Конспект урока по Литературе «Лирика М.Ю.Лермонтова» 7 класс


Тема урока:



Цели урока:

1) познакомить учащихся с лирическими произведениями поэта (стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…»;

2) повторить изобразительно-выразительные средства языка;

3) произвести литературоведческий анализ стихотворного текста.

Ход урока.


— Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы уже знаете, ребята?

— Вспомните, о чем они?

— Каковы основные мотивы этих стихотворений?


Сегодня на уроке мы прочитаем и проанализируем два стихотворения М.Ю.Лермонтова, которые не совсем типичны для его творчества. Эти стихи наполнены гармонией мира природы и человека.

В лирическом произведении все направлено на раскрытие темы: и композиция, и тропы, и синтаксическое построение предложений, и образ лирического героя. После того, как мы раскроем вышеперечисленные понятия, станет понятна идея всего произведения. (Учащиеся вспоминают перечисленные термины).

Стихотворение «Молитва» впервые было опубликовано в 1839 году и посвящалось, видимо, М.А. Щербатовой, украинке по происхождению, молодой вдове, которой, по свидетельству современников, был увлечен Лермонтов. С именем этой княгини связывалась история дуэли поэта с сыном французского посланника Э. Де Барантом.

Тема стихотворения — молитва, к которой обращается человек в трудную, грустную минуту. Все в произведении направлено на раскрытие темы, поэтому мы кратко рассмотрим композицию, тропы, синтаксическое построение предложений, образ лирического героя. После анализа мы поймем идею стихотворения.

Итак, стихотворение написано четырехстопным ямбом с ослабленной последней стопой (пиррихием), состоит из трех строф. Первая строфа — это тезис: человек обращается к молитве, когда ему плохо, когда сам человек не может найти решения, выхода:


В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…


Во второй строфе автор доказывает силу молитвы, которая помогает человеку: слова молитвы обладают благодатной силой и святой прелестью:


Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них…


Очищение души описано в третьей строфе:


С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…


Помогают раскрыть тему и тропы (далее учащиеся заполняют небольшую таблицу, работа идет под руководством учителя):


Эпитеты

Олицетворения

Чудная молитва

Дышит прелесть

Трудная минута

Бремя скатится

Благодатная сила

Грусть теснится

Святая прелесть

Живые слова


Если вы внимательно прочитали стихотворение, то должны были обратить внимание на то, что лирический герой появляется только единожды, произнося молитву, только в первой строфе мы видим употребление местоимения Я, стихотворение завершается безличными предложениями, ибо тут результат, не зависящий от человека: верится, плачется, легко…

Свежие документы:  Урок литературы в 6 классе по теме "Сатирические рассказы А.П. Чехова"

У читателя остается чувство умиротворения, и легкости, которое появляется после произнесения молитвы и очищающих слез (очищение через страдание — катарсис):


И верится, и плачется,

И так легко, легко…


После анализа становится понятна и идея произведения:

выход из любой ситуации возможен через обращение к божественной помощи.


Картинка 3 из 40

«Когда волнуется желтеющая нива…»

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» впервые было опубликовано в 1840 году, написано во время содержания поэта под арестом за стихотворение «На смерть поэта». Это одно из немногих стихотворений Лермонтова, где отсутствуют мотивы борьбы и одиночества, где утверждается возможность счастья на земле.

Тема стихотворения — смирение и умиротворение души, счастье, постигнутое человеком на земле. Стихотворение написано шестистопным ямбом с ослабленной пятой стопой (пиррихием). Начало построено на перечислении однородных явлений:


Когда волнуется желтеющая нива…

Когда, росой обрызганный душистый…

Когда студеный ключ играет по оврагу…


Обратите внимание на то, что все стихотворение — это одно сложноподчиненное предложение, а главная часть его — то есть центр стихотворения, который является выводом, — последняя строфа. Остальные строфы — размышления героя, подводящие к этому итогу, в которых смешаны времена года: желтеющая нива и малиновая слива — осень; серебристый ландыш — весна; студеный ключ — лето. Смешано, непонятно также и время суток: румяный вечер и утро в час златой.

В размышлениях использованы эпитеты (свежий лес, сладостная тень), олицетворения (слива прячется, ландыш кивает). Эти тропы нам показывают живую природу, при созерцании которой лирический герой обретает умиротворение, обретает счастье через веру и узнает во всем промысел божий:


Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…


(Далее учащиеся заполняют таблицу самостоятельно):


Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Свежий лес

Сон мысли

Ключ играет

Сладостная тень

Голова ландыша

Ключ мчится

Таинственная сага


Ключ лепечет

Серебристый ландыш


Лес шумит



Слива прячется



Все это подводит нас к идее стихотворения: появление гармонии души, приходящей из гармонии природы, то есть постижением божественной мудрости.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: