Конспект урока по Литературе «Своеобразие поэмы «Песня про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова» 7 класс


Тема урока: «Своеобразие поэмы «Песня про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова»


Тип урока: комбинированный


Цель урока: формирование представления о своеобразии поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца Калашникова»


Задачи урока: 1.Образовательные:

1.Познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;

2.Выявить черты фольклора в поэме Лермонтова;

3.Познакомить учащихся с иллюстрациями к поэме «Песня про … купца Калашникова».

2.Развивающие:

1.Продолжить развивать умение работать с художественным текстом.

3.Воспитательная:

1.Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова.


Формы организации деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.


Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение: MS Power Point, генератор тестовых заданий на базе языка Visual Basic 6.0


Демонстрационный материал: презентации к уроку.


Планируемый результат: учащиеся узнают, что исторической основой поэмы служит эпоха Ивана Грозного, что поэма близка к фольклорным традициям, познакомятся с иллюстрациями к поэме Лермонтова, сравнят характеры главных героев, выявят нравственный идеал автора в поэме.










Ход урока.

І. Оргмомент.

ІІ. Основное содержание урока.

(Звучат гусли 13 века)


Учитель:

Здравствуйте! Садитесь!

К доске все обратитесь.

Тема здесь урока нашего.

Требую вниманья вашего!


Поэма – жанр лиро-эпический,

Развёрнутый сюжет,

Лирический герой,

Большая лаконичность – со стороны одной,

Эмоциональная насыщенность – со стороны другой.

Пред нами Лермонтов с поэмой.

Есть суть в ней? И о чём она?

Направим взгляд свой на неё –

В чём своеобразие её?


Ребята, тесты перед вами.

Решить их надобно сейчас.

Я оценю усердье ваше,

Не ошибитесь. В добрый час!


Индивидуальная работа с тестом.


1.Реализация домашнего задания. (Некоторые учащиеся класса получили индивидуальные задания, подготовить выступление на 3-5 минут с мультимедийной презентацией.

Жиронкин Александр и Рыбин Илья представят рассказ об эпохе Ивана Грозного.

Зинько Алина, Александрова Наталья, Кузнецова Вероника выявят черты фольклора в поэме Лермонтова.

Воробьёва Дарья расскажет об иллюстраторах поэмы и продемонстрирует иллюстрации к поэме.)


Учитель:

Давайте разберёмся вместе,

Что за эпоха то была?

Кто правил балом повсеместно,

Чья правила тогда рука?




Рассказ об эпохе Ивана Грозного (приложение 1)














Учитель:

Поэма «Песнею…» зовётся,

А песни пел всегда народ,

Фольклор народный льётся – льётся…

Со всех страниц, со всех сторон.


Рассказ «Песня про купца Калашникова» — романтическая поэма с фольклорными традициями (приложение 2)

Свежие документы:  Проектирование уроков литературы


















Учитель:

Художники поэму уважали,

Читали, но всё чаще рисовали,

Алёну с мужем, грозного царя,

Народ честной, пиры, опричника.


Рассказ об иллюстрациях к поэме на фоне оркестрового вступления к опере Мусоргского «Хованщина» (приложение 3)
























Учитель:

В поэме это всё!

А в жизни как?

Алёны есть ли среди нас?

И как нам поступить подчас?


2. Работа в группах «А как в жизни?..» (приложение 4)








1. Разрешите ситуацию.

Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М.Лермонтова?




2. Разрешите ситуацию.

Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?


3.Разрешите ситуацию.

Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.


Обсуждение.





Учитель:

Сравним героев главных – двух мужчин.

Хотя сопоставленья неуместны.

Один – подлец, другой – герой.

Об этом мы узнаем из таблицы.









3.Нравственный идеал автора.

Давайте сравним героев.

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича. (приложение 5)



Калашников



Средства создания характера



Кирибеевич


нет портрета, т.к. в облике героя это не важно


Портрет

«очи тёмные», «широка грудь», «удалой боец», «буйный молодец», «усы чёрные»

хочет отомстить за жену;

вызывает Кирибеевича на кулачный бой;

не открывает царю причину, из-за которой он убил Кирибеевича






Поступки

обманул царя Ивана Васильевича;

обманом хотел овладеть чужой женой;

испугался, когда Калашников назвал своё имя на кулачном бою

царь очень разгневан тем, что Калашников убил его опричника, и приказал убить героя





Отношения

с Иваном Грозным

царь любит своего опричника, дарит ему перстень для Алёны, не зная, что она замужем

Калашников смел, честен, им движет защита чести жены





Поведение

в кулачном бою

Кирибеевич, узнав, что Калашников – муж Алёны, очень испугался. Поэтому первым нанёс удар Калашникову

Народ сочувствует Калашникову




Отношение народа

к героям

Кирибеевича народ боится, никто не согласился биться с ним в кулачном бою

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Макар Чудра "


Кто отвечает нравственному идеалу автора? Почему?

Каков нравственный идеал автора?




Учитель:

Пусть усмехнётся Васнецов,

Билибин, с ним и Суриков …

Мы краски все испробуем,

Сотворить попробуем


Пусть и не художники,

Но рисуем мы.

Рисуем иллюстрации

От сердца, от души.


5. Группа «Читатели» представляет свои рисунки к поэме Лермонтова, дополняя их цитатами из текста.


Учитель:

Дорожки разноцветные вас ждут уже, друзья!

Умники и умницы, вперёд, скорей сюда!

Вопросы интересные вас ждут уже, друзья!

Умники и умницы, покажите знания!


6. Игра «Умники и умницы». (приложение 6)












7. Итог урока. Дети получают буклеты, в которых отражены все этапы урока. (приложение 7)












Учитель:

Подошёл к концу урок.

Работали на славу!


Поэму изучили со всех её сторон.

Своеобразие нашли,

Рисунки посмотрели,


Теперь – оценки получите,

И дневники вы предъявите.


ІІІ. Домашнее задание.

Учитель:

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.


Выучить отрывок наизусть.

Ответ на вопрос «Что я понял, прочитав «Песню про …купца Калашникова»




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: