Конспект урока по Литературе «О чем плакала Авдотья Самсоновна?» (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)


Тема: «О чем плакала Авдотья Самсоновна?»

(По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Цели:

1.Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести.

2.Вызвать чувство сопереживания к героям произведения.

3.Совершенствовать умения анализа изучаемого произведения.

4.Стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность

I. Предварительное домашнее задание к уроку:

дочитать повесть.

— составить вопросы для обсуждения в классе.

— создать таблицы: 1) «Жизнь Самсона Вырина до и после потери Дуни: портрет, жилище»; 2)«Жизнь Дуни на станции и у Минского: портрет, занятия».

— индивидуальное задание: 1)исследование «Музей в Выре», 2)исследование «Слово бедный в пушкинской повести».

Оборудование: «Уроки литературы «Кирилла и Мефодия». 5-6 классы».


II. Ход урока.

Учитель:

— Вы прочитали повесть «Станционный смотритель». Какие вопросы вы хотели бы обсудить?

(Предполагаемые ответы:

— Почему Дуня оставила отца?

— Почему она не приезжала к отцу?

— Как сложилась ее судьба?

— Стала ли она счастливой?)

Ваша цель на уроке:

-понять, почему герои действуют так или иначе, и дать свою оценку их поступкам.

— Чтобы ответить на эти вопросы, нужно внимательно вчитываться в текст повести. Начинается она с описания жизни станционных смотрителей. Откуда так хорошо известно Пушкину их жизнь?


III. Сообщение по исследованию «Дорожный быт пушкинской поры».

«В деревне Выра Гатчинского уезда Ленинградской области находится «Домик станционного смотрителя» — первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. Она обслуживала прогон в 25 верст Гатчина-Выра. Здесь путешествующие меняли лошадей.

Пушкин тоже много путешествовал. Он в 1820 году имел чин 10-го класса и мог получить только двух лошадей.

Он был на редкость легок на подъем, причем любил ездит один – ямщик не в счет. Легкий, общительный, он любил и радостно вверял себя долгому дорожному одиночеству.

Сотни почтовых станций довелось посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз он бывал на на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью «Станционный смотритель».


Сообщение сопровождается просмотром кадров фильма «Музей в Выре» («Уроки литературы «Кирилла и Мефодия». 5-6 классы»).



IV.

— Как относился Пушкин к станционным смотрителям, с которыми ему доводилось встречаться?

(Он их жалел, относился к ним по-человечески. Видел в них людей не ниже себя по чину, а просто людей, достойных сочувствия).

Свежие документы:  Конкурсная программа, посвященная 8 Марта «Читаем я и мама»


V.

— Особенно тронула его история Самсона Вырина.

— Что случилось в жизни этого человека?

— Жизнь его разделилась на две части: жизнь с Дуней и после ее потери.

— Как он жил до потери любимой дочери и после?


(На доске заполняется таблица)

До

После

Портрет: человек лет пятидесяти, свежий и бодрый. Длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

самовар

Но как он постарел! Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина. Хилый старик.


Жилище : Картинки, изображающие историю блудного сына.

Горшки с бальзамином.

Кровать с пестрою занавеской.


Картинки, изображающие историю блудного сына, на окнах не было цветов, ветхость и небрежение.



Также разделилась жизнь Дуни.

— Как она жила на станции? У Минского?

На станции с отцом

У Минского

Портрет: девочка лет четырнадцати. Большие голубые глаза.

Красота ее меня поразила.


Одетая со всею роскошью моды. Сверкающие пальцы.

Прекрасная барыня. Карета в шесть лошадей, моська.


Занятия:

За перегородкой шила себе платье.

Ею дом держался



— Где ей было лучше?

— У Минского?

— Почему же тогда отец хочет ее забрать? Может, он ее не любит и хочет, чтобы она была несчастна?

VI.

— Посмотрим, что за человек – Минский. Как он себя ведет при появлении на станции?

(Для него ничего не стоит ударить человека, который ниже его по чину. И лишь появление Дуни спасает станционного смотрителя от его побоев)

— А как вы оцениваете то, что он тайно увозит Дуню?

— А как он ведет себя в Петербурге с отцом Дуни? Дайте оценку его поступкам. Как он должен был бы поступить?

(Он сначала хотел откупиться от Самсона Вырина, а потом вытолкнул его. То есть он не проявил к нему того уважения, с каким он должен был относиться к отцу своей избранницы).


— Если он так относится к станционному смотрителю, то как он может относиться к Дуне?

(Он содержит ее, она не жена ему, потому что живут они отдельно.

Она богато одета, на руках кольца).

— Итак, не случайно Самсон Вырин хочет увезти обратно свою дочь.

Он не верит в возможность счастья с Минским. Что он сказал по поводу дальнейшей ее судьбы?

(«Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да в бархате, а завтра поглядишь, метут улицу с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня , может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…»)

Свежие документы:  «Книжкин праздник» в средней школе


VII.

— Слова его не сбылись. Может быть, сбылись слова Минского? («Но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово»). Ведь он обещал сделать ее счастливой.


— В конце повести Дуня возвращается домой. Выразительное чтение отрывка «Это случилось осенью…(до конца повести)».


VIII.

-Какую библейскую историю напоминает нам ее возвращение?


— Чья судьба сложилась счастливее? Ее или блудного сына?

(Демонстрация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»)


( Блудный сын беден, ему нечего есть, но дома его встречает отец и прощает его. Дуня богата. У нее карета, запряженная шестеркой лошадей, моська, кормилица. Но что ее встречает вместо объятий отца? «Черный крест, вместо дома – «голое место)


IX. Исследование «Слово бедный в повести «Станционный смотритель»

— Слово бедный имеет несколько значений. В каком значении и по отношению к кому используется оно в повести?

БЕДНЫЙ, –ая, –ое; –ден, –дн

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: