Конспект урока по Литературе «Исторические народные песни. Предания «о Пугачеве», «о покорении Сибири Ермаком»»


Тема: Исторические народные песни. Предания «о Пугачеве», «о покорении Сибири Ермаком»


Цели: повторить жанры устного народного творчества; пока­зать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Методические приемы: сообщения учащихся; работа в груп­пах, беседа, рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ статьи учебника «русская литература и история».

2. Ответы на вопросы учебника

Фольклора.

II. Беседа с учащимися

— каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа во­площены в сказках?

— какие свойства характера воспеваются в народных сказках?

— какие типы сказок вам известны?

— чем отличается былина от сказки и что между ними общего?

— какие циклы былин вы знаете?

— вспомните героев былин. Расскажите о некоторых из них, используя иллюстрации к былинам и. Билибина, репродук­ции с картин в. Васнецова.

— что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объ­ясните их смысл.

— что общего у пословиц и поговорок и чем они различаются?

— что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

III. Рассказ учителя о народных песнях

Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного твор­чества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний мир, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историче­ским событиям, героям, выдающимся историческим личностям, дру­гие — переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей и т. Д. Известны бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие песни.

Исторические песни часто не только изображают события или от­дельные их эпизоды, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Частые герои исторических песен цари — иван грозный, петр первый, герои-воины — суворов, кутузов, народные вожди — ермак, разин, пугачев.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно ска­зителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в ми­нуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного испол­нителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Счастливый мальчик (иранская сказка)»

Первые записи русских народных песен относятся еще к xvii веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника ри­чарда джемса в 1619-1620 гг.

Особенно активно собиранием исторических и лирических песен, как и других видов фольклора, заинтересовались на рубеже xviii-xix веков. Среди собирателей — имена а.с. Пушкина, н.в. Гоголя, м.д. Чулкова, а.в. Кольцова, п.н. Рыбникова. Изучением песен занимались о.ф. И в.ф. Миллеры, а.н. Веселовский, б.н. Путилов, а.х. Востоков, а.н. Веселовский, в.я. Пропп и другие. Собиратели и исследователи песен оставили нам богатство, которое могло быть безвозвратно утеряно: ведь песни существовали в устной форме, лишь немногие из них поются до сих пор.

IV. Изучение темы «исторические песни и предания»

1. Слово учителя.

Мы ознакомимся сегодня с произведениями устного народного творчества, близкими по тематике, но различающимися по жанровым признакам; сопоставим исторические песни и предания, посвящен­ные конкретным историческим личностям — пугачеву и ермаку.

Предание — жанр устной несказочной прозы, рассказ об историче­ских лицах, событиях, отражающий восприятие их современниками.

Вспомним, что признаком жанра исторической песни тоже яв­ляется рассказ об определенных исторических лицах и событиях, в этих песнях тоже выражено отношение к ним народа.

В чем же различие этих жанров?

Сопоставив тексты исторических песен и преданий, попробуем ответить на этот вопрос.

2. Выразительное чтение исторических песен о пугачеве и предания о пугачеве

3. Беседа.

— что вы знаете о пугачеве, о восстании под его предводитель­ством?

— что вы узнали нового о пугачеве из предания?

— каким народ представляет себе пугачева?

— что общего в исторических песнях и предании о пугачеве? (общий герой, общее отношение к нему и событиям, связан­ным с его именем, как к реально существовавшим.)

— в чем вы заметили разницу между исторической песней и преданием о пугачеве? (предание «о пугачеве» напоми­нает обычный бытовой рассказ, он лишен ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколе­ния в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представ­ляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)

каковы различия в художественных особенностях жанров исторической песни и предания о пугачеве?

Ответ. Исторические песни о пугачеве близки по форме к лири­ческим песням, так как они ритмичны, напевны, хотя в них отсутст­вует рифма, в стихах (строках) разное количество слогов и ударений. Встречаются образы, присущие лирической песне: «добрый молодец», «родный батюшка», «сироты горемычны», постоянные эпитеты: «лес темный», «садик зеленый», «добрый молодец», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны», «крепку думушку»; по­вторы, анафоры (одинаковое начало строк), ряды синонимов: «выше леса темного, / выше садика зеленого», «кандалы мои, кандалики, / кандалы мои тяжелые», «как во темнице, во тюремнице». Характерен для лирической песни и параллелизм: пугачев умер — «красное сол­нышко закатилось».

Свежие документы:  Тест для 8 класса по комедии Д.И Фонвизина «Недоросль»

В песнях явно выражено народное сочувствие пугачеву, сострада­ние. Это заметно и по множеству уменьшительных суффиксов: «звез­дочка», «садик», «кандалики», «тятенька», «маменька», и по обилию обращений, и по оценочной лексике: «добрый молодец», «походы уда­лые», «житье свободное», «народный заступник», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны». Пугачев изображается в песне как народный заступник, который отстаивал интересы народа, думал о нем и за него.

Песня «пугачев казнен» напоминает жанр плача, включает типич­ные для этого жанра устойчивые выражения: «на кого ты нас поки­нул?», «некому за нас заступиться».

Из художественных особенностей предания можно отметить на­личие диалогов, сочетание реалистичных деталей с полусказочными образами: «итальянская барышня», «княгиня», «оборотни казаки». Лексика предания приземленная: «сошелся», «скинула», «выпивка», «водка», «набегался», «народился». Для предания характерны обороты разговорной речи, разговорные частицы: «пугачев-то был-то был», «в конце-то концов», «ну вот», «мол». Достоверность предания прямо подчеркивается: «это все точно было».

есть ли сходство исторических песен и предания о пугачеве с другими жанрами устного народного творчества? (исторические песни имеют общее с былинами: отсутствие рифмы, речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений. Как и былина, песни исполняются напевной ре­чью. Повторы, постоянные эпитеты, параллелизм тоже присущи былинам. Предание напоминает о жанрах легенды и сказки сочетанием реального и вымышленного.)

III. Чтение предания «о покорении сибири ермаком» и беседа

— к эпохе чьего царствования относится это предание?

— как проявляется в предании отношение народа к ермаку?

— внимательно посмотрите на репродукцию картины в. Сури­кова «покорение сибири ермаком». Так ли вы представляли себе эпизод покорения сибири, как его изобразил художник суриков?

— есть ли отличие в изображении ермака в предании и в исто­рической справке? Если да, то в чем? Приведите примеры из текста.

— какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представлял себе пугачева и ермака?

— уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

IV. Работа с пособием «читаем, думаем, спорим…»

1. Чтение преданий «петр и плотник», «царь петр и солдат».

2. Беседа по вопросам с. 13 («продолжаем знакомиться с пре­даниями…»).

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ предания «о покорении сибири ермаком», включив характерную для этого предания лексику.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: