Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Три дочери (татарская сказка)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 г. Мурманска




Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Три дочери (татарская сказка)».






подготовила

учитель начальных классов

Сорокина Евгения Валерьевна
















г. Мурманск,

2013 г.




Цели урока:

Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.

Метапредметные:

регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;

познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное;

коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).

Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер , экран, модели , карточки для работы в группе, карточки для работы в паре.



Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

— Сегодня на урок литературного чтения пришли гости.

— Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

-Проверьте готовность к уроку:

  • учебник

  • карточки с заданиями

  • словари


  1. Актуализация имеющихся знаний.


— Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.

— Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах.

— Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы , здесь вам поможет плакат.( Умей выслушать. Не перебивай. Вырази своё мнение)

-Итак, вам необходимо прочитать отрывок произведения на карточке красного цвета, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название. (даны отрывки разных сказок)


— Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за строки?

-Докажите , что это сказка.( зачин- начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа)

-К какой группе относится ваша сказка? (народные и авторские)

-А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных).

— Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки.

3. Определение темы, постановка учебной задачи.

— Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.

-Рассмотрите иллюстрацию. (на иллюстрации изображены девушки)

-Предположите, о чём мы сегодня будем читать.

-Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются дочери, сёстры или какие- то девушки.

-На нашем уроке встретятся и другие герои, которых вы назовёте сами.

-Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? (обозначают признаки)

-Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы)

рыжая мама

любящая белочка

Составьте пары, используя слова из двух столбиков.

— Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое мы будем читать на уроке.

В тексте нам встретится мама, значит, наших девочек мы можем назвать? (сёстры)

— А как белочка будет связана с мамой и дочерьми, предположите?

— Если белочка-зверь, который живёт в доме, то какой жанр будет у текста? (рассказ)

— А если белочка-помощница, которая наверняка умеет говорить, то это … (сказка)

-Это наши предположения.


-Давайте представим, что мы с вами художники- оформители детских книг и нам дали задание: создать модель обложки.


— Мы уже выяснили, что сегодня будем читать? (сказку)

-Что ещё мы должны узнать про сказку? (название, автора)

-Так определите название сказки и её автора.

На доске:

акзаксяаксрататиречодирт

— А как вы догадались? (прочитали наоборот)

-Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать?


-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

( определить цели работы)

— Ваши предложения, с чего начнём работу?

— Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением.

( прочитать произведение, познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение)




4. «Открытие нового знания»

— Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова .

— Кто догадался, какие слова нам встретятся? На доске:

Т.з, .рм.рк., х.лс.


— 1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся

слово?

— Зачитываем значение слов.

— Закройте словари. Итак, что такое «таз»? «ярмарка»?, «холст»?

Таз — широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд.

Ярмарка — большая торговля, с увеселениями, гуляниями, развлечениями.

Холст — льняная ткань, обычно ручной выделки.


Давайте проверим наши предположения и начнём читать сказку.

— Откройте учебник на с. 19


— Текст читает подготовленный ученик.

— Оправдалось ли наше предположение?

— Кто понравился в сказке?

— Почему эту историю можно назвать сказкой?

— Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ.

— Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условности, о которых мы сегодня поговорим.


— Но перед такой важной работой наберёмся сил.


Физминутка


— Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем,

— На носочки станем, выше, а теперь опять пониже.

— Черепашка раз и два, прыгнем выше, детвора.

— Сколько белочек весёлых, столько сделаем наклонов.

— Приседайте столько раз, сколько паучков у нас.


5. Реализация построенного проекта

Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть- по абзацу)

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

— Чем занималась женщина?

— Найдите в тексте словами , которые доказывают, что она очень много работала.

— Найдите и прочитайте описание дочерей.

— В этом произведении проявляется ещё один важный признак сказки – герои одинаковы внешне.

— Прочитайте , как случилось, что мать оказалась одна.

— Давайте украсим нашу книгу рисунком. Каких героев мы должны изобразить?



Продолжим читать дальше (2 часть- про себя)

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

— Как вы думаете, почему именно к белочке обратилась мать с просьбой?

— Каким тоном разговаривала мать с белочкой, выберите в тексте нужные прилагательные.

Мать -добрым, ласковым (на доску в таблицу)

-Продолжим оформительскую работу. Каких героев мы должны изобразить на следующей странице?





— Продолжим читать сказку (3 часть- жужжащее чтение)

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

— Что ответила Старшая дочь белочке?

— Как поступила белочка со Старшей дочерью?

— Почему так жестоко поступила с ней рыжая Белочка?

— Как разговаривала Старшая дочь с белочкой?

— Найдите в тексте глагол, который определяет тон белочки со Старшей дочерью?

— Итак, как же белочка говорила со Старшей дочерью?

Старшая дочь — безразлично.

Белочка — рассержено (на доску в таблицу)

— Что нарисуем сейчас?




— Читаем дальше ( 4часть – по цепочке)

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

— Почему Средняя дочь отказала Белочке?

— Что случилось со Средней дочерью, прочитайте?

— Как разговаривала Средняя дочь с белочкой?

Средняя дочь — занятым.

Белочка — со злостью (на доску в таблицу)

Посоветуйте, что изобразить на следующей странице?



— Прочитаем, чем закончилась сказка? ( по абзацу )

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев)

— Предложите вопросы , которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной части.

— Изменился ли тон белочки при общении с Младшей дочерью?

— Почему Младшая дочь ничего не ответила Белочке?

Белочка — ласково, по — доброму

— Почему все любили младшую дочь долгие годы?

— Что с ней произошло?

— Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.

— И какой рисунок теперь украсит нашу книгу?



— Давайте же вспомним, в кого же превратились дочери? (составляем пары слов)


— А ведь не случайно девушки превратились в такие существа.

— А как вы думаете, почему именно в пчёлку превратилась Младшая сестра?

— Выберите только те прилагательные, которые характеризуют двух старших сестёр. (На доске даны прилагательные: любящие, эгоистичные, добрые, злые, отзывчивые и т.д.)


— Справедливо ли поступила белочка?

— А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

— К сожалению, это так. Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.

— А как вы думаете, могли бы старшие дочери помочь матери?

-А как вы бы поступили на месте дочерей?

— Чему учит сказка?

— Эту сказку написал татарский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам , присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


А сейчас вы поработаете в парах.

-К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача- составить пословицы и попытаться объяснить их смысл.

(Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Предлагаю вам план рассказа. Откройте конверты. Обсудите в группе , с чем вы не согласны.

Деформированный план: 1.Отказ Старшей дочери.

2.Болезнь матери.

3.Золотая пчёлка.

4.Превращение Средней дочери.


  1. Включение в систему знаний и повторения.

— А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям.

— Скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить?


(мать, белочка, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь — слов не говорит, но есть ещё автор)

-За кого мы будем читать ( 1 ребёнок у доски)

добрым, ласковым

безразличным

занятым

рассержено, со злостью, ласково, по — доброму

спокойно, выразительно

— Обсудите в группе, слова какого персонажа являются самыми важными и

прочитайте с нужной интонацией.


9. Итог урока. Рефлексия

— Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока .

(Дети зачитывают план и отвечают)

— Какая красивая у нас получилась книга.


— А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней ….?

— Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями.

— Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?

— Я с вами согласна. Оценки. И я хочу вам сказать спасибо за урок.

— Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. (пересказ от лица белочки или чтение по ролям)


































Список использованной литературы
1. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: 1-2 классы: Методические реко­мендации: Пособие для учителя. -Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).

2. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфо­эпический, фразеологизмов.

3. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).




Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Н.В. Гоголь «Ревизор»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: