Конспект урока по Литературе «Г. Паустовский «Растрепанный воробей»» 3 класс


8



Новикова Елена Андреевна

учитель начальных классов МБОУ НОШ № 95

г. Челябинск


Урок литературного чтения во 3классе по программе «Школа России».

Тема: Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (слайд 1)

Задачи урока:

образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации: пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим»; интерес к чтению.

Оборудование и ресурсное обеспечение: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов; цв. карандаши; видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, словарь С.И.Ожегова; учебник «Литературное чтение» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.

компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word



Ход урока.


  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок


Учитель: На уроке наши глаза внимательно смотрят

И всё……. (видят)

Уши внимательно слушают

И всё……(слышат)

Голова хорошо……(работает)


  1. Дыхательная гимнастика. (Слайд 2)


Вдох через нос – выдох через нос;

Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

Вдох через рот – выдох через рот;

Вдох через рот – выдох через рот; (частями)


  1. Артикуляционная гимнастика, массаж


Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения)

Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.


  1. Речевая разминка. (Слайд 3)


Прочитайте гласные И А У Э Ы О

Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.

Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте.

А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.


Добавим слог. Прочитайте его (БИПТ).

Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, бипту ит.д)

Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.

Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.


Развитие техники чтения, внимания, памяти (Слайд 4-6)










Выразительное чтение стихотворения. О ком это стихотворение? Докажите.

Игра «День-ночь»


  • «ночь» — закрываются некоторые слова; «день» – прочитать стихотворение, восстановив все слова

  • «ночь» — еще закрываются слова; «день» — опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова


  1. Работа со скороговоркой. (Слайд 7-8)









Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.


Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара

быстрее и дружнее расскажет скороговорку.

Значение слов: ВЕРАНДА и ВАРЕНИК. (словарь)


  1. Работа со слоговыми таблицами (Слайд 9 — 10)











— орфографически, с ударением, орфоэпически

— Что обозначают эти слова?

Кто выполнял все эти действия?

— Какой вы представляете себе ворону? Опишите. Выберите подходящую картинку.

Попробуйте объяснить свой выбор.

— Подумайте, в той же последовательности ворона выполняла эти действия?


  1. Актуализация знаний (слайды 11-13). Постановка цели урока













— Почему мы читаем о воробье?

— Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей».

— В какой из сборников вы бы поместили текст этого произведения? Почему?

Эпиграф: — «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости».

— Как понимаете?

(Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень

внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя).

Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той

обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать

не только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю Вам в конце

урока составить характеристику главного героя произведения – воробья.




  1. Работа над произведением Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»


Стр. 12

  • Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)

— Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

Стр. 13-14

  • «Бросок — засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка» — дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.)

— Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?

— А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?



(Слайды 14-15)












— Кто из героев предстает перед нами первым?

— С кем жила Маша?

— Внимательно посмотрите на вопросы. Найдите те, которые не относятся к

произведению. Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования эпизодов текста.

Ответьте на вопросы.


  1. Физминутка (снятие зрительного утомления) (Слайды 16-18)
















  1. Работа по содержанию текста. (Слайды 19 — 21)


Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах)










Проверка.


  1. Составление характеристика главного героя


  • Воробей Пашка – сказочный персонаж (слайд 22)












— Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам

произведения К.Г. Паустовского

Цель: составить характеристику главного героя;

создать диафильм «В чем счастье Пашки».

  • Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове) (слайд 23)











  • Сцена «Пашка и милиционер» (слайды 24-25)

— Чтение текста. Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)

— Что значит «невесёлой жизни ты воробей»?









Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)


  • Как Пашка попал в дом к Маше (слайд 26)

— Послушайте отрывок в исполнении ребят ( чтение наизусть по ролям: милиционер

и Маша).











— Смогли ли ребята передать интонацию, эмоциональное состояние героев?

— Зачем Маше нужен был воробей?

— Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?

— Посмотрите, какая у нас получилась таблица (Слайд 27)














  • Физминутка (динамическая пауза)

  • Диафильм «В чём счастье Пашки» (слайды 29-31)












— В каком порядке, основываясь на содержание произведения вы бы расставили эти

кадры?

— Фильм получился незаконченный. Какой фрагмент необходимо вставить в наш

диафильм?

— Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам

произведения К.Г. Паустовского.

— Подберите слова, которые характеризуют Пашку. Из предложенных характеристик

выберите только те, которые можно отнести к Пашке. (слайд 32)

решительный, коварный, наблюдательный, смелый, настоящий друг, весёлый,

рассудительный, внимательный, хитрый)













  • Посмотрите, какая у нас получилась таблица (Слайд 33)

Слайд 34













  • Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.

Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по рядам)

1 ряд

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).


2 ряд

Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).


3 ряд

Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде «букетик мамы» Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).


— Составление целостной характеристики. Чтение. (слайд 34)














12. Итог. Работа с пословицами. (Слайд 35)


Из предложенных пословиц выберите ту, которая характеризует нашего героя. (На добрый привет – добрый ответ)

  1. Домашнее задание. (Слайд 36)


— Спасибо за урок! (Слайд 37)






Свежие документы:  Конспект урока на тему «Проверь себя. Раздел «Родные просторы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: