Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему «Сирота несчастная»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3









Конспект урока

по литературному чтению в 3 классе

на тему «Сирота несчастная…»

(по рассказу А. П. Чехова «Ванька»

УМК «Начальная школа 21 века»









Автор: Плотникова О.В.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №3





























г.Донецк

Ростовская область





Тема урока «Сирота несчастная…» (по рассказу А. П. Чехова «Ванька»)

Место урока в теме изучение нового материала, 2 урок по теме


Приёмы ТРКМЧП – кластер, таблица «ЗХУ» (знаю – хочу узнать – узнал), синквейн

Цель урока:

обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания образа литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька».

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;

  • совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

  • воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любвовь и уважение к литературе.


Оборудование: памятки-инструкции, учебник «Литературное чтение», таблицы «ЗХУ» для индивидуальной работы, чистый лист.


ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель: — Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. ВЫЗОВ.

Учитель: — Сегодня у нас урок-знакомство (открывает на доске блок кластера ЗНАКОМСТВО)

— Что такое знакомство?

Учащиеся: Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…

Учитель: — Давайте посмотрим друг на друга так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

Учащиеся: На внешность, одежду, жесты, мимику …

(после ответов учитель открывает блоки ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)

Учитель: — Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

Учащиеся: Нет.

Учитель: — Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Учащиеся: На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности.

(после ответов учитель открывает блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)


Внешность

Жесты

Одежда





Походка

Поступки


Знакомство



Речь

Род занятий




Обязанности

Поведение

Увлечения




Учитель: — Вы назвали основные признаки по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это?

Учащиеся: — Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…

Учитель: — У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Учащиеся: — Необходима тема.

Учитель: — На прошлом уроке мы знакомились с писателем А. П. Чеховым и историей создания произведения «Ванька», разобрали непонятные слова, поговорили о трудном детстве детей того времени. А сегодня на уроке мы знакомимся с кем? Как вы думаете?

Учащиеся: — С героем рассказа – Ванькой.

Учитель: — А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой? (ДА)

(учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на ВАНЬКА)

Учитель: — Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Варианты учащихся)

Учитель: — А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста «Сирота несчастная…»




Как вы понимаете эти слова? (Варианты ответов) Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя. Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.

Учитель: Давайте уточним лексическое значение этих слов по толковому словарю.

Учащиеся зачитиывают значение слов.

Учитель: — Как вы думаете, какова главная задача нашего урока?

Учащиеся:Научиться анализировать образ героя.

Работа с таблицей «ЗХУ»

Учитель: — Перед вами таблица «ЗХУ». Запишите все, что вы знаете о Ваньке в 1 столбик, а во 2 столбик запишем то, что вы хотели бы узнать о Ваньке. Помните, что вам помогает схема, составленная нами совместно.

(Коллективно заполняются 1 и 2 столбики таблицы»ЗХУ»)


З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.





Учитель: — Зачитайте, что у вас получилось.

Примерное содержание таблицы – что могут назвать дети.


З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

— Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

— Это рассказ;

— Ванька писал письмо дедушке в деревню;

— Ванька жаловался на тяжёлый труд;

— Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

— Обязанности Ваньки;

— Обстановка — интерьер;

— Поведение;

— Поступки;




Физкультминутка «Письмо» (отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Почта»

Учитель: — Сядьте свободно, расслабьтесь, можете закрыть глаза и представить такую картину: Ванька выбегает на улицу, к почтовому ящику, чтобы отправить письмо деду. Он мечтает, чтобы оно побыстрее дошло

.А теперь откройте глаза и покажите с помощью движений путь письма. А помогут вам строки из стихотворения С.Я. Маршака «Почта»


Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти —

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.


Не трудно письму

Увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный

Пассажир.

3. ОСМЫСЛЕНИЕ.

Учитель: — Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. (Учитель заменяет блоки). Что такое портрет? (Работа с термином «литературный портрет» по словарю)

Учащиеся: — Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

Учитель: — Портрет, Обязанности, Интерьер, Поведение, Поступки — все эти пункты помогут познакомиться с героем, раскрыть его образ. Всё это средства создания литературного героя. (Остается на доске только 5 блоков)


2. Обязанности




3. Интерьер

1. Портрет




Ванька




4. Поведение

5. Поступки





Учитель: А теперь работу проведём в малых группах.. Распределитесь на 5 групп и подготовьте небольшой рассказ о Ваньке согласно своему параметру.

Для более продуктивной работы предлагаю памятки-инструкции.

Внимательно прочитайте и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.

(Работа в группе: — обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы, запись на листах, заполнение 3столбика таблицы «ЗХУ» подготовка докладчика к выступлению)

Учитель:


  • Что вы узнали о Ваньке? Какой он?

  • Когда выступает докладчик от каждой группы, внимательно слушаем и делаем записи в 3 столбике, дополняем, задаём вопросы.

Основные черты Ваньки называют учащиеся от каждой группы, остальные учащиеся проверяют и дополняют свои записи в 3 столбике таблицы «ЗХУ»

(Примерные ответы:


Ванька Жуков -смышленый мальчик. На вид ему лет десять-двенадцать. У него светлые русые волосы, спрятанные под большой картуз. Он великоват мальчику и явно принадлежал кому-то из старших. Оттопыренные уши, курносый нос, пухлые губы – все это такое по-детски невинное и трогательное. Одет Ванька Жуков в простую рубаху-косоворотку и пиджак, тоже с чужого плеча: настолько он ему большой. В его внешности нет неопрятности. Все чистое и аккуратное. Лишь волосы непослушно торчат из-под картуза в разные стороны.

Ясные глаза мальчика смотрят открыто и доверчиво. Можно увидеть в его взгляде какую-то недетскую грусть. Слегка опущенные веки говорят о его задумчивости. Наверное, он думает о том, как трудно живется ему в чужом доме, сколько страданий ему приходится испытать, чтобы получить профессию, способную дать возможность зарабатывать на жизнь.

Или, быть может, он только что поговорил со взрослыми, которые рассказали о том, как можно отправить письмо. И теперь он обдумывает, как напишет о своих страданиях дедушке, как тот приедет и заберет его обратно в деревню. Или его тревожит мысль о том, сможет ли он написать письмо тайком, чтобы хозяин или хозяйка не застали его за этим занятием. Иначе не избежать очередной трепки.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: — Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты. Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная …»? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (Высказывания учащихся: В рассказе А.П. Чехова изображен не забитый горем и страданиями мальчик. Он умен и сообразителен. В нем чувствуется сила и решительность. Его облик заставляет зрителя с надеждой смотреть на будущее маленького человека. Он переживет все невзгоды и сможет найти свое место в жизни).


Учитель: Из предложенных пословиц подберите те, которые подходят к теме нашего урока.

(учащиеся выбирают пословицы)


В сиротстве жить — только слезы лить.

Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.

Сердце матери лучше солнца согреет.


Учитель: — Вернитесь к УЗ (учебной задаче). Достигли вы её или нет?

Учитель: — Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость, сострадание…)

Учитель: — Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки)

Учитель: — Чем заканчивается рассказ? (Многоточием)

Учитель: — Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)

Учитель: — В какое время написано письмо? (перед Рождеством)

Учитель: — А ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! Давайте и мы представим такой поворот событий. Устно завершите рассказ так, что бы у него было позитивное окончание.

(Высказывания учащихся)


Учитель: — В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав Синквейн . Вспомните, что такое Синквейн?

Учащиеся: — СИНКВЕЙН – Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

Учитель: — Молодцы! Этот вид стиха составляется по следующей схеме

(Учитель открывает на доске с запись схемы СИНКВЕЙНА)


Как это делать:
Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательные)
Действия (глаголы)
Чувство (фраза)
Повторение сути


Чтение учащимися СИНКВЕЙНОВ


ВАНЬКА

Грязный, голодный, несчастный

Страдает, мучается, надеется

Письмо обязательно дойдет!

Счастье!

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать мини — сочинение «Ответ деда».


Учитель: — Если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, близкие по тематике произведения вы можете взять в библиотеке и прочитать. Все они на одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России, ваших ровесников, которые жили в 18 — 19 веках.

Работа с выставкой книг.

Не только А. Чехов и Л. Андреев писали о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и поэты. Посмотрите на книги. Говорящие названия произведений расскажут о тяжелой судьбе ваших ровесников.

Д. В. Григорович “Гуттаперчевый мальчик”,

В. Короленко “Дети подземелья”,

А.П. Чехов “Спать хочется”.

Д. Н. Мамин -Сибиряк “Вертел”, “В ученье”, “В глуши”,

В.Г. Короленко “Купленный мальчик”,

Г. Сенкевич “Янко – музыкант”,

Н.А. Некрасов “Плач детей”.

6. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: — Глядя на экран, продолжите фразу

-Сегодня я узнал

-Было интересно

-Мне понравилось

-У меня получилось

-Я смог

-Меня удивило

-Мне захотелось

-Я почувствовал

— Я попробовал

— Я заинтересовался

— Было трудно


Учитель: — Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на своё мнение. И выражать своё мнение можем не только с помощью жестов, но и с помощью речи. Спасибо за урок!


ПРИЛОЖЕНИЕ


Памятка – инструкция № 1

(для групповой работы)

Портрет Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете Ваньку?

* Сколько ему лет?

* Какова его внешность?

* Как одет Ванька?

* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?

* Какова речь Ваньки?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 2

(для групповой работы)

Обязанности Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Из чего состоит «ученье» Ваньки?

* Чем занимается Ванька в городе?

* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?

* Как Ванька выполнял свои обязанности?


3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 3

(для групповой работы)

Интерьер (обстановка, где жил Ванька).

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Где жил Ванька?

* Что из мебели было в комнате?

* Где спит Ванька?

* Какие условия его жизни?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 4

(для групповой работы)

Чувства Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?

* В чём причины его страданий?

* Что чувствовал герой?

* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 5

(для групповой работы)

Поступки Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Какие поступки совершает Ванька в городе?

* Как Ванька относится к другим героям? Почему?

* Какие поступки совершал Ванька в деревне?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!




Использованные ресурсы:


  1. Кулешов В.И.Жизнь и творчество А.П.Чехова. — М., 1986;

  2. Э.С.Полоцкая. Пути чеховских героев. — М., 1983;

  3. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. Л.А.Ефросинина, Изд-во Вентана-Граф 2010





Свежие документы:  Анализ стихотворения А. С. Пушкина "И. И. Пущину"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: