Конспект урока по литературному чтению «Басни И. А. Крылова»


Басни И. А. Крылова.

Урок внеклассного чтения

Подготовила материал Шурупова Елена Ивановна



Цели урока: обобщение знаний учащихся о баснях И. А. Крылова.

Подготовка к уроку: класс делится на несколько команд( например, на пять); каждая команда придумывает название, обязательно связанное с героями басен; готовят инсценировку басни, которую каждая команда выбирает сама ( но всё согласовывается с учителем заранее, чтобы не было повторения); дети читают басни к уроку, определяют мораль в них, готовят выразительное чтение.

Ход урока.

I. Конкурс « Назови басни»

-Первая команда называет басни Крылова о лисе.(« Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», « Добрая лисица», « Лиса », « Лисица и осёл».)

-Вторая команда — о волке.(« Волк и ягнёнок», « Волк на псарне», « Лев и волк»,» Волк и мышонок», « Волк и Пастухи», « Волк и Журавль».)

-Третья команда — о медведе.( « Квартет», « Медведь у пчёл», « Трудолюбивый медведь», « Крестьянин и работник».)

-Четвёртая команда — об обезьяне.(« Зеркало и обезьяна», « Мартышка и очки», « Обезьяны», « Квартет».)

-Пятая команда — о людях.( «Крестьянин и работник», « Кот и повар», « Ларчик», «Любопытный», « Демьянова уха», « Крестьянин и змея», « Два мальчика».)

II. Конкурс « Назови героя»

  • Кто сказал такие слова:

1) «Голубушка , как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!»( Лисица. « Ворона и Лисица».)


2) « Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё моё

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву».( Волк. « Волк и ягненок».)


3) «Ларец с секретом,

Так, он и без замка.»

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою».( Механик-мудрец. « Ларчик».)


4) « Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».(Мартышка. « Квартет».)


5) « Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть

Кур красть?!»( Крестьянин. «Крестьянин и лисица».)


III. Конкурс « Чьи это слова?»

    • К кому обращены эти слова?

1) « Соседка, перестань срамиться,-

Ей Шавка говорит, -тебе ль с слоном возиться?!» ( К Моське. « Слон и Моська»).


      1. « Изрядно, — говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».( К Соловью. « Осёл и Соловей».)

« Ведь это дереву вредит,-

Ей с дубу Ворон говорит,-

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». ( К Свинье. «Свинья под дубом.»)


4)« Соседушка , я сыт по горло» ( К Демьяну. « Демьянова уха».)


5)« Послушай,- говорит,- коль ты умней не будешь,

То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.

На сей раз бог простит; но берегись вперед

И знай, с кем шутишь!» ( К Мальчику. «Мальчик и змея».)

  1. Вспомните пропущенное слово в названии басни.

1) «Две…(бочки)»

2) «Мальчик и …( Змея)»

3) «Лисица и …( виноград)»

4) « Трудолюбивый …( Медведь)»

5) «Тришкин … ( кафтан)»

6) « Стрекоза и … ( Муравей)»

7) «Осёл и….( Соловей)»

8) «Кот и … ( Повар)»

9) « Свинья под … ( дубом)»

10) «Волки и …(овцы)»

  1. Инсценировка басен


VI. Конкурс «Мораль сей басни такова »

В какой басне была такая мораль?

1) « Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна , вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».( Ворона и Лисица»)

2) « Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдёт на лад».( Щука и Кот»)

3) «Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». ( «Ларчик»).

4) «Вперед чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь».

5) «Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука». ( «Лебедь, Щука и Рак».)

VII. Конкурс « Собери басню» ( Пазлы)

VIII. Крылатые слова

— Многие фразы из басен И. А. Крылова стали крылатыми словами. Мы часто их произносим, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова.

-Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки:

1. « Да только воз и ныне там».(« Лебедь, Щука и Рак».)

2. «У сильного всегда бессильный виноват».( « Волк и Ягненок».)

3. «Сильнее кошки зверя нет». ( « Мышь и Крыса».)

4. «А ларчик просто открывался».( « Ларчик».)

5.«А Васька слушает да ест».( «Кот и Повар».)

Заканчивать урок можно выразительным чтением басен И. А. Крылова.


Свежие документы:  Тест В.А. Жуковский «Спящая царевна» 5 класс (с ответами)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: