но готовы ли вы уже сейчас назвать основные уроки Уильяма Голдинга?

  • Определить жанровые особенности романа?

  • Объяснить логику поступков героев романа?

Сегодня на уроке я покажу вам некоторые способы интерпретации романа, пути анализа литературного текста, которые в ходе вашей самостоятельной работы с текстом помогут сделать собственные выводы и открытия. В помощь вам подготовлена технологическая карта (ТК).



  1. Анализ художественного текста.



    1. Литературоведческая и культурологическая интерпретация романа.


Слово учителя. Роман Уильяма Голдинга “Повелитель мух” критики определяют как философскую притчу. С этим понятием вы впервые познакомились в 6 классе. Чтобы освежить полученные знания, давайте обратимся к словарной статье.


ТК. Притча

  • Небольшой рассказ, аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

  • В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская притча. Притча о блудном сыне.

  • Перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за притча? (Толковый словарь Ожегова).






Сообщение учащегося (3 минуты):


Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории, символы. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.

Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и бог.

Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча рассказана.

Жанр притчи в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности. Поэтому использование притчи помогает разрешению или, наоборот, созданию конфликта художественного произведения, расширяет рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план.

Жанровые признаки притчи:

  • сказовая форма

  • сюжет из обыденной жизни

  • иносказание, символический характер повествования

  • нравоучение


ТК. Задание 1 (5 минут).

Запишите основополагающие моменты, помогающие осознать жанровый смысл понятия «притча» (4 – 5) и приведите доказательства, что роман У. Голдинга «Повелитель мух» действительно притча.


Содержит прямое наставление, нравоучение

Автор задает вопросы нравственного выбора человека в экстремальных ситуациях

Аллегории, иносказание, символический характер повествования

Символично само название романа. Символами пронизано все повествование – от образов главных героев (Саймон, Ральф, Хрюша), до символов-предметов (рог, маска, очки и т.д.)

Религиозное содержание

Прослеживается религиозный подтекст при изображении природы, образа Саймона и т. д.

Нет указаний на место и время действия

Место – необитаемый остров, время – неизвестно. События происходят во время войны, но неизвестно какой

Сказовая форма

Остров – рай, наличие образа зверя, выходящего за рамки реальной жизни

Слово учителя. «Повелитель мух» – как и полагается притче сопровождается символическим комментарием или подтекстом. Притчевый характер предусматривает наличие в нем ключевых образов-символов. В романе символических образов и картин довольно много. Все они несут определенную смысловую нагрузку и помогают раскрыть главную идею произведения. Писатель наделяет символическим значением самые, казалось бы, простые предметы и явления, например, огонь, очки, раковину. Их зачастую ироническое взаимодействие создает неуловимую атмосферу, но подлинный смысл не всегда раскрывается даже к концу романа.

Проектная работа (4 минуты).

Слово предоставляется учащемуся, подготовившему исследовательский проект «Роль символов в романе Уильяма Голдинга «Повелитель Мух» (Приложение 2).


ТК. Задание 2 (4 минуты).

В ходе прослушивания вам необходимо заполнить таблицу и сделать вывод о роли символов в романе.

Символ

Комментарий

Остров


Лодка или корабль (острова, парламента)


Цвет как символ


Морской рог


Огонь (костер – пожар)


Очки


Маска


Голова свиньи


Плач Ральфа и всех детей в финале


Вывод: Роль символа в романе заключается в усилении драматичности происходящего, более глубокого воздействия на читателя. Они возникают на пути читателя на протяжении всего романа, дают толчок их сознанию. Символика становится инструментом выявления представлений о жизни, отношения к изображенным событиям.


Слово учителя. Говоря о романе У. Голдинга, авторы многих критических статей обращают внимание на наличие библейских мотивов и сопоставляют некоторые главы романа со страницами Апокалипсиса.

Первую главу романа можно соотнести с мифологическими представлениями о первом дне творения, рождающемся из первостихий: воды, ветра, солнца, ярких цветов (образы, наиболее часто встречающиеся в первой главе).


ТК. Задание 3 (6 минут).


  1. Проследите, как меняется цветовая гамма в первой главе и далее в последующих.


Постепенно цветовая гамма меняется: в первой главе, наполненной светлыми природными красками, появляется «что-то черное», которое оказывается отрядом мальчиков- хористов под руководством Джека. Но с развитием событий все чаще появляется упоминание о длинных тенях, тьме, «хлынувшей в лес…», «стеклянном свете звезд…» Первый огонь, по неосторожности ребят охвативший остров, оказывается смертоносным

Остров поглощен дымом, который « рос, плодился, клубился, раскатывался. Акры черного и рыжего дыма упрямо валили к морю…»

  1. Сопоставьте картины мира представленные в начале первой главы и последней.


Картина мира, представленная в последней главе, наполнена образами разбушевавшихся стихий: «рев леса стал громом….», «куст на его пути рассыпался огромным веером пламени…», падающие камни, красный треугольник моря, некогда восхищавший своей чистотой и ставший в итоге свидетелем преступления.

  1. Есть ли сходство в изображении картин природы последней главы романа и «Откровений Иоанна Богослова»:

Глава 6

12 Произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

Глава 8

7 И сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью.

Я считаю…


Вопросы к учащимся (2минуты):

  • Когда впервые упоминается Зверь, откуда он появляется?

  • Каким видится Зверь мальчикам? Почему все время по-разному? (В романе у него нет лица. Это образ символичный. С одной стороны это страх, который охватил детей, с другой, – воплощение темного сознания, инстинктивного звериного начала, подавленного человеком, но не побежденного им).

  • У райской жизни на тропическом острове есть оборотная, «ночная» сторона. В чём сущность этой оборотной стороны? (Есть некий таинственный Зверь, появляющийся ночью, внушающий «первобытный ужас» и несущий зло; начинается борьба за власть; устанавливается кровавая диктатура).


ТК. Задание 4 (3 минуты).

Обратимся снова к «Откровениям Иоанна Богослова». Центральная фигура Апокалипсиса – выходящий из моря зверь с семью головами и десятью рогами.

Сопоставьте предложенный вам отрывок с текстом У.Голдинга. Найдите сходство в трактовке Зверя.


«Зверь, которого ты видел, выйдет из бездны, и пойдет погибель.…И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонилась дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? Кто может сразиться с ним?..» («Откровения Иоанна Богослова» гл.13, ст.3-4)

«Зверь» увеличивается в размерах и становится вездесущим: Он «выходит из вод», «сходит с неба», вездесущий Страх преследует детей.


ТК. Задание 5 (3 минуты).

Воплощения Зверя. Проследите, как нагнетается состояние страха. Во что он трансформируется, к каким последствиям приводит. Прокомментируйте, опираясь на текст.

Воплощения Зверя

Комментарий

Зверь, вышедший из моря.

Нереальное вымышленное существо (животное)

Я считаю, что…

Мертвый парашютист.

Мертвое тело, случайно попавшее на остров к детям (из мира взрослых людей)

Свиная голова, облепленная мухами.

Животное, убитое детьми (первая жертва)

Саймон.

Убийство человека. Круг замкнулся, выхода нет. Людям так и не дано узнать, что путь к спасению лежит через открытие истины в собственной душе.

Зверь просыпается в душах самих детей.

Дети ищут зверя везде, но только не там, где он поселился на самом деле, — в их собственных душах. Испорченность детей, внутренняя греховность заставляет вещи и поступки приобретать искаженный смысл, оборачиваться полной себе противоположностью.


Слово учителя (2 минуты). В самом названии – «Повелитель мух» — прочитывается имя Дьявола, которое звучит, как «Вельзевул». В библейской мифологии Вельзевул – великий демон, столь высокопоставленный и могущественный, что его нередко принимают за верховного вождя адских сил вместо Сатаны. В действительности Вельзевул – вторая фигура в аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны-Люцифера. В переводе его имя означает «повелитель мух», «муж мух». Еще по одной версии, Вельзевул получил свое прозвище за то, что вместе с мухами наслал чуму на землю Ханаан. Мухи символизируют грешные души, покинувшие своего истинного жениха – Христа и ставшие «женами» Вельзевула. Он считается повелителем насекомых и пресмыкающихся.

  • Так кто же такой Повелитель мух, что он такое?

Этот вопрос мучает читателя с самого начала книги. В романе автор говорит не столько о нем. Повелитель мух – это все то страшное, гадкое, черное и бесчеловечное, что есть в человеческих душах. Злость, страх, обида, жажда власти – все это Повелитель мух.

  • Все ли дети поддались Зверю в своей душе?

  • Что вы можете сказать о Саймоне и Ральфе? В ответе можно использовать цитаты романа.



ТК. Задание 6 (3 минуты).


Саймон


«Но ты же знал, правда? Что я — часть тебя самого? Неотделимая часть!»

Ральф

Ральф боролся с Джеком не столько потому, что отстаивал свою идею, столько потому, что Джек отнимал у него первенство.

Не редко Повелитель мух проявлялся и в Ральфе, в его отношении к Хрюше.

Вывод:

Никто не может противостоять зверю.

Слово учителя (2 минуты). Одним из центральных в книге является образ Саймона, в котором воплотились представления писателя о любви, сострадании и жертвенности. Скрытое сопоставление с апостолом присутствует уже на уровне имени героя. «Саймон» («Симон») — имя одного из двенадцати апостолов, который был призван Христом и которому Господь дал новое имя — Петр. Иисус нарекает Симона Петром, это имя означает «камень», на этом «камне» Христос задумывает основать Свою Церковь. Для Голдинга характерно, что Симон Петр, чье имя носит его герой, являет собой не только пример святости, но и грешного человека. Именно он трижды прилюдно отрекается от Христа. Возможно, потому, что в его образе показана борьба двух начал в природе человеческой — грешной и нравственно-духовной, отвергающей зло.

ТК. Задание 7 (20 минут). Саймон.



Задание

В помощь учащимся

Ответ учащегося

Обратите внимание на то, какими представляются Саймону джунгли. Почему?

Следует учесть тот факт, что Саймон был певчим церковного хора, где во время богослужения зажигается множество свечей.

«Они… остановились, с любопытством рассматривая кусты вокруг. Саймон заговорил первый:

Как свечи. Кусты в свечах. Это такие почки.

Кусты были темные, вечнозеленые, сильно пахли и тянули вверх, к свету, зеленые восковые свечи»

Описание зеленых свечек в тексте встречается каждый раз, когда Саймон уходит в джунгли, чтобы побыть одному. Свеча — символ души человеческой перед Богом. И быть может, упоминание о зеленых свечках предназначено дать нам понять, что он уединяется для молитвы.

Существует мнение, что Голдинг изобразил Саймона схожим с образом Иисуса Христа, в том числе и внешне.

На основе имеющихся у вас представлений, также используя текст романа, сопоставьте два образа и сделайте вывод.

Большинство людей имеют представление об Иисусе, исходя из церковных изображений, а именно идеально-красивого молодого человека, с тонким, высоким телосложением и длинными, каштановыми волосами и короткой бородой.

Саймон похож на традиционный образ Иисуса Христа: он аскетичного телосложения, ходит босиком, у него длинные темные волосы, худое острое лицо с широким низким лбом и сияющие, притягивающие внимание глаза.

В момент отчаяния Ральфа Саймон говорит ему, что тот вернется домой.

Как данный факт роднит Саймона с пророками?

Почему Саймон не говорит это о себе?

«Ты еще вернешься, вот увидишь. Просто я чувствую — ты обязательно вернешься».

С библейскими святыми Саймона роднит способность пророчествовать.

Себя Саймон не включает в это пророчество, очевидно, подобно Христу, предвидя скорую смерть.

Обратимся к главе, в которой Саймон разговаривает с Повелителем мух.

  1. Сделайте дословный, более близкий к подлиннику перевод приведенной цитаты:

«He knelt down and the arrow of the sun fell on him. That other time the air had seemed to vibrate with the heat; but now it threatened. Soon the sweat was running from his long, coarse hair. He shifted restlessly but there was no avoiding the sun. Presently he was thirsty, and then very thirsty. He continued to sit».

  1. Какие выводы можно сделать? При подготовке ответа используйте также данное описание Саймона:

«… поднял лицо, из-под тяжелых мокрых прядей посмотрел в небо», «голова у Саймона чуть запрокинулась», «лицо его было лишено выраженья, а возле рта и на подбородке запеклась кровь».

Построчный перевод:

«Он встал на колени, и стрела солнца атаковала его. В прошлый раз воздух вибрировал от зноя, но сейчас он угрожал. Вскоре пот начал капать с его длинных спутанных волос. Он беспокойно двигался, метался, но не было спасения от солнца. Теперь ему хотелось пить. Он продолжал стоять на коленях».

Текст романа:

«Он опустился на коленки, и солнце хлестнуло его лучом. Тогда, в тот раз, воздух трясся от зноя; а теперь нависал и пугал. Скоро густая длинная грива Саймона взмокла от пота. Саймон неловко вертелся и так и сяк. Солнце било нещадно. Скоро ему захотелось пить, потом просто ужасно захотелось. Он все стоял на коленях».

Построчный перевод помогает увидеть, как писатель вырисовывает образ Саймона, показывает, что ему предстоит, как и Христу, много страдать, даже солнце пытается ранить его лучом, как стрелой (аналогия с образом Спасителя, которого пронзают копьем во время казни). Сопоставление перевода и подлинника демонстрирует внешнее сходство Саймона с традиционным обликом страдающего Христа.

Сделайте анализ эпизода, когда Саймон взбирается на гору.

В чем символичность этого пути?

С каким путем Иисусу Христа можно сопоставить? Почему?

«Он пошел дальше, спотыкаясь от усталости, но не останавливаясь. В глазах не было всегдашнего сиянья. Он продвигался вперед с унылой сосредоточенностью, как старик».

«Саймон бросился вниз, у него подкашивались ноги, он заставлял себя идти, но ковылял кое-как».

Несмотря на угрозы Повелителя мух, Саймон мужественно идет до конца в познании истины. Он пересиливает дурноту и взбирается на гору с трудом и в муках, где якобы обитает Зверь, чтобы убедиться, что никакого Зверя нет, а есть только раскачивающееся на ветру тело мертвого летчика. И тогда гора становится для Саймона Голгофой, где герой принимает мученическую смерть.

Подумай и ответь:

Почему в конце романа Саймона убивают?

Обречен ли он на смерть или это случайность?

Что символизирует собой смерть Саймона?


«- Зверя — бей! Глотку — режь! Выпусти — кровь! Зверя — прикончь!

Палки стукнули, подкова, хрустнув, снова сомкнулась вопящим кругом.

Зверь стоял на коленях в центре круга, зверь закрывал лицо руками. Пытаясь перекрыть дерущий омерзительный шум, зверь кричал что-то насчет мертвеца на горе. Вот зверь пробился, вырвался за круг и рухнул с крутого края скалы на песок, к воде. Толпа хлынула за ним, стекла со скалы, на зверя налетели, его били, кусали, рвали. Слов не было, и не было других движений — только рвущие когти и зубы.

Потом тучи разверзлись, и водопадом обрушился дождь. Даже сквозь стену дождя стало видно, какой же он маленький, этот зверь; а на песке уже расплывались кровавые пятна».


Когда Саймон пытается донести правду до остальных, его зверски убивают. Смерть Саймона страшна. Подобно Христу, он остался непонятым, одиноким в предсмертных муках, над ним тоже жестоко издевались. Вслед за Христом он умер мученической смертью, из-за своей любви к ближним.

Смертью своей он изгоняет призраков, страх и ложь с острова; но смерть становится также мощным толчком к осознанию мальчиками своей грешной природы. Не случайно дети все без исключения, плачут в конце романа, осознавая темноту души человеческой, которую, как они убедились, каждому следует держать под контролем.

Проанализируйте отрывок романа, в котором Голдинг с особой любовью описывает уже мертвое тело Саймона.

Какие образы представляются вам?

«Вода двинулась дальше и одела жесткие космы Саймона светом. Высеребрился овал лица, и мрамором статуи засверкало плечо. Странно бдящие существа с горящими глазами и дымными шлейфами суетились вокруг головы Медленно, в бахромке любопытных блестящих существ, само — серебряный очерк под взглядом вечных созвездий, мертвое тело Саймона поплыло в открытое море».

После смерти Саймона Голдинг как бы канонизирует его: «Странные лучистые создания с горящими глазами», «суетящиеся» вокруг головы мертвого Саймона, составляют как бы нимб Христа, мученика.


Вывод: Библейские образы Иисуса Христа, апостола Петра, а также библейские мотивы жертвенности, божественного искупления отражены в образе Саймона. Писатель сознательно делает Саймона носителем христианского идеала любви и сострадания.



    1. Психологическая интерпретация романа


Слово учителя (3 минуты). У.Голдинг исследует природу ребенка, помещая благопристойных английских мальчиков в экстремальные обстоятельства. В связи с этим вам необходимо проследить процесс осмысления детства в разные культурные эпохи.

Если в эпоху средневековья ребенок, способный обходиться без кормилицы, воспринимался как маленький взрослый, то ученые и художники Нового времени признали за детством автономию, что повлекло за собой появление символических образов детства в культуре, в частности, в литературе, в массовом сознании.

Литература классицизма не уделяет значительного места ребенку (в силу того, что рассматривает детство как некое отклонение от нормы), однако литература эпохи просвещения начинает проявлять активный интерес к ребенку, прежде всего как к объекту воспитания, которого необходимо подготовить к взрослой жизни посредством хорошей литературы.

В эпоху романтизма в искусстве и философии утверждается самоценность детства. Детская невинность противопоставляется «извращенному» и холодному миру рассудочной взрослости (например, в творчестве Гейне, Новалиса, Блейка).

Писатели ХIХ века развенчивают созданный романтиками миф, открывая в ребенке противоречивый, очень непростой внутренний мир, по-разному понимаемый представителями реалистического романа.

ХХ век окончательно разрушает миф о детской невинности. У.Голдинг осмысливает детство в рамках традиционного взгляда на этот феномен писателей ХХ века (Дж.Сэлинджера, Р.Музиля, В.Набокова); он исследует темные глубины детской натуры, греховной и жестокой и тем самым опровергает созданный романтиками миф о ребенке как о невинном существе.



ТК. Задание 8 (5 минут). Персонификация героев и антигероев романа У. Голдинга.

Распределите основных персонажей романа к группе героев или антигероев. Всех ли детей на острове можно без труда определить к обозначенным группам. Подумайте, что вы можете сказать о ребятах, отнесенных к группе «Другие герои». Дайте краткую характеристику всем названным мальчикам.





Герои

Антигерои (лагерь дикарей)

Ральф

главный герой, прилагающий все усилия остаться человеком до конца, в нем персонифицирована «надежда на власть, стремящуюся быть справедливой и разумной»

Джек

предводитель племени охотников, отрицательный лидер, разрушитель всего человеческого в себе, в прежней жизни староста церковного хора мальчиков, завистлив, тираничен.

Хрюша

законник, технократ, олицетворение рационализма, веры в науку, в добро, он чистосердечен и сметлив

Роджер

помощник Джека, прирожденный палач и садист

Саймон

стихийный философ, провидец, “чокнутый”, но именно ему открывается смысл происходящего на острове, он совестлив, скромен и бесстрашен

Эрик и Сэм –

братья-близнецы, способные на самостоятельные поступки, но перешедшие в лагерь дикарей, подчиняясь грубой силе, и не в состоянии оказать сопротивление.

Другие герои

Послушное большинство (что зачастую соответствует реалиям жизни) не в состоянии понять, что происходит и принять чью-либо сторону. Чаще подчиняются силе и «стадному» чувству.


Вопросы к учащимся (3 минуты):

  • В чем слабость мальчиков, отнесенных к группе «Герои», почему они не смогли остановить разрушающую силу Джека и его сторонников?

  • Почему Зло побеждает Добро? (Зло побеждает Добро, потому что носители доброго начала оказываются бессильными во внешних обстоятельствах, демонстрируя неумение руководить массой, но в гораздо большей мере они пасуют перед Злом в собственной душе. И Ральф, и Хрюша, хотя и невольно, становятся участниками убийства Саймона).

  • Что можно назвать главным достоинством Хрюши? (Его доброе сердце, забота о других. Именно он – самый ярый, деятельный, активный борец за мир, за то, чтобы «всем было хорошо», и именно с его гибелью на острове начинается беспредел).

  • В чем заключается трагизм образа Хрюши? (Главный объект ненависти Джека и его компании).

  • Почему его так ненавидел Джек и его компания? (Он не может обижать других, не в состоянии защитить себя. Над такими всегда издеваются в жизни).

  • Почему Голдинг итак нелепого толстячка наделяет именем Хрюша? Есть ли здесь символический подтекст? (Свиней убивают для еды, Хрюшу – для утверждения собственного «я». Атавизм вытесняет здравый смысл и ставшую ненужной гуманность).

  • Почему внутри лагеря мальчиков происходит раскол? На какие две группы поделились ребята? Кто возглавил эти группы?

ТК. Задание 9 (5 минут). Сопоставительный анализ главных героев романа.

Критерии

Ральф

Джек

Внешность, черты характера

Эталон нормального, здорового, честного, в меру умного, в меру смелого и доброго для своих лет подростка

Мальчик с рыжими волосами. Миф связывает рыжие волосы с дьявольскими наклонностями. Джек, по природе своей охотник, — это неформальный лидер,

стремящийся к власти; в какие-то моменты ему свойственны повадки животного: «Как спринтер на старте, он почти припал носом к влажной

земле…» или «…как пес на четвереньках … приник ухом к земле».

Отношение к власти

Обстоятельства делают его руководителем, но удержать власть он не может. Он не умеет управлять другими, у него нет необходимого склада мышления.

Джек превыше всего любит власть, которую он впервые вкусил, став старостой церковного хора мальчиков. На острове он борется за власть с Ральфом и становится лидером примитивной элиты.

Отношение к ребятам

Берет на себя функции взрослого, так как высока степень ответственности за других. Не умеет прислушиваться к другим и использовать общие силы ради дела.

Он – «вожак», а остальные «охотники» должны слепо подчиняться и выполнять приказания.

Символ власти

Белая раковина (символ добра и демократии)

Оскалившийся череп свиньи на палке – символ зла и тоталитаризма

Конец «игры». Перед лицом взрослого человека.

К концу книги Ральф начинает обретать понимание и плачет о «конце своей невинности, о темноте сердца человеческого». Он единственный, кто на протяжении всего повествования меняется, взрослеет, проделывает трудный путь от незнания к знанию.

Прибывший на остров военный офицер застает на месте преступления не кровожадных охотников, а группу смешно разрисованных мальчишек под предводительством Джека «Мальчуган в остатках немыслимой шапочки на рыжих волосах, с разбитыми очками, болтавшимися на поясе, шагнул вперед, но тут же передумал и замер»

  • Мудрый Саймон гибнет от рук своих же товарищей, ибо общество не прощает тех, кто является напоминанием о вине и грехе. Гибнет и рационалист Хрюша. Гибель его олицетворяет несостоятельность рационального мира, основанного на логике. Почему именно к Ральфу приходит спасение?

  • Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к финальной сцене романа.



ТК. Задание 9 (5 минут).

Еще раз внимательно прочитайте финал романа. В чем заключается трагическая ирония финала романа? Найдите и запишите примеры иронии (2 – 3). С какой целью автор прибегает к такому финалу?

Для выполнения задания вам в помощь подготовлена словарная статья.

ТК. Ирония (от греч. eirоnе́ia, буквально — притворство) в стилистике — выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его,

Трагическая ирония

  1. Ральф затряс головой, как немой. Он повернулся. На берегу полукругом тихо-тихо стояли мальчики с острыми палками в руках, перемазанные цветной глиной.

  2. Офицер разглядывал маленькое пугало. Ребенка надлежало срочно помыть, подстричь, утереть ему нос, смазать как следует ссадины.

  3. Появлялись еще мальчики, некоторые совсем клопы, темные, с выпяченными, как у маленьких дикарей, животами.

  4. Казалось бы, английские мальчики – вы ведь все англичане, не так ли? – могли выглядеть и попристойней…

  5. Доигрались? – сказал офицер. Огонь добрался до кокосовых пальм на берегу и с шумом их проглотил.

  6. Офицер весело улыбался Ральфу:

Мы увидели ваш дым. У вас тут что? Война?

  1. Офицер понимающе закивал:

Ну да. И все тогда чудно выглядело, Просто «Коралловый остров».

Ральф стоял и смотрел на него, как немой. На миг привиделось – снова берег опутан теми странными чарами первого дня. Но остров сгорел, как труха.

Вывод: Мир, воссозданный детьми на острове без участия взрослых, является слепком с цивилизации. Жестокая ирония подтверждается сменой перспектив. Офицер-спаситель даже не пытается что-либо понять, созерцая «живописную» группу одичавших детей. Сам по себе спаситель символизирует всеобъемлющий цинизм взрослой жизни.

Трагическая ирония финала романа заставляет нас задуматься о том, что хотел сказать Голдинг своим романом-предупреждением.



  • Можем ли мы сказать, что роман «Повелитель мух» не имеет счастливого конца?

  • Какой момент не дает нам с этим согласиться?

  • Что символизирует собой плач Ральфа? (Плач Ральфа в конце романа – это предупреждение для взрослых, ибо только Ральфу дано знать истинную цену этой группы будущих граждан Британии).

  1. Подведение итогов урока устно (5 минут).


  • Мы с вами возвращаемся к поставленным вопросам в начале занятия.

  • Какие же уроки мы должны извлечь из романа-предупреждения?

  • Что не должны допустить, чтобы не превратиться в зверя?

  • Я начинаю, а вы попробуйте закончить начатую мысль.


  1. Писатель использует данный финал для того, чтобы… представить свой взгляд на роль опасностей и моральных ошибок в человеческой жизни. Прибывший на остров военный офицер видит группу смешно разрисованных мальчишек. Но нам-то известно, что натворили эти, показавшиеся офицеру безобидными, дети. Пожар, разгорающийся на острове и грозящий ему полным уничтожением, является подтверждением опасности Зла, олицетворяемого этими детьми. Какой бы безобидной не казалась нам наивность и беспомощность детей, присутствие зла в их душах неоспоримо и, увы, неискоренимо. Зло никуда не ушло, оно по-прежнему в них, оно лишь затаилось, испугавшись вмешательства взрослых.



  1. Голдинг отказывается констатировать непобедимость Зла, если признать… что Повелитель мух – это не только Роджер и Джек, но и ты, и я, — значит, сделать первый шаг на пути протесту этому моральному чудовищу. Ничто не способно предотвратить Зло, пока оно востребовано нами.



  1. В своём романе Голдинг показал не конкретные, характерные для определённого времени идеи, а вневременную сущность человеческой натуры – греховной, страшной, опускающейся до самых жестоких преступлений в условиях отсутствия позитивной сдерживающей силы.


  1. Оценки учащимся выставляются после проверки ТК.


  1. Домашнее задание (2 минуты):


Напишите сочинение-рассуждение по одной из предлагаемых тем:

  • Какой жизненный урок преподносит нам Уильям Голдинг?

  • Одержало ли Зло окончательную победу в душах детей?


Свежие документы:  Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: