Конспект урока по Литературе «Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов Тургенева И.С.» 10 класс


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ.

Тема: «Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов Тургенева И.С.»

Цель:

-дать представление о мировоззрении, гражданской позиции И.С.Тургенева;

-формирование понятия «тургеневский герой»;

развитие интереса к изучению творчества Тургенева.

ПРОГРАММА УРОКА

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний учащихся.

«Согласен – не согласен».

  • И.С.Тургенев написал стихотворение в прозе «Русский язык».

  • На характер И.С.Тургенева положительно повлиял его отец.

  • И.С.Тургенев учился в Московском, Петербургском и Берлинском университетах.

  • И.С.Тургенев писал стихотворения, поэмы.

  • За цикл рассказов «Записки охотника» Тургенев И.С. был арестован и выслан в свое имение.

  • «Стихотворения в прозе» были написаны в ранний период творчества И.С.Тургенева.

  • Годы жизни И.С.Тургенева – 1799-1837г.г.

  • И.С.Тургенев написал несколько пьес.

  • И.С.Тургенев никогда не печатал свои произведения в журнале «Русский вестник».

  • По своим взглядам И.С.Тургенев был революционером.

3.Слово учителя:

-Тургенев И.С. был представителем либерального дворянства, т.е. сторонником медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. Однако на протяжении всего творческого пути он питал интерес к революционерам-демократам. Неизменное преклонение вызывали у него «сознательно-героические натуры», цельность их характера, отсутствие противоречий между словом и делом, волевой темперамент окрыленных идеей борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом и нетерпением. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в «рыцарей на час». Как пишет И.Сухих, «Тургенев всегда пытался в своих произведениях поймать и понять человека исторического, увидеть в своих персонажах движение времени, отпечаток истории”. Таким образом, главная тема романов писателя — поиск исторического деятеля эпохи, который, как мечтал когда-то Н.В.Гоголь, скажет наконец «это всемогущее слово: вперёд». И этот поиск связан для Тургенева с вечными типами Гамлета и Дон Кихота.

В 1859 году Тургенев написал статью под «Гамлет и Дон Кихот», которая является ключом к пониманию всех тургеневских героев.

4.Выступление учащегося: «История написания статьи «Гамлет и Дон Кихот».


5.Слово учителя:


-Одним из наиболее актуальных вопросов во второй половине 19 века был вопрос о типе общественного деятеля, способного осуществить необходимые преобразования в стране. Свое видение этого вопроса И.С.Тургенев изложил в статье «Гамлет и Дон Кихот».

5.Работа со статьёй И.С.Тургенева: прочитайте фрагменты статьи и ответьте на вопросы:

  • Как вы думаете, почему героями своей статьи Тургенев избрал Гамлета и Дон Кихота?

(Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения человека, чьё благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительность. Имя Гамлета стало характеристикой человека, исполненного противоречиями и сомненьями.)

  • Каковы черты каждого типа, о которых Тургенев пишет в статье «Гамлет и Дон Кихот»?

Составление схемы:

Гамлет Дон Кихот

эгоист лишен эгоизма

поборник истины, но не верит в неё верит в истину

не верит в добро верит в добро

нерешителен решителен

трезвость ума односторонность и духовная ограниченность

скептик

цель в нем самом цель вне его

дворянский герой революционер-демократ

  • Так каким же должен быть, по мнению И.С. Тургенева, новый герой?

( В эпоху смены поколений общественных деятелей, в эпоху вытеснения дворян разночинцами Тургенев мечтает о возможности союза всех антикрепостнических сил, о единстве либералов с революционерами-демократами. В статье сквозит мечта Тургенева о герое, воплощающем в себе трезвость и самоанализ Гамлета и смелость, решительность Дон Кихота)

  • А возможно ли это?

(На тот момент нет. Тургенев сам понимает невозможность этого, коренящуюся в итоге в ненормальном состоянии общества. И.С. Тургенев считал, что человек, в котором соединяются оба начала (черты Гамлета и черты Дон Кихота), — это человек будущего).

7.Выступления учащихся. Обзор романов И.С.Тургенева: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Дополнительные вопросы и задания к беседе:

«Рудин». Как вы поняли рудинский тип? Гамлетовский или донкихотский тип рисует писатель в образе Рудина? Можно ли ответить на этот вопрос однозначно?

«Дворянское гнездо». Можно ли этот роман назвать прощанием И.С. Тургенева с дворянским героем?

8.Рефлексия. Письменно (2-3 предложения) ответьте на вопрос: «Какие черты становятся определяющими для героя новой эпохи (в сопоставлении с Онегиным, Печориным)?»

9.Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание: подготовить сообщение «История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», прочитать 1-3 главы романа.





Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Лирика Н. А. Некрасова" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: