Летопись как жанр


Летопись как жанр

Согласно Словарю литературоведческих терминов «Летопись» — это жанр русской литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий, мифологических представлений и проч. Летописи создавались, чтобы сохранить память о событиях прошлого: о том, чему свидетелем был сам летописец (составитель летописи) или о чем он услышал, или прочел в других летописях. Яркий пример летописи – «Повесть временных лет». [Шк.литведч. словарь, с.26].

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т. к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была своего рода политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.

Летописи были двух типов: собственно погодные записи – сообщения о событиях, и летописные рассказы – описания событий, с конкретными деталями, диалогами. Вторые, в свою очередь представлены двумя типами: одни рассказы повествуют о событиях современных летописцу, они обычно литературно обработаны и более реалистичны; другие о событиях давно прошедших: обычно это эпические предания, легенды, лишь впоследствии внесенные в летописи; их отличают эпическая лаконичность описания, обобщенность образов героев, сюжетная занимательность и эффект неожиданности.

Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Летописи относятся к числу «объединяющих жанров» (термин Д.С. Лихачева), подчиняющих себе жанры своих компонентов: исторической, преимущественно, воинской повести, жития святого, поучения, похвального слова, различных документов. В составе летописей дошли до нас многие произведения древнерусской литературы: «Поучения» Владимира Мономаха, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др. Новые летописи составлялись обычно как своды и компиляции предшествующих летописей и заключались записями о современных событиях. Продолжая труды своих предшественников, летописцы дополняли или сокращали их, стремясь создать единое повествование, подчиняя его определенной исторической концепции и политическим установкам.[ Д.С.Лихачев].

Последним русским летописцем можно по праву назвать Н.М Карамзина, русского историка, писателя, поэта. Для Оптиной пустыни дорого другое имя летописца -о.В.Рослякова, который исполнял послушание летописца.

Летопись как жанр отличается от жанра жития

Согласно Словарю литературоведческих терминов «Житие» — в русской средневековой литературе художественная биография легендарной исторической личности, причисленной церковью к лику святых; например, «Житие Александра невского» [Шк.литведч. словарь , с.18].

Свежие документы:  Статья на тему: "Как учить стихи с детьми"

Житие как жанр близко к жанру современного романа: образ святого — в его развитии, с самого момента его рождения и до самой смерти, то есть перехода в Вечность. Житие характеризуется ярко выраженной рефлексией как показатель анализа собственного состояния святого: его поступков, чувств, мировосприятия, и этому подвижник подвергает себя добровольно и сознательно. Прекрасным примером рефлексии являются горячие молитвы подвижника, его внутренние монологи, обращения к братии и проповеди. Лексика повествования включает в себя старославянизмы, устаревшие и специальные слова, употребляемые во время молитвы или во время богослужения. Житие включает сведения исторического, географического, био- и библиографического характера. Помогает читателю посмотреть на мир другими глазами, учит жить с пользой не только для себя, но и для других, способствует патриотическому настрою, духовному росту и внутренней гармонии, впечатляет пропитанностью православного духа. Единственным недостатком является краткость, вследствие чего многие подробности из жизни святого опущены.

Вывод: летопись отличается от жития.

Летопись

Житие

повествование на реальных событиях.

художественная биография легендарной исторической личности, причисленной церковью к лику святых.



Да, «…не житие, но летопись событий…»

В летописи проглядывают живые человеческие отношения!

Книга Нины Павловой «Пасха красная» есть яркий пример

не жития…, но летописи событий.

C:UsersИринаDesktopдля прошкПасха краснаяi[1].jpg



Жизнь трех Оптинских новомучеников была краткой и по-монашески тайной. «Подвиг их сокрыт от людей, — писал нам один из прозорливых отцов, — но они предстательствуют за нас пред Престолом Господа». И чтобы хотя бы отчасти понять этот подвиг, надо снова, как ни больно, вернуться в ту залитую кровью Оптину, где на Пасху умолкли колокола. Но начать лучше с событий перед Пасхой.

Три креста, как три родные брата,

Тишиной овеяны стоят.

Во гробах, за Господа распяты,

Три монаха Оптинских лежат.

Вот что пишет автор книги «Пасха красная» Н. Павлова, член Союза писателей России о том, как она работала над книгой: «…Пиши, как писала прежде», — так благословил меня на труд архимандрит Кирилл (Павлов), подсказав тем самым жанр этой книги: не житие — я никогда не писала их, но летописъ событий. А складывалась летописъ так — в 1998 году Господъ привел меня паломницей в Оптину пустынъ, и с тех пор я живу здесъ, став очевидцем тех событий, о которых и попыталасъ рассказатъ на основе дневников этих лет. Такую Оптинскую летопись вел век назад православный писателъ Сергей Нилус, и жанр этот достаточно традиционен. Еще одно пояснение. В православной литературе принято по смирению скрыватъ свое имя, но в маргтирологии особый чин свидетеля. В первые века христианстпва, мучеников пострадавших за Христа, причисляли к лику свяпгых без канонизации — по свидетельским показаниям. очевидцев, позже нередко становившихся мучениками. В мартирологии отсутствует свидетель аноним или свидетелъ боязливый. Вот почему в книге присутствуют имена очевидцев жизни и подвига трех Оптинских новомучеников. По благословению духовного отца я тоже поставила под рукописъю свое имя, хотя все это не мое, и я лишъ собиратель воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них. Помню, какую радость пережила я вместе с оптинской братией, когда удалосъ найти и вернутъ в монастыръ дневник убиенного иеромонаха Василия. К сожалению, рукописи новомучеников разошлисъ после убийства по рукам, и до сих пор не найден дневник инока Ферапонта…»

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Духовный поединок Христа и Инквизитора. Анализ главы «Великий Инквизитор» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»



https://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=480345993-67-72&n=17

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=130711200-21-72&n=17

Иеромонах Василий

Только в Боге

Успокаивается
душа моя:

от Него спасение мое́.


Псалом 61

Сколько б мир я ни пел и ни славил,
Если что, он забудет меня.
Потому, против нынешних правил,
Уповаю на Господа я
(В.Росляков)

Инок Трофим







Душа

носит

тело

свое…





(Инок Трофим)


Инок Ферапонт





.люди духовной жизни часто

выглядят моложе своего



«земного» возраста.



— Простите, Вы монах? –

спросил я.

Он остановился, посмотрел на меня внимательно и спокойно, и ответил с едва заметной добродушной улыбкой:

— Нет, я послушник.



(Иерей Дмитрий Шишкин)





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: