Конспект урока по Литературе «Победа добра над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» 5 класс


Урок литературы в 5 классе по теме: «Победа добра над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

Тип урока: обобщение.

Цель: развивать интерес к изучению литературы; расширять кругозор учеников.

Задачи: развивать навыки характеристики героев, анализа текста; помочь учащимся понять, каких душевных сил стоили Герде поиски Кая, сформулировать идею сказки Х.К.Андерсена.

Оборудование: портрет писателя, карточки для заданий, презентация.

Ход занятия.


1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Представление команд.

4.Представление жюри.

5.Игра.


Вспомним содержание. Несколько конкурсов-разминок.

1.Конкурс «Истории по порядку»

Указать номера историй по порядку

«Мальчик и девочка»

«Принц и принцесса»

«Лапландка и финка»

«Цветник женщины, умевшей колдовать»

«Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»

«Маленькая разбойница»

«Зеркало и его осколки» 7б.


2.Конкурс «Чьи эти вещи?» (14 предметов) 14б. (7б. +7б.)

Рисунки:

«Зеркало» — тролль

«Ящик с розами» — родители

«Сани» — Снежная королева

«Красные туфельки» — Герда

«Соломенная шляпа с цветами» — старушка-колдунья

«Гребень» — старушка-колдунья

«Короны» — принц и принцесса

«Санки» — Кай

«Карета» — принц и принцесса

«Большая рукавица и нож» — разбойница

«Платье, муфточка» — Герда

«Ошейник» — олень

«Длинный нож» — маленькая разбойница

«Треска» — лапландка


3.Конкурс «Цветочный» Какой цветок в сказке является символом любви и добра и не раз помогает Герде? (РОЗА)


Где в сказке встречается сам цветок или упоминается о нём? (Учащиеся называют сами по очереди — 2б., с помощью учителя – 1б., не назвали — 0б.)

1)ящики с розами

2)розовые кусты в саду старушки-колдуньи

3)роза на шляпе старушки

4)псалом, где упоминаются розы (псалом – религиозное песнопение)

5)лицо Герды сравнивается с розой, когда ею любуется старушка-колдунья

6)щёки Кая зацвели розами , когда его спасла Герда.


4.Конкурс «Разговор о ДОБРЕ и ЗЛЕ»

В сказке Х.К.Андерсена, как и в любой сказке, добру противостоит зло. Давайте определим, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. (На доске надписи «ДОБРО» и «ЗЛО».)

ДОБРО ЗЛО


Распределение слов по группам (учащиеся выходят по очереди к парте, берут карточки со словами и распределяют по столбикам)

Розы, тролль, родители, бабушка, животные, лапландка и финка, снежное войско, зеркало, обращение с молитвами к Богу, Христу, ангелы, разбойники, принц и принцесса (по 1б. за правильный выбор)


Чтобы идти дальше, нужно выполнить задание следующего конкурса.

Свежие документы:  Конспект урока по литературе для 5 класса на тему «Руслан и Людмила»

5.Конкурс «Повторение»

Соотнести термины и определения

Троп определение, которое подчёркивает качества, свойства предмета, явления

Эпитет преувеличение для усиления художественного впечатления

Метафора употребление слова в переносном значении

Сравнение неназванное сходство одного предмета или явления с другим

Гипербола сопоставление одного предмета с другим, при нём бывают союзы как,

будто, точно, словно, подобно и т.д.

5б.


6.Конкурс «Художественные приёмы помогают дать характеристику персонажу, предмету, явлению»


1) Снежная королева

эпитет — из снега, холодная

метафора — холодная, неживая, холодный расчёт во всём, лишь бы ей было хорошо

сравнение — как мёртвая

гипербола — из маленькой снежинки превратилась в женщину


Снежная королева олицетворяет добро или зло? (Заносим в группу «зла».)

2) А старушка-колдунья?


Выслушала девочку, пожалела, увела к себе.

Но закрыла двери на ключ.

Комната освещена ярким, радужным светом, Герда ела вишню, а старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком.

Но Герда забывала Кая.

Старушка не была злою колдуньей и колдовала изредка, для своего удовольствия.

Но решила оставить девочку у себя.


Чего в ней больше, ДОБРА или ЗЛА?


Дайте характеристику старушке. (Закрывает двери, не хочет отпускать девочку, заколдовала, хотя знает, что Герда ищет Кая, и, может, он без неё погибнет, старушка думает только о себе, она эгоистка, это зло).



7.Конкурс «Картинная галерея»

1)Биографии художников.


Ника Георгиевна Гольц (род.1925г.) родилась в Москве в семье архитектора. Окончила Московскую среднюю художественную школу, потом художественный институт. Работала в издательстве «Детская литература», «Художественная литература». Всю свою долгую жизнь Н. Гольц рисует волшебные сказки. В 2002году издательство «ЭКСМО-Пресс» выпустило книгу «Снежная королева» с новыми иллюстрациями художницы.


Борис Аркадьевич Диодоров (род. 1934г.) – народный художник России, был награждён за свой труд медалями, среди которых есть золотая медаль Андерсена. Известность к нему пришла после выхода в свет книг «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Вини-Пух», «Сивка-бурка», «Снежная королева», «Русалочка» и мн. др.


2)Рассмотрите иллюстрации к сказке «Снежная королева».

Первая команда – иллюстрация Н.Гольц.

Вторая команда – иллюстрация Б.Диодорова.


Иллюстрация Н.Гольц яркая, в ней преобладает красный цвет и его оттенки. Кажется, будто ничто не должно омрачать настроения. Но какие предметы указывают на то, что здесь не всё хорошо, присутствует колдовство. (Засохшие цветы в вазах.)


На первый взгляд иллюстрация Б.Диодорова кажется радостной, ведь вокруг столько цветов, плодов. Но, что передаёт тревожное настроение? (Чёрный и белый цвета.)

Свежие документы:  Лекция по литературе в 9 классе «Классицизм как ведущее направление в литературе XVIII века»


Художники смогли передать, что старушка совсем не добрая.


8.Конкурс «Дети». А какое место занимают среди «добра» и «зла» дети?

Герда?

Кай?

Маленькая разбойница?(помогла Герде)

Почему осколки зеркала поражают Кая, а не Герду?(он плохо выучил молитвы)

Какие добрые силы помогали Герде? (обращение к Богу, Христу)



Подведём итог. О чём сказка Х.К.Андерсена? Какова основная мысль сказки?







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: