Конспект урока по Литературе «Всё это сказки?» (по творчеству Дж. Родари) 5 класс


Урок литературы в 5 классе

Учитель: Тимофеева И. Н.



Тема урока «Всё это сказки?» (по творчеству Дж. Родари)

Цели урока:

-познакомить учащихся с произведениями Дж. Родари;

-навести детей на размышления о добре и зле, о милосердии и справедливости в человеческой жизни;

-учить анализу текста

Оборудование урока, наглядность:

-портрет писателя;

-выставка книг писателя;

-рисунки учащихся

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя об уроке-путешествии в удивительную страну Италию к замечательному сказочнику Джанни Родари.

  2. Выступление «экскурсоводов», заранее подготовленных к уроку учащихся о творческой биографии писателя.

  3. Учитель:

-Мы совершим путешествие в мир сказок Дж. Родари, но нам необходимо разгадать пароль этих сказок, потому что без него не состоится наше путешествие. Для этого нам необходимо выяснить:

— Вспомните, что такое сказка? Сформулируйте определение.

Ученики:

-Сказка один из видов устного народного творчества.

-Сказка – это то, что рассказывается.

-Сказка – это рассказ о чём-либо интересном…

Учитель:

-Ознакомьтесь с определением этого слова по словарю

Учащиеся находят и читают определение слова «Сказка» по толковому словарю.

Учитель:

-Чем народная сказка отличается от литературной?

Ответы учащихся.

Запись в тетрадях определения «литературная сказка»

Учитель:

Почему же произведения Дж. Родари называются «Сказки по телефону»?

Выступление «экскурсоводов» с сообщением о том, как создавались «Сказки по телефону».

  1. Чтение сказки «Тонино – невидимка»

  2. Вопросы для обсуждения

Учитель:

-Почему Тонино очень хотел стать невидимкой?

Ученики:

-Тонино не выучил урока, он очень боялся, что его спросит учитель.

-Тонино боялся, что его вызовет к доске учитель.

-Тонино не хотел, чтобы все узнали, что он не выучил урока…

Учитель:

-Как вы думаете, трудно или легко быть невидимкой?

Ученики:

-Сначала мальчику понравилось то, что его никто не видел и не слышал.

-Ему показалось, что невидимкой быть очень удобно.

— Теперь он мог делать всё, что угодно.

— Тонино мог совершать разные поступки, его это сначала занимало.

— Потом ему стало трудно, он больше не хотел быть невидимкой…

Учитель:

-Проследите по тексту, куда направляется Тонино, как можно оценить поступки, которые он совершает, будучи невидимым?

Ответы учащихся приводят их к выводу о том, что поступки героя сказки построены на лжи и безответственности. Именно тот факт, что Тонино не уличён в воровстве, толкает его на преступление.

Учитель:

— Как же быть в той ситуации, когда тебя никто не может уличить в плохих поступках?

Рассуждения учеников.

Учитель:

-Кто даёт шанс мальчику снова стать видимым человеком?

— Можно сказать, что старик спас жизнь мальчику?

-Почему автор не наказывает мальчика за его плохие поступки, а даёт ему шанс снова стать человеком?

-Есть ли в сказках Дж. Родари что-то необычное, отличающее его сказки от сказок других писателей?

6. Вывод: несмотря на то, что мы с вами читаем сказки, мы видим жизненную основу этих произведений, на страницах своих произведений Дж. Родари соединяет фантастическое и реальное.

7. Изучение сказок «Война колоколов», «Пугало»

1) Чтение сказок

2) Анализ сказок

3) Творческая работа в группах: задание – создать фильм в рисунках по сказкам писателя (3 группы учащихся по 4-5 человек)

4) Выступления «режиссёров» от каждой группы по сказкам «Тонино-невидимка», «Война колоколов», «Пугало»

  1. Взаимный отзыв групп о работе одноклассников по творческой работе.

Учитель:

-Как бы вы сформулировали тему урока?

Ученики:

-Всё это сказки и правдивые истории

-Сказка – ложь, да в ней намёк…

9. Домашнее задание:

Сочинить сказку, в которой выдумка и волшебство переплетаются с правдой жизни. Озаглавить сказку. Определить главную мысль. Подготовить выразительный пересказ придуманной сказки.

  1. Итоги урока













Свежие документы:  Классный час для 8 класса «Герои земли Русской: костромской крестьянин Иван Сусанин»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: