РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» 4 КЛАСС (Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа)




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»



«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

_____ /______________/

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР


_____ /______________/

ФИО

«___» _________ 20__г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 2

_____ /______________/

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Литературное чтение»

4в КЛАСС


Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа


Составители программы: Шишкова Алла Николаевна, без категории




Г. Троицк

2014/2015 учебный год




1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы предназначена для учащихся 4а, 4б, 4в классов МАОУ СОШ №2.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:

— Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации от 21.12.2012;

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;

— Примерные программы по учебным предметам;

— Примерная основная образовательная программа начального общего образования;

— Основная образовательная программа начального и основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»;

— Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных школах;

— Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2».

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального образования, преемственность с программой начального общего образования.

1.2. Учебно-методический комплекс.

Программа, автор

класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Программа курса «Литературное чтение» 1 – 4 класс, Э.Э.Кац.


4

Литературное чтение. Части 1, 2. 3. Издательство «Астрель», 2013 г., уровень базовый.

Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение» Кац Э.Э., издательство «Астрель» 2013 г.

Учебник «Литературное чтение» части 1, 2. 3, издательство «Астрель», 2013 г.

Рабочая тетрадь «Литературное чтение» №1, №2, №3; издательство «Астрель» 2014.





1.3. Общие цели и задачи.

Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности . Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения , знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое инравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.

Задачи:

  1. формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

  2. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями.

  3. развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

  4. формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

  5. формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

  6. развитие воображения, творческих способностей;

  7. формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

  8. обогащение представлений об окружающем мире.




1.4. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

        Это обуславливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, еще недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребенок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

        Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическом состоянии детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспечивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной проблемы, переживание эмоционального состояния.

        Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определенной группы произведений.

        Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

        Художник – творец, он создает свой мир по особым законам.

         Необходимы литературоведческие знания, которые могут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводится, прежде всего, для ознакомления и подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших классах.

        Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

        Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

        Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

        В программе особое внимание уделяется формирование навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.

        На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

        В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

        Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных ими. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояния окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным они начинают преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

        Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается некоторыми ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курс литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

        В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые в программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

        Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

        Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

        Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике четвертого класса отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

        Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

        Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствую формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.




1.5. Место учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №2 города Троицка на образовательную область «Литературное чтение» на первой ступени обучения выделено 414 часов, которые распределены следующим образом: 1 класс — 40 часов ; 2-3 классы — по 136 часов (4 часа в неделю); 4 класс – 102 часа (3 часа в неделю).


1.6. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. 

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. 

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. 

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это 

и бережное отношение к ней как среде обитания человека,  и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. 

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность 

стремления к гармонии, к идеалу. 

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания 

закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. 

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного 

образования способствует формированию эмоционально-позитивного  отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной 

ответственности. 

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. 

Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у 

ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к 

труду в целом и к литературному труду в частности. 

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за 

Настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её 

народу. 

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. 

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для 

существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. 


Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Курс «Литературное чтение» входит в образовательную область «Филология».

В уроках литературного чтения предусматривается индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, в урочной деятельности используются физминутки, гимнастика для глаз и для рук

Навыки и культура чтения

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.

Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.

Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.

Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

Литературоведческая пропедевтика

Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.

Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.

Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

Содержание программы.

1. Мифы (6 ч.)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

2. Народные сказки (11 ч.)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

3. Былины (8 ч.)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

4. Авторские сказки (15 ч.)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

5. Басни (5 ч.)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

6. Слово о родной земле (9 ч.)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

7. О прошлом Родины (7 ч.)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

8. Прошла по земле война (6 ч.)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

9. О добре и красоте (13 ч.)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

10. Мир детства (16 ч.)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

11. Удивительные приключения (6 ч.)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).



1.7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по курсу «Литературное чтение» к концу 4 класса.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

Обязательный уровень:

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• способность к самооценке;

• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

• познавательная мотивация учения.

Повышенный уровень:

• чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.


Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

Регулятивные

Обязательный уровень:

• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художе­ственного текста;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Повышенный уровень:

• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

• самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их вы­полнения, так и в результате проведенной работы;

• планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Обязательный уровень:

• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толко­вый, синонимический, фразеологический);

• выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по задан­ным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

• устанавливать аналогии.

Повышенный уровень:

• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произве­дений, героев, выбирая основания для классификации;

• строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произве­дения и на основании собственного жизненного опыта;

• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Обязательный уровень:

• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

• владеть диалогической формой речи;

• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Повышенный уровень:

• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.


Речевая и читательская деятельность

Обязательный уровень:

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);

• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произ­ношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

• различать последовательность событий и последовательность их изложения;

• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложе­ния текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заме­ной диалога повествованием, с включением рассуждений;

• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ори­ентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской биб­лиотеке;

• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

• соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать получен­ную информацию.

Повышенный уровень:

• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на дос­тупном уровне в устной и письменной речи;

• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художест­венного текста;

• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и уст­ной форме;

• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Обязательный уровень:

• читать по ролям художественное произведение;

• создавать текст на основе плана;

• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассу­ждений, анализом причин происшедшего;

• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведе­ния, отрывки прозаических текстов;

• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Повышенный уровень:

• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, -придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

• создавать иллюстрации к произведениям;

• создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Обязательный уровень:

• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмо­ционально-смысловые значения;

• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фолькло­ра, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — бы­лина, сказка — рассказ и др.);

• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Повышенный уровень:

• делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия: фольклор­ная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выра­зительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства ху­дожественной выразительности, включённые в конкретное произведение.





2. Учебно-тематический план.

№ п/п

Раздел программы, количество часов


Количество часов


Формы контроля

1.

Мифы. 6 часов.

2.

Народные сказки. 11 часов.

3.

Былины. 8 часов.

Контрольное чтение.

4.

Авторские сказки. 15 часов.



5.

Басни. 5 часов.



6.

Слово о родной земле. 9 часов.


Контрольное чтение

7.

О прошлом Родины. 7 часов.



8.

Прошла по Земле война. 6 часов.



9.

О добре и красоте. 13 часов.


Контрольное чтение.

10.

Мио детства. 16 часов.


Итоговая комплексная работа. Тестирование.

11.

Удивительные приключения. 6 часов.






3. Календарно-тематическое планирование.


урока

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата проведения

Форма контроля




Предметные результаты (Ученик научится…

Ученик получит возможность научиться…)

Метапредметные результаты

Личностные результаты

план

факт

Форма контроля

МИФЫ (6 ч)

1.

Мифы.


Составлять план учебной статьи.

Связывать знания о прошлом с современным опытом.

Оценивать свои эмоциональные реакции



Текущий опрос.

2.

Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты».


Характеризовать героев.

Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.

Выражать положительное отношение к процессу познания



Текущий опрос.

3.

Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо».


Определять жанр произведения.

Связывать знания о прошлом с современным опытом.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека



Текущий опрос

4.

Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции.


Представлять сборники произведений.

Работать с аппаратом книги.

Выражать положительное отношение к процессу познания



Фронтальный опрос.

5.

Славянские мифы


Сопоставлять героев произведений разных жанров.

Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.

Оценивать свои эмоциональные реакции



Текущий опрос

6.

Поэтические приемы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай».


Выделять изобразительные средства языка.

Работать с аппаратом книги.

Бережное отношение к природе. Различать «красивое» и «некрасивое», развивать потребность в «прекрасном» и отрицание «безобразного».



Диагностическая работа.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (11 Ч)

7.

Народные сказки


Определять главную мысль сказки.

Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Текущий опрос


8.

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).


Составлять план произведения.

Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи.

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;



Устный опрос.


9.

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Главная мысль произведения.


Комментировать иллюстрации к тексту.

Находить нужную информацию.

Соотносить поступок с моральной нормой;




Ответы на вопросы на понимание текста.


10.

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Пересказ.


Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Участвовать в групповой работе.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Связный, выразительный, подробный пересказ.


11.

«Находчивый солдат» (русская народная сказка).


Выделять характерную лексику в тексте произведения.

Участвовать в групповой работе.

Различать основные нравственно-этические понятия;

соотносить поступок с моральной нормой;




Ответы на вопросы по содержанию.


12.

«Мужик и царь» (русская народная сказка).


Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Выслушивать позицию оппонента и партнера.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Выразительное чтение.


13.

«Портной и царь» (армянская народная сказка).


Сопоставлять сказку и миф.

Выслушивать позицию оппонента и партнера.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Устный опрос.

14.

«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка)


Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Аргументировать собственный вывод.

Различать основные нравственно-этические понятия



Текущий опрос.


15.

«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). Выразительное чтение.


Выразительно читать.

Участвовать в групповой работе.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Выразительное чтение.


16.

«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). Пересказ.


Сопоставлять персонажей произведения.

Находить нужную информацию.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Выборочный пересказ.


17.

Внеклассное чтение. Сказки народов мира.


Представлять выбранную книгу.

Аргументировать собственный вывод.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Защита проектов.


БЫЛИНЫ (8 ч)

18.

Былины.


Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Устный опрос.

19.

«Как Илья из Мурома богатырем стал».


Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Текущий опрос.

20.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник».


Оценивать поступки героев.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником.

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны



Текущий опрос.

21.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Главная мысль произведения.


Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Ответы на вопросы на понимание текста.

22.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник».Чтение по ролям.


Читать по ролям произведение.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Выразительное чтение.

23.

А.К.Толстой «Илья Муромец»


Сопоставлять фольклорных и литературных героев.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником.

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны



Текущий контроль.

24.

Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях.


Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником.

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны



Фронтальный опрос.

25.

Картинная галерея. В.М.Васнецов «Богатыри».


Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником.

Различать «красивое» и «некрасивое», развивать потребность в «прекрасном» и отрицание «безобразного».



Контрольное чтение.

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (15 ч)

26.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»


Сопоставлять авторские произведения с народными.

Пользоваться разными источниками информации.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Устный опрос.

27.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Пересказ.


Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.

Строить монолог.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Выборочный пересказ.

28.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Чтение по ролям.


Читать по ролям литературные произведения.

Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Выразительное чтение.

29.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Идея произведения.


Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам.

Участвовать в диалоге.

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны



Ответы на вопросы на понимание текста.

30.

Внеклассное чтение. Сказки В.Гауфа.


Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Отзывчиво относиться к переживаниям другого человека.



Фронтальный опрос.

31.

Н.С.Гумилев «Маркиз де Карабас».


Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию.

Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Ответы на вопросы по содержанию.

32.

К.Чапек «Случай с русалками».


Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию.

Участвовать в диалоге.

Оценивать себя и свои поступки.



Текущий опрос.

33.

К.Чапек «Случай с русалками».Чтение по ролям.


Читать по ролям литературные произведения.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Выразительное чтение.

34.

Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки».


Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.

Строить монолог.

Понимать чувства других людей сопереживать им.



Фронтальный опрос.

35.

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».


Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений.

Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Текущий опрос.

36.

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».Выразительное чтение.


Читать по ролям литературные произведения.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов



Выразительное чтение.

37.

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». Основная мысль.


Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа.

Участвовать в диалоге.

Оценивать свои поступки на примерах лит. Героев.



Ответы на вопросы на понимание текста.

38.

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».Творческий пересказ.


Составлять план произведения.

Строить монолог.

Оценивать свои поступки на примерах лит. Героев.



Выразительный устный пересказ.

39.

Внеклассное чтение. О.Кургузов «Телевизионные макароны».


Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.

Строить монолог.

Видеть свои недостатки и уметь их исправить.



Фронтальный опрос.

40.

Картинная галерея М.А.Врубель «Царевна-Лебедь».


Сочинять рассказы и записывать их.

Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Диагностическая работа.

БАСНИ (5 ч)

41.

Басни. А.Крылов «Трудолюбивый Медведь».


Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Устный опрос.

42.

Эзоп «Ворон и Лисица».


Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Оценивать актуальность морали басни.

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);




Чтение по ролям.

43.

И.А.Крылов «Ворона и Лисица»


Читать наизусть басни по выбору.

Находить нужные книги в библиотеке.

Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;




Чтение наизусть.

44.

И.А.Крылов «Любопытный»


Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать свой жизненный опыт.

Находить нужную информацию с помощью разных источников.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения



Текущий опрос.

45.

Внеклассное чтение. Басни.


Сопоставлять произведения разных авторов.

Представлять сборники произведений.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Фронтальный опрос.

СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (9 ч)

46.

Ю.Яковлев «Мама».


Выразительно читать, определять темп, изменение интонации.

Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план.

Сравнивать разные точки зрения, находить пути их разрешения.



Устный опрос.

47.

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…».


Определять идею произведения.

Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний.

Сравнивать разные точки зрения, находить пути их разрешения.



Выразительное чтение.

48.

С.А.Есенин «С добрым утром!».


Читать наизусть стихотворения.

Находить книги, нужные произведения.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Чтение наизусть.

49.

Внеклассное чтение. Стихотворения С.А.Есенина.


Читать наизусть стихотворения.

Находить книги, нужные произведения.

Сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности



Контрольное чтение.

50.

М.М.Пришвин «Моя родина».


Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями.

Постигать смысл патриотического отношения к Родине.

Бережно относиться к живой природе.



Устный опрос.

51.

И.Северянин «Запевка».


Определять переживания лирического героя.

Знакомиться с жизнью творческих личностей.

Бережно относиться к живой природе.



Текущий опрос.

52.

И.С.Никитин «Русь».


Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом.

Знакомиться с жизнью творческих личностей.

Бережно относиться к живой природе.



Текущий опрос.

53.

И.С.Никитин «Русь». Позиция поэта.


Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте.

Постигать смысл патриотического отношения к Родине.

Бережно относиться к живой природе.



Устный опрос.

54.

Внеклассное чтение. Любимые стихотворения.


Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения.

Представлять сборник произведений.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Фронтальный опрос.

О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (7 ч)

55.

«Повесть временных лет».


Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей.

Обращаться к разным источникам информации.

Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей.



Текущий опрос.

56.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».


Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему.

Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения.

Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему.



Устный опрос.

57.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».Выразительное чтение.


Определять идею произведения.

Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач.

Определять идею произведения.



Выразительное чтение.

58.

Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь»


Читать по ролям.

Обращаться к разным источникам информации.

Читать по ролям.



Чтение по ролям.

59.

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин».


Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения.

Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения.

Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения.



Ответы на вопросы по содержанию.

60.

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Чтение по ролям.


Читать по ролям.

Обращаться к разным источникам информации.

Читать по ролям.



Чтение по ролям.

61.

Картинная галерея. В.В.Маторин «Дмитрий Донской».Внеклассное чтение. Ф.Н.Глинка «Москва».


Выделять способы выражения авторской позиции.

Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения.

Выделять способы выражения авторской позиции.



Диагностическая работа.

ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (6 ч)

62.

А.А.Ахматова «Мужество».


Выразительно читать художественное произведение.

Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Текущий опрос.

63.

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».


Определять главную мысль произведения.

Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Ответы на вопросы на понимание.

64.

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».План произведения.


Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения.

Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции



Выразительный устный пересказ.

65.

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».Чтение по ролям.


Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения.

Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции



Выразительное чтение по ролям.

66.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».


Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним.

Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции



Устный опрос.

67.

Внеклассное чтение. Стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне.


Заучивать наизусть произведения по собственному выбору.

Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции



Фронтальный опрос.

О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (13 ч)

68.

А.А.Фет «На рассвете».


Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении.

Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций



Выразительное чтение.

69.

И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги..»


Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению.

Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения



Устный опрос.

70.

Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок).


Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.

Объяснять и обосновывать собственные выводы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения



Устный опрос.

71.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».


Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Текущий опрос.

72.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».Главная мысль произведения.


Определять смысл названия, главную мысль произведения.

Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Выстраивать логическую цепь рассуждений,




Ответы на вопросы по содержанию на понимание текста.

73.

Внеклассное чтение. Музыка и литература.


Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Выстраивать логическую цепь рассуждений,




Фронтальный опрос.

74.

А.Н.Майков «Мать».


Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения.

Объяснять и обосновывать собственные выводы.

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать



Текущий опрос.

75.

Х.К.Андерсен «Соловей».


Составлять план произведения.

Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников.

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать



Связный выразительный пересказ по плану.

76.

Х.К.Андерсен «Соловей».Герои произведения.


Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их.

Объяснять и обосновывать собственные выводы.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Текущий опрос.

77.

Х.К.Андерсен «Соловей». Выразительное чтение.


Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Выразительное чтение по ролям.

78.

Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева».


Сопоставлять авторские и народные произведения.

Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков.



Контрольное чтение.

79.

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»


Объяснять смысл слова в контексте произведения.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков.



Устный опрос.

80.

Картинная галерея. И.И.Шишкин «Рожь». Внеклассное чтение. А.Блок «Летний вечер».


Выбирать стихотворения для заучивания.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Различать «красивое» и «некрасивое», развивать потребность в «прекрасном» и отрицание «безобразного



Диагностическая работа.

МИР ДЕТСТВА (16 ч)

81.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».


Сопоставлять героев разных произведений.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Устный опрос.

82.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Чтение по ролям.


Выделять авторский текст, реплики персонажей, читать по ролям.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);




Выразительное чтение по ролям.

83.

Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях.


Творчески пересказывать.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



Фронтальный опрос.

84.

Л.Н.Толстой «Детство» (отрывки).


Определять главную мысль.

Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



Устный опрос.

85.

Л.Н.Толстой «Детство» (отрывки). Выразительное чтение.


Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Выразительное чтение.

86.

И.А.Бунин «Детство».


Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.

Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Устный опрос.

87.

Марк Твен. Главы из книги «Приключения Тома Сойера».


Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);




Текущий опрос.

88.

Марк Твен. Главы из книги «Приключения Тома Сойера». Творческий пересказ.


Творчески пересказывать.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Связный пересказ с творческим заданием.

89.

Итоговая комплексная работа.


Использовать полученную информацию при выполнении заданий литературоведческого плана.

Осуществлять выбор задания в соответствии с критериями, контролировать свои действия, осуществлять взаимопомощь.

Иметь способность к самооценке, осознавать причины успешности/неуспешнос

ти учения.



Итоговая комплексная работа. Тестирование.

90.

В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».


Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Устный опрос.

91.

В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». Герои произведения.


Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Сравнивать разные точки зрения, находить пути их разрешения.



Ответы на вопросы на понимание смысла.

92.

М.И.Цветаева «Наши царства».


Выразительно читать произведение.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Текущий опрос.

93.

Р.Л.Стивенсон «Страна кровати».


Выразительно читать произведение.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Сравнивать разные точки зрения, находить пути их разрешения.



Выборочное выразительное чтение.

94.

А.П.Чехов «Мальчики».


Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев.

Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Текущий опрос.

95.

А.П.Чехов «Мальчики». Выразительное чтение.


Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);




Выразительное чтеие.

96.

А.П.Чехов «Мальчики». Пересказ.


Составлять план произведения.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Сравнивать разные точки зрения, находить пути их разрешения.



Связный пересказ.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (6 ч)

97.

Р.Э.Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена».


Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения.

Работать в группе, паре: выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Краткие письменные ответы по содержанию текста.

98.

Р.Э.Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена». Творческий пересказ.


Пересказывать текст кратко, творчески.

Выстраивать монолог.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Краткий пересказ с творческим заданием.

99.

Д.Свифт «Путешествия Гулливера».


Создавать письменную аннотацию.

Пользоваться разными источниками информации.

Соотносить поступок с моральной нормой;




Задания в рабочей тетради №3.

100.

Д.Свифт «Путешествия Гулливера».


Создавать письменную аннотацию.

Пользоваться разными источниками информации.

Соотносить поступок с моральной нормой;




Описание героя.

101.

Д.Свифт «Путешествия Гулливера». Выразительное чтение.


Выразительно читать.

Планировать собственную читательскую деятельность.

Соотносить поступок с моральной нормой;




Чтение по ролям.

102.

Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ».


Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Работать в группе, паре: выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию.

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам



Диагностическая работа.



4. Материально-техническое обеспечение программы.

Библиографический фонд.

Кац Э. Э. «Литературное чтение» 4 класс учебник и рабочая тетрадь в 3 ч. М.: АСТ – «Астрель», 201 3 – 2014 год.

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок, магнитофон, мультимедийный проектор,

экспозиционный экран, компьютер, сканер, принтер лазерный.

3. Экранно-звуковые пособия.

Слайды, мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по литературному чтению.

4. Печатные пособия.

Репродукции картин, различные таблицы в соответствии с тематикой программы, словари, портреты писателей и поэтов, наборы сюжетных картинок, детские книги из круга детского чтения.

5. Оборудование класса.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский, шкафы для хранения учебников, тетрадей, таблиц.

6. Литература

1. Э.Э.Кац «Литературное чтение» 4 класс учебник и рабочая тетрадь в 3 ч. М.: АСТ – «Астрель», 2013 — 2014 год.

2. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». М.: АСТ – «Астрель», 2012 год.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Программа внеурочной деятельности в начальной школе. Учебно-методический комплект «Планета знаний». Программа внеурочной деятельности в начальной школе.


5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса у выпускника, освоившего основную образовательную программу начального общего образования, будут сформированы следующие умения:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения.

Могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.


Предметные

Учащиеся научатся:

 читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов/мин., про себя примерно 120 слов/мин);

 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного;

 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

 находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

 различать последовательность событий и последовательность их изложения;

 пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

 обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию, ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

 создавать краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях. В детских периодических журналах;

 соотносить поступки героев с нравственными нормами, ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

 составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

 высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

 создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.


Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить новые задачи для освоения для усвоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

планировать собственную читательскую деятельность.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решений;

точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи;

корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.


6. Контроль уровня обученности.

№№

Раздел, тема.

Количество часов.

1.

Раздел: Былины. 8 часов.

Тема: Картинная галерея. В.М.Васнецов «Богатыри». Контрольное чтение.

1 час.

2.

Раздел: Слово о родной земле. 9 часов.

Тема: Внеклассное чтение. Стихотворения С.А.Есенина. Контрольное чтение.

1 час.

3.

Раздел: О добре и красоте. 13 часов.

Тема: Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева». Контрольное чтение.

1 час.

4.

Раздел: Мио детства. 16 часов.

Тема: Итоговая комплексная работа.

1 час.


7. Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5) использование критериальной системы оценивания;

6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения,

общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету


Уровень

Отметка

Комментарий

Материал не усвоен

«2»

(неудовлетворительно)

Учащийся не владеет терминологией, не

может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т.п.)

Минимальный

уровень

«3»

(удовлетворительно)

Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе



Программный уровень

(решение нестандартной задачи,которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

«4»

(хорошо)

Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат

Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя, знание авторов и произведений с несерьезными ошибками


Высокий уровень (решение нестандартной

задачи с привлечением

не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)

«5»

(отлично)

Выполнение нестандартного задания без

ошибок, аккуратно и самостоятельно

Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок


Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т.п.

Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (120-140 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность (правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задает вопросы по содержанию. Все данные вносятся в таблицу с помощью знакового, балльного, цветового или словесного обозначения.

Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.

Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами, представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.

Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:

индивидуальную динамику развития скорости чтения;

индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);

индивидуальную динамику развития выразительности чтения;

индивидуальную динамику развития понимания текста;

индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев и т.п.




Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению

Вид работы

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетв.)

«2»

(неудовлетв.)


Контрольное чтение

Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера

героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы

на вопросы о поступках героев

Плавное чтение с небольшими отклонениями от

литературных норм, не влияющими на передачу смысла текста, незначительные затруднения в пересказе и ответах на

вопросы

Послоговое чтение

либо плавное чтение с

серьезными наруше-

ниями литературных

норм, влияющими на

передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя

Медленное чтение с

серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с

помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию

Тестирование

Безошибочное

выполнение

всех заданий

Безошибочное выполнение более 80 процентов заданий либо незначительные ошибки в

Отдельных заданиях

(неполный

или неточный ответ).


Безошибочное выполнение более 50 процентов заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях

Безошибочное выполнение менее 50 процентов заданий


В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.

Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.).

Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик.

Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.

Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа.

1. Выразительное чтение.

2. Объяснение новых слов.

3. Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.

4. Ответы на вопросы по содержанию.

5. Ответы на вопросы на понимание смысла.

Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):

1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.

2. Разнообразие источников информации.

3. Выразительный устный рассказ.

4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.


Проверочная диагностическая работа проводится после изучения каждой темы. Каждая диагностическая работа состоит из основной и дополнительной части. Все задания позволяют установить уровень овла­дения четвероклассниками общеучебными умениями после изучения кон­кретной темы курса: навыками осознанного чтения, умением работать с художественным текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно учиться и формироваться как «грамотные читате­ли». Использование конкретной диагностической работы после освое­ния определённой темы позволяет проследить динамику формирования предметных навыков, необходимых для всего процесса обучения по предмету «Литературное чтение».

Техника и навыки чтения:

скорость чтения про себя отрывка из художественного текста;

умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в зада­нии;

сформированность навыка поискового, выборочного чтения. Навыки работы с художественным текстом и информацией:

умение вычленять ключевую информацию и интерпретировать её;

умение выявлять и анализировать средства выразительности. Навыки понимания художественного текста:

умение выявлять авторскую позицию в художественном произве­дении;

сформированность начальных представлений о литературном жанре;

сформированность нравственного сознания и чувства, способ­ность осознать свои мысли, переживания;

сформированность коммуникативных навыков: умение в письмен­ной форме кратко ответить на поставленный вопрос.



40


Свежие документы:  Урок литературы в 4 классе «Лермонтов. Турецкая сказка Ашик-Кериб»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: