О любви, мудрости и верности. Урок литературы по «Повести о Петре и Февронии Муромских» 7 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Удомли Тверской области













Конспект урока по литературе
в 7 классе
«О любви, мудрости и верности»











подготовила

учитель русского языка и литературы

Плотникова Светлана Николаевна









г. Удомля

2011

О любви, мудрости и верности.

(«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в 7 классе)

Цель: Знакомство с памятником древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Задачи:

  • Познакомить учащихся с особенностями произведения, относящегося к агиографической (житийной) литературе;

  • дать начальное представление об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси;

  • показать жанровое своеобразие произведения;

  • показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека;

  • расширять словарный запас обучающихся;

  • совершенствовать умения обучающихся анализировать прочитанное, выражать собственное суждение, раскрывать авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.

Века в своей развернутой поэме

Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме

Вс.Рождественский

 На доску вынесено:

Великие Четьи-Минеи, mineos (греч.) — месяц

Ермолай Еразм (Прегрешный)

Агиография (агиос – святой, графо – пишу) 

I. Слово учителя:

Стареют книги… Нет, не переплет,

Не тронутые плесенью страницы,

А то, что там, за буквами, живет

И никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полет,

Иссохла старых сказок медуница,

И до конца никто уж не поймет,

Что озаряло предков наших лица.

Но мы должны спускаться в этот мир,

Как водолазы в сумрак Атлантиды, —

Былых веков надежды и обиды

Не только стертый начисто пунктир:

Века в своей развернутой поэме

Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.

(Вс. Рождественский)

Нам предстоит забыть, кто мы такие, что делали за минуту до звонка. Мы погрузимся в мир древнерусской литературы — спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век — время образования единого Русского государств. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное — 12 огромных томов — собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи».

  • Что обозначает это слово? (минеи от mineos (греч.) – месяц)

  • А четьи? (ежемесячные чтения)

В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение — без праведника». И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие муромских святых Петра и Февронии.

  • С чем у вас ассоциируется город Муром? (Ученики вспомнят и Илью Муромца, и песню «У Муромской дорожки…»)

Муром славился легендами. Самым поэтичным явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. А автор её — Ермолай-Еразм (Прегрешный). Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней дошло полторы сотни рукописей этого произведения. Я думаю, что вчера появилось не мене 20 новых читателей, покоренных живым словом Ермалая-Еразма.

  • Понравилась ли вам повесть?

  • О чем она?

  • Какие чувства вызвала? 

II. Словарная работа

Текст древний, написан в XVI  веке, события происходят в XII. Какие слова требуют толкования? На доске:

  • Агриков меч

  • искони

  • церковь Воздвижения

  • отрок

  • скважня

  • алтарная стена

  • керамиды

  • сноха

  • язвы

  • струпья

  • без обиняков

  • пядь

  • отчина

  • блаженный

  • иноческие

  • воздух

  • риза

(Ученики при  домашнем чтении работают со сносками, словарями. Словарная работа может быть фронтальной, можно вызвать одного ученика к доске для монологического ответа)

I

Не даем готового ответа, пусть ребята сами найдут в языке произведения образность народной сказки, героику былинного эпоса, удивительное для церковного повествования внимание к бытовым деталям. Вспомнив особенности житийной литературы, пусть сами обнаружат отсутствие многих неотъемлемых элементов агиографии.

II. Разберемся в прочитанном

1.Определим жанр

  • повесть?

  • житие (агиография)?

  • сказка?

  • легенда?

  • былина?

В завершении спора сообщим ребятам, что в «Великие Четьи-Минеи произведение не вошло: вместо жития получилась увлекательная повесть с занимательным сюжетом, яркими характерами и образным языком.

2.Обратимся к композиции

  • Как построена повесть?

  • Сколько частей можно выделить?

  • Составляем коллективно план, записываем на доске и в тетрадях.

ПЛАН

  1. Подвиг князя Петра.

  2. Мудрая дева Феврония.

  3. Поединок Петра и Февронии с боярами.

  4. Кончина святых и посмертные чудеса.

Обратимся к I части

  1. Художественный пересказ.

  2. Беседа:

  • Какие мифы о героях-змееборцах вы знаете?

  • В образе змея прилетает сам могущественный дьявол, воплощение всего дурного. Чувствуем ли мы через слово отношение автора к змею? Найдите и прочитайте эти слова.

  • А как автор относится к Петру?

  • Какие человеческие качества Петра привлекательны? (Самоотвержен, храбр, доверительные отношения с братом)

  • Обратите внимание на фразу «любил молиться вне города». О чем она говорит? (Глубокая вера, молитвенность князя; уединившись в тихом храме, легче сосредоточиться, вознести свою горячую молитву, попросить о помощи в праведном деле)

  • Петр совершает воинский подвиг, требующий мужества, воли, напряжения сил. Заканчиваются на этом испытания героя? (Нет, только начинаются. Петра ожидают испытания на терпение, на мудрость)

  • Что такое подвиг? (подбираем однокоренные слова, выделяем корень, задумываемся над значением слова)

подвижник? (не тот, кто совершает героический поступок и потом почивает на лаврах, но тот, кто постоянно, всей своей жизнью идет (движется) по пути к Богу)

Обратимся к II части

Сюжет о змееборце дополнился сюжетом о мудрой деве.

  • Почему называют Февронию мудрой? (говорит загадками)

Чтение по ролям.

  • Зачем князь испытывает Февронию?

  • Не видя Петра, не зная его, Феврония хочет стать его женой. Почему она выбрала Петра?

  • Достойна ли Феврония Петра?

  • Есть ли в тексте портреты героев? Почему?

  • Петр и Феврония жили благочестиво и праведно. То есть как?

Обратимся к III части

  1. Выборочное чтение в лицах.

  2. Беседа

  • За что невзлюбили новую княгиню бояре?

  • Как отвечают супруги на козни бояр?

  • Как автор через слово выражает свое отношение к боярам?

  • Докажите, что Петр и Феврония — идеальные правители.

Обратимся к IV части

  1. Выразительное чтение.

  2. Слово учителя: На соборе 1547 года Петр и Феврония были канонизированы, т.е. объявлены святыми. Ежегодно 8 июля (по старому стилю — 25) во всех храмах Православной Церковью отмечается память святых Петра и Февронии. Это русский день всех любящих. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии — в Спасо-Пеображенском мужском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве.

  • Как вы думаете, о чем просят святых верующие?

(Спасо-Преображенского  мужского монастыря, раки с мощами святых Петра и Февронии,)

Сделаем выводы

  • Обратимся к эпиграфу. О каких вечных темах идет речь?

  • Борются ли Добро и Зло в повести?

 Результат обсуждения этого вопроса — схема (на доске, в тетрадях)

Добро ПОБЕЖДАЕТ Зло САМО губит себя

  • Как приходит в мир зло? (от корысти, глупости, властолюбия людей)

  • Можно ли с ним бороться и одолеть его?

IV Литература и живопись

Иконы русской золотая осень,

как яростна небес твоих лазурь.

Уж на цветы не залетают осы,

и тишина — как после гроз и бурь.

Прожить под золотом, что под позором.

Под солнцем жить. Осенние леса

невидимо проходят перед взором

прощального иконного лица.

У пашни с полем четкая граница.

Она сбежит от зим и , став длинней,

в полсвета силуэтом повторится

двух — белого и черного  — коней.

Что красота? О ней молчат — ни слова!

Есть жест руки и теплый воск перстов.

И око. И овал лица. И снова —

взгляд оцарапал патину холстов

(Л.Олзоева «Мастер»)

Рассмотрите миниатюры.

  • Какие события из жизни святых

на них изображены?

  • Сравните иллюстрацию учебника

с изображением на миниатюрах.

  • В чем сходны и в чем различны

законы изображения?

  • Какое из этих изображений

ближе к законам создания образа

в житийной литературе?

V. Подведем итоги

  • Чем запомнится вам сегодняшний урок

  • Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

  • О каких вечных темах мы говорили сегодня?

Поклоняемся вечным святыням.

И любовь наша к миру чиста

Сердце русское верит и ныне —

Мир жестокий спасет красота…

  • Какая красота? (духовная)

VI. Домашнее задание

«Читаем, думаем, спорим», с.36-37

Библиография

  1. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс// Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82

  2. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс // Литература в школе.-2008.- №9.

  3. Энциклопедия для детей. Аванта . Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М., 1999



  1. Источник иллюстрацийЭнциклопедия для детей. Аванта . Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М.,1999

.

10


Свежие документы:  Реальное и мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход» 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: