Рабочая программа по литературе в 10 классе





МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107

«ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 10 класса


подготовила

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы


Ростов – на – Дону

2012г.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень). Москва. Просвещение. 2010.

  4. Региональный компонент стандарта общего образования.

  5. Школьный компонент стандарта общего образования.

  6. Закон об образовании РФ.

  7. Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2012-2013 учебный год.




Пояснительная записка


Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования потребности личности в непрерывном совершенствовании и развитии своих творческих возможностей.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений, формируя потребность в общении с книгой. Особое внимание уделяется эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над поставленными автором проблемами.

Этим целям и задачам подчинены структура и содержание программы курса 10 класса. Программа направлена на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом.

Программа курса литературы в 10 классе построена на историко-литературной основе.

Содержание курса на историко-литературной основе составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесенность общечеловеческого и конкретно-исторического подхода дает возможность обращения произведения к «вечным темам». Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие.

Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы. Это позволяет познакомить учащихся с произведениями, показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. Все они включают текстуальное изучение художественных произведений.

Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.

По окончании 10 класса учащиеся должны уметь устно:

  • выразительно читать текст художественного произведения, комментировать чтение текста;

  • делать пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный – главы, нескольких глав, романа, стихотворения в прозе, пьесы и т.п.;

  • давать характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений;

  • готовить рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя и особенностях его произведений, анализ отрывка, устный комментарий прочитанного, уметь давать рецензию на произведение;

  • готовить доклад, сообщение;

  • свободно владеть монологической и диалогической речью;

уметь письменно:

  • составлять планы, тезисы, рефераты, аннотации к книге, к фильму и т.д.;

  • создавать письменные сочинения проблемного характера, рассуждения, все виды характеристик героев изучаемых произведений;

  • создавать свои оригинальные произведения (рассказы, эссе, очерки, стихотворения).

Домашнее задание является примерным и может подлежать корректировке в зависимости от результата освоения обучающимися планируемого материала, но не нарушает требований СаНПина.

Используется программа по литературе (5-11 классы). Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Научный редактор: В.Я. Коровина.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ, соответствует базисному учебному плану. (В кн.: «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.)

Используемый учебник: Лебедь Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов средней школы в 2 ч. М., Просвещение, 2010-2012.

Используемое методическое пособие: Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX ве­ка».М., ВАКО, 2007.

Учебных недель — 34.

Уроков в неделю — 3 ч.

Всего уроков — 102 ч.

Количество сочинений — 8.


Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.

  2. Лебедь Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов средней школы в 2 ч. М., Просвещение, 2010-2012.

  3. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX ве­ка».М., ВАКО, 2007.

  4. Лебедь Ю.В. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. 10 класс. М., Просвещение, 2011.

  5. Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Кн для учащихся. М., Просвещение, 2009.


Организация учебного процесса


  1. Урок-лекция (вводный урок).

  2. Урок-исследование.

  3. Урок-дискуссия, развитие речи (монолог, диалог).

  4. Урок-практикум (аналитическое чтение и обсуждение произведения).

  5. Урок повторения и обобщения изученного.

  6. Текущий и промежуточный контроль.

  7. Уроки тестирования (подготовка к ЕГЭ по литературе).


Система контроля


  1. План эпического произведения.

  2. Пересказ (подробный, выборочный, сжатый).

  3. Выразительное чтение наизусть.

  4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).

  5. Словесное рисование.

  6. Подробное описание (портрет, пейзаж, интерьер).

  7. Характеристика героя произведения.

  8. Сравнительная характеристика.

  9. Сочинение-рассуждение (истолкование произведения).

  10. Отзыв (эссе) о самостоятельно прочитанном произведении.



Годовой календарный график прохождения программы по литературе в Х классе


МЕСЯЦЫ

НЕДЕЛЯ

УРОКА

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

I полугодие

Сентябрь

1 неделя


2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

2 — 3

4 — 6

7 — 9

10

11 — 12

Введение. Русская литература XIXвека

А.С. Пушкин

А.С.Пушкин

М.Ю. Лермонтов

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

Октябрь

5 неделя


6 неделя

7 неделя


8 неделя

13 – 14

15

16 – 18

19 – 20

21

22 — 24

Н.В. Гоголь

Русская литература второй половины XIXвека

И.А. Гончаров

И.А. Гончаров

А.Н. Островский

А.Н. Островский

Ноябрь

9 неделя

10 неделя

11 неделя

12 неделя

25 – 27

28 – 30

31 – 33

34 – 35

36

А.Н. Островский

И.С. Тургенев

И.С. Тургенев

И.С. Тургенев

Литература 60-х годов XIXвека

Декабрь

13 неделя


14 неделя



15 неделя

16 неделя

37 – 38

39

40

41

42

43 – 45

46 — 48

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

А.А. Фет

А.К. Толстой

Н.А. Некрасов

Н.А. Некрасов

Н.А. Некрасов

II полугодие

Январь

17 неделя

18 неделя

19 неделя

49 – 51

52 – 54

55 – 57

М.Е. Салтыков-Щедрин

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой

Февраль

20 неделя

21 неделя

22 неделя

23 неделя

58 – 60

61 – 63

64 – 66

67 – 69

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой

Март

24 неделя


25 неделя

26 неделя

70

71 – 72

73 – 75

76 – 78

Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский

Апрель

27 неделя

28 неделя


29 неделя


30 неделя

79 – 81

82

83 – 84

85

86 – 87

88 – 90

Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский

Н.С. Лесков

Н.С. Лесков

А.П. Чехов

А.П. Чехов

Май

31 неделя

32 неделя


33 неделя

34 неделя

91 – 93

94 – 95

96

97 – 99

100

101 — 102

А.П. Чехов

К. Хетагуров

Зарубежная литература

Ги де Мопассан, Генрик Ибсен

Артюр Рембо

Итоговые занятия





Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

(уч. Манцыгина Э.Г.)


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.

  2. Лебедь Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов средней школы в 2 ч. М., Просвещение, 2010-2012.

  3. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX ве­ка».М., ВАКО, 2007.

  4. Лебедь Ю.В. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. 10 класс. М., Просвещение, 2011.

  5. Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Кн для учащихся. М., Просвещение, 2009.

СТРУКТУРА КУРСА


Модуль (глава)

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

А.С. Пушкин

5

3.

М.Ю. Лермонтов

4

4.

Н.В. Гоголь

4

5.

Русская литература. XIX век (вторая половина)

1

6.

И.А. Гончаров

5

7.

А.Н. Островский

7

8.

И.С. Тургенев

8

9.

Литература 60-х годов

1

10.

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой

5

11.

Н.А. Некрасов

7

12.

М.Е. Салтыков-Щедрин

3

13.

Л.Н. Толстой

19

14.

Ф.М. Достоевский

12

15.

Н.С. Лесков

3

16.

А.П. Чехов

8

17.

К. Хетагуров

2

18.

Зарубежная литература

5

19.

Итоговые занятия

2

Количество часов по развитию речи

9

Общее количество часов

102

Количество часов в неделю

3


Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

1

1

Введение Россия в первой и второй половине XIX века. Русская литература и русская история в XVIIIXIX веках. Общая характеристи­ка литературы века

Русская литература и русская история в XVIIIXIX веках. Классицизм, сентиментализм и ро­мантизм в литературе. Становление реализма в русской и мировой лите­ратуре. Вершинные про­изведения классики пер­вой половины XIX века. Зарождение и развитие профессиональной ли­тературной критики.

Углубление понятия «романтизм», «реализм», «сентиментализм»


Составление тезисно­го плана по статье учебника «Россия в первой половине XIX века».

Знать общую характе­ристику русской лите­ратуры с точки зрения истории;

уметь видеть значение русской литературы XIX века в развитии мирового литературно­го процесса;

раскрыть пути станов­ления реализма в рус­ской литературе.




А.С. Пушкин






1

2

Личность поэта.

Жиз­ненный и творческий

путь.

Личность поэта. Основ­ные этапы творчества. Основные мотивы лири­ки. Утверждение высоко­го предназначения чело­века. Слияние личной и гражданской тем. Фило­софская лирика, вольно­любивые стихи, лирика дружбы и любовная ли­рика. («К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность», «Погасло днев­ное светило», «Арион», «Пода­рок», «Я вас любил», «Анчар», «На холмах Грузии…» и др.

Углубление понятия «реализм».

Обучение монологическому ответу по те­зисному плану.

Обучение чтению ли­рических стихотворе­ний.

Знать своеобразие пуш­кинской эпохи, в кото­рой проходило станов­ление поэта. Ответить на вопрос: В чем видит Пушкин предназначение поэта.

Понять, что такое «фи­лософская лирика».

Уметь выявлять в лири­ческих стихотворениях подкупающую искрен­ность, глубину и силу чувств поэта.

Знать творческую исто­рию произведений.

Уметь выявлять худо­жественные особенно­сти.

Знать композиционную роль пушкинского стиха.

Давать развернутую ха­рактеристику главным героям


1

3


Основные мотивы лирики Пушкина. Твор­чество философская лирика, тема поэта и поэзии.



Активация лексики со значением романтического и реали­стического ощущения и своеобразия лири­ческих стихотворений (ритм, образ, симво­лика поэтического слова)


2


4


Лирика дружбы и любовная лирика.





Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

2

5

Поэма «Медный всадник». Интерес А. С. Пушкина к русской истории.

Царь Петр. Его соратники. Проблема народа и вла­сти. Композиция. Язык и особенности стиха.

Развитие понятия «народность литературы».

Пересказ и аналитический рассказ узло­вых сцен и эпизодов.

Уметь определять значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Знать особенности стиха и языка.


2

6

«Маленькие трагедии». Моцарт и Сальери.

Нравственная проблема трагедии. Та­лантливость и гениаль­ность. Характеры, взгля­ды, поступки героев. По­зиция автора.

Углубление понятия «художественный образ-характер».

Отработка точности словоупотребления при характеристике персонажа.





М.Ю. Лермонтов






3

3

7

8

Жизненный и творческий путь поэта.

Жизнь и творчество поэта. Формирование творческих взглядов поэта. Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление человеческого бытия, пафос вольности, любовь к Родине. («Нищий», «Я не увижусь пред тобой», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина» и др.)

Расширение понятия «лирический герой»

Овладение лексиче­скими формулами со значением своеобра­зия художественных произведений

М.Ю. Лермонтова.

Знать, как эпоха влияет на человеческие судьбы; характерные особенности стихов о поэте и поэзии;

расширить знания о лирическом герое;

уметь выявлять изобразительно-выразительные средства в авторском тексте, и использовать их в монологических ответах.


3

9

Лирика М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэзии.


Углубление понятия «романтизм».

Обучение художественному наизусть.





Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

4

10

Философское содержание поэмы «Демон».

Романтические поэмы Лермонтова. Лермонтов и Байрон. Демон как типичный герой романтической поэмы. Трагедия Демона и Тамары. Поэма в живописи и музыке.


Овладение приемами эмоциональнообразной выразительности. Практическое овладение ритмом, интонации стихотворений.





Н.В. Гоголь






4

11

Очерк жизни и творчества писателя. «Эпоха Гоголя».

Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Жизнь и творчество писателя. Общая характеристика раннего творчества. «Вечера на хуторе …» и «Миргород». Пьесы Гоголя.

Развитие понятия о литературном типе, сатире, литературной критике.

Овладение экспрессивными конструкциями со значением первых впечатлений от произведения.

Уметь соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (реализм);

выявлять черты этого направления в произведении;

знать основные факты жизни и творчества писателя.


4

12

«Петербургские повести» и тема «маленького человека». Повесть «Шинель», «Невский проспект».

Тема «маленького человека» в повести «Шинель». Роль повести в судьбах русской литературы.

Углубление понятий «литературный портрет», «интерьер», «пейзаж».

Работа над контрастностью речевых характеристик. Построение аналитических ответов.



5

13

«Миргород». Мировоззрение, авторское сознание и способы его выражения в идейном замысле.

История создания поэмы. Идейный замысел и композиция. Сюжет и лирические отступления. Роль первой главы в раскрытии идейного замысла.

Развитие понятия «юмор», «сатира».

Овладение многообразием оценочных конструкций со значением источника цитаты (… по точному наблюдению Гоголя, как верно заметил автор…, если обратить внимание на слова писателя.. и д.т.)

Знать, какое влияние оказало творчество Гоголя на литературу XIX века;

уметь определять идейные позиции писателя.


Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

5

14

«Старосветские помещики». Изображение поместного дворянства. «Повесть о том …»





Pp. № 1. Творческая лаборатория сочинения.


Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога).

Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гуманизм поэмы.

Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Развитие понятия «сатирический тип».

Совершенствование навыков развернутой характеристики; отработка лексической точности сопоставительных конструкций для анализа характера персонажа.





Написание сочинения на литературную тему (темы сочинений в приложении пример­ных вариантов тем сочинений).

Знать приемы типизации, раскрыть значение авторского присутствия, морально-этических воззрений писателя.





Уметь построить письменное продуктивное высказывание;

уметь цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы.




Русская литература второй половины XIX века






5

15

Русская литература второй половины XIX века (общий обзор).

Общая характеристика литературы второй половины XIX века. Богатство проблематики и широта тематики. Разви­тие литературы критиче­ского реализма Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Статьи Белинского о Пушкине, Лермонтове. Журнальная полемика.

Углубление понятия «критический реализм».


Составление тезисно­го плана статьи учеб­ника.

Усвоение опорной литературоведческой лексики.

Пополнение общест­венно-политической лексики.

Аналитический рас­сказ о ведущих жур­налах России.

Знать основные на­правления в русской литературе XIX века;

уметь давать характе­ристику критическому реализму как основно­му художественному методу литературы второй половины XIX века.




Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние



И.А. Гончаров






6

16

Краткая биография
писателя. Роман «Обломов».


Основные этапы жизни И.А. Гончарова. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обрыв».

Понятие «трилогия».

Творческая работа по творчеству Гончарова (письменный ответ на вопрос учебника).

Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.


6

17

Обломов – сущность, характер, судьба Образ главного героя.


Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба.

Углубление понятия «художественный об­раз».

Овладение многообразием оценочных конструкций.

Уметь осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной;

владеть навыками работы с критической ли­тературой;



6

18

«Обломовщина» как социальное явление.

«Обломовщина» с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.


Использование изобразительных средств языка в монологиче­ской речи.



7

19

Роль второстепенных персонажей в романе.

Обломов и Захар. Обло­мов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская.

Понятие «нарицательные образы — ге­рои художественных произведений».


Комментирование эпизодов, поведения литературных героев: выразительное чтение в связи с характеристикой одного из персонажей.

Отработка лексиче­ской точности опре­делений.

Уметь раскрывать

роль второстепенных персонажей.





Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

7

20


Художественное мастерство Гончарова в романе (урок- исследование)







Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Пейзаж и его функции в романе. Портрет как средство создания об­раза литературного ге­роя. Интерьер в романе. Особенности речи геро­ев.






Сочинения по творчест­ву И.А. Гончарова.

Темы:

1. Смысловая, философская и поэтиче­ская антитеза в романе «Обломов».

  1. Образ слуги в русской литературе.

  2. Обломов и Манилов —
    типичность характеров.

  3. Особенности жанра и
    композиции романа
    «Обломов».

  4. Ольга Ильинская — тип
    нового человека.

  5. Тему формирует уча­щийся.

Повторение и углуб­ление понятий «пей­заж», «портрет», «интерьер».











Обучающее сочине­ние на заданную тему.

Уметь работать в группах в форме кол­лективной творческой работы;

формирование умения
давать экспертную

оценку работе;

определение идейно-композиционной роли персонажей.


Формирование умения строить письменное продуктивное высказывание.






Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние



А.Н. Островский






7

21

Жизнь и творчество великого русского драматурга.

Очерк жизни и творчества. Основные периоды творческой деятельности. «Темное царство» на полотнах русских художников и в первой комедии А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся». А.Н. Островский – создатель русского национального театра.

Драма как род литературы.

ратуры.


Отработка

экспрессивно-

эмоциональных

конструкций

со значе­нием первых

впечатлений об авторе

«Банкрота»).

Построение

аналитических ответов.

Знать основные этапы жизни и творчества великого драматурга;

раскрыть роль Островского в развитии русского национально­го театра;

уметь давать оценку событиям и фактам биографии.


8

22

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

Жизненная основа драмы «Гроза». Знакомство с особенностями компо­зиции и жанра. Обличение социальных порядков в пьесе «Гроза» как зеркало эпохи.

Понятие «драматургический конфликт».

Сочинение-миниатюра «В городе Калинове».

Художественное чтение наизусть моноло­га Катерины («Почему люди не летают …»).

Знать творческую ис­торию драмы «Гроза»;

выделять тему, идею конфликт пьесы;

знать особенности композиции и жанра.


8

23

Город Калинов и его обитатели. Духовная трагедия Катерины (д. IIV)

Неравный и острый кон­фликт героини с «тем­ным царством». «Жесто­кие нравы» г. Калинова.

Понятие «реалистическая драма».

Наблюдение над

своеобразием речи персонажей Островского.

Уметь характеризовать героев, сопоставлять их с целью выявления авторского отношения;

делать сжатый, подробный, художественный пересказ с исполь­зованием оценочной лексики.


8

24

Катерина в борьбе за свои человеческие права (д. IIV).

Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Сила и сла­бость характера Катерины.

Речевая характеристика в драматиче­ском произведении.

Комментирование эпизодов драмы. Аргументация оценочных суждений.







Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

9

25

Обличение грубой си­лы и невежества как социального и психо­логического собствен­нического мира. (IV действие).


Pp. Работа над лите­ратурно-критической статьей.

Драма «Гроза» — приго­вор тирании и самодур­ству «темного царства». Обличение «хозяев жиз­ни».





«Гроза» в русской крити­ке. Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве».

А.А. Григорьев. «После «Грозы» Островского», «Письма к Ивану Сер­геевичу Тургеневу».


Создание индивидуальных и сравнитель­ных характеристик.





Отработать навыки конспектирования.

Аналитический рас­сказ о

судьбе «Грозы» в русской

критике.









Знать содержание кри­тических статей, их общие и индивидуаль­ные особенности;

уметь применять ци­таты в своих ответах.


9

26

Вн.чтение

Драма «Бесприданни­ца». Лариса и ее тра­гическая судьба.

Быт и нравы русской провинции.

Органическое слияние быта и психологического анализа в пьесе. Жизнь человека в дворянско-купеческой среде. Сюжет драмы. Лариса, трагедия ее судьбы в условиях провинциального быта.

Образы Кнурова и Вожеватого. Трагедия Карандышева.

Значение Островского в истории русского театра.

Углубление понятия «лейтмотив».

Пересказ и аналити­ческий рассказ узло­вых сцен и эпизодов драмы.

Отработка точности словоупотребления при характеристики персонажа.

Проследить, как раскрывается в пьесе общечеловеческая проблематика, трагедия талантливой личности. Знать сценическую историю пьесы;

уметь находить соотношения финальной сцены с христианским пониманием искушения.



9

27

Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского «Бесприданница».








Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние



Pp. Творческая лаборатория.

Домашние сочинения по творчеству А.Н. Островского.

Темы: 1. Смысл заглавия пьесы «Гроза»?

2. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах Островского.

3. Яркость, самобытность речевых характиристик в драмах А.Н. Островского.

4. Обличение самодурства, грубой силы и невежества в пьесах А.Н. Островского.

5. Женские образы в пьесах А.Н. Островского.

6. Роль ремарок в обрисовке характера Катерины.


Написание сочинения-рассуждения на заданную тему.

Уметь строить письменное продуктивное высказывание, цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы.




И.С. Тургенев






10

28

«Большое и благородное сердце». Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева.

Рассказ о жизни И.С. Тургенева, раскрывающий мировоззрение и духовный облик писателя. «Записки охотника» – книга о народе.

Развитие понятия об очерке, рассказе, повести.

Развернутые

Высказывания-

впечатления с

использованием эмоциональной лексики «видения» и «сопереживания».

Знать этапы биографии и творчества И.С. Тургенева;

давать оценку «Запискам охотника» на основе личностного восприятия.










Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

10

29

Творческая история романа «Отцы и де­ти». Эпоха и роман «Отцы и дети».

Герои эпохи в изображе­нии И.С. Тургенева. Ост­рота и искренность от­клика писателя на появ­ление нового и значи­тельного типа в русском обществе.

Развитие понятия о романе.

Сочинение-миниатю­ра «Мои первые впечатления от романа «Отцы и дети». Рабо­та над рецензией ро­мана.

Уметь сопоставлять отражение событий эпохи в романе; разви­вать навыки работы с текстами.


10

30

Смысл названия романа. Художествен­ное своеобразие ро­мана «Отцы и дети».

Широкий обобщающий смысл, вложенный авто­ром в заглавие романа. Своеобразие романа. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций.

Углубление понятия «конфликт».

Аргументация оценочных суждений. Со­здание индивидуальных характеристик.

Знать социальные и психологические истоки конфликта двух поколений — «отцов» и «де­тей».


11

31

Взаимоотношения Ба­зарова с Николаем и Павлом Кирсановыми.

Базаров в системе дей­ствующих лиц. Причины его конфликта с окру­жающими. «Отцы» на страницах романа.

Углубление понятий «антитеза» и «диалог».

Отработка лексиче­ской точности контра­стной характеристики. Овладение многооб­разием оценочных вводных конструкций.

Комментированное чтение эпизодов.

Монологические и диалогические выска­зывания.

Знать роль диалога, описания, повествова­ния в открытом идеоло­гическом конфликте между «отцами» и «детьми»;

уметь выявлять автор­ское отношение к геро­ям;

делать художествен­ный пересказ с исполь­зованием оценочной лексики.


11

32

Базаров и Одинцова.

Одиночество Базарова. Испытание любовью. Любовь как основной момент раскрытия ха­рактера героя.



11

33

Базаров и его родители.

Роль родителей в воспи­тании Базарова. Роди­тели как «отцы» оппо­ненты Базарову?





Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

12

34

Нигилизм и его последствия.

«Накипь нигилизма» в романе. Нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Это панацея от социальных болезней или болезнь века?

Понятие «философские позиции героев романа и автора».

Устный аргументированный ответ на за­данные вопросы.

Формирование оценочных суждений.

Знать характеристики нигилизма, данные в разных источниках;

уметь сопоставлять взгляды Базарова и по­нятие нигилизма.


12

35


Е.В. Базаров – боец и мыслитель. Споры критиков вокруг рома­на.







Pp. Творческая лабо­ратория сочинения.

Превосходство Базарова над остальными героя­ми. Роль кольцевой ком­позиции в осмыслении характера Базарова. Д.И. Писарев. «База­ров», Н.Н. Страхов «От­цы и дети», М.А. Антоно­вич «Асмодеи нашего времени».


Темы сочинений по творчеству И.С. Турге­нева: 1. Своеобразие народ­ных портретов в «Запис­ках охотника».

2. Взгляд автора на ли­беральное и демократи­ческое начала русской жизни.

3. Явление «нового» ге­роя в романе И.С. Турге­нева «Отцы и дети».

4. Женские образы и женский вопрос в рома­нах Тургенева.

5. «Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг» (Писарев)

«Социально-историческая обу­словленность темы, идеи и образов рома­на».

Овладение лексикой со значением своеоб­разия стиля писателя.

Отработка навыков конспектирования.






Обучающее сочине­ние на заданную тему с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям.

Уметь давать оценку произведению на осно­ве личного восприятия и осмысления особенностей языка художе­ственной прозы.





Отработка навыков письменного продуктивного высказывания.



Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

12

36

Литература 60-х годов XIX века. Общий об­зор.

Поэзия и проза 60-х го­дов XIX века. Беллетри­сты-разночинцы. Общая характеристика литературного процесса.


Обучение конспектированию и составле­нию тезисов.

Совершенствовать навыки конспектирования.


13

37

Ф.И. Тютчев. Основ­ные темы и идеи ли­рики. Лирика приро­ды.

Этапы биографии и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец русской природы. Раз­думья о жизни, человеке и мироздании.

Развитие понятия «концепция».

Обучение чтению лирических стихотворе­ний.



13

38

Любовная, философ­ская лирика

Ф.И. Тютчева.

Любовь как «поединок роковой». Драматиче­ские переживания. Рит­мическое богатство сти­ха. («Нам не дано преду­гадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «Я встретил вас — и все былое…», «Чему бы жизнь нас не учила…»).


Овладение приемами эмоционально-образной вырази­тельности чтения.

Практическое овладе­ние ритмом, интона­цией стихотворения.

Знать особенности любовной, философ­ской и лирики природы.

владеть навыком ана­лиза лирических стихо­творений;

уметь выразительно читать наизусть.


13

39

А.А. Фет. Этапы био­графии и творчества.

Жизнь и творчество

А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А.А. Фета. Сочета­ние жизненной конкрет­ности и умения передать подвижность настроений и переживаний, слуховых и зрительных впечатлений.

Развитие понятий «эпитет», «сравнение», «гипербола», «лирический герой».

Работа над изобрази­тельно-выразительными средствами языка (эпитетами, метафо­рами, сравнениями и т.д.).

Знать этапы биогра­фии А.А. Фета, основные темы и мотивы лирики.




Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

14

40

Лирика

А.А. Фета.

Метафорич­ность поэзии А.А.Фета. Му­зыкальность, мелодич­ность стиха.


Активизация лексики со значением своеобразия лирических стихотворений (ритм, об­раз, символика и т.д.).

Уметь выявлять характерные особенности лирики

А.А. Фета. Тяга к импрессионизму, метафоричность, психологизм.


14

41

А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя.


Pp. Работа над изо­бразительно-вырази­тельными средствами языка А.А. Фета,

Ф.И. Тютчева,

А.К. Толстого

Особенности стихотворений: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».



Ритмическое богатство лирики. Разнообразие лексики. Богатство изо­бразительно-выразительных средств поэтического языка А.А. Фета,

Ф.И. Тютчева,

А.К. Толстого.

Углубление понятия «фольклор» и «романтическая традиция».









Письменный анализ с использованием приемов сравнения изобразительных средств поэтов.





Н.А. Некрасов






14

42

Некрасов – поэт и гражданин. Жизнен­ный и творческий путь поэта.

Н. Некрасов. Очерк жиз­ни и творчества. Поэт «мести и печали».

Развитие понятия о народности литерату­ры.

Развернутые высказывания-впечатления с использованием эмоциональной лексики.

Знать биографию и творческий стиль писателя; разнообразие тематики в лирике Некрасова;

уметь включать в аналитический рассказ цитирование наизусть.




Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

15

43

Основные темы и идеи лирики Некрасо­ва.

Гражданственность и народность лирики. Обостренная правдивость и драматизм в изображе­нии жизни народа. Иде­ал гражданина и общественного деятеля («Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова» и др.)


Совершенствование навыков полемическо­го высказывания с использованием субъективно-оценочной лексики.

Комментированное чтение лирики и глав поэмы.



15

44

Авторский замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Горькая доля народа пореформенной России. Отражение в поэме социальных противоречий эпохи. Композиция по­эмы. Путешествие как прием организации по­вествования.


Анализ изобразительно-выразительных средств поэмы Некра­сова.

Развитие понятия «композиция».

Знать, как отразилась социальная трагедия крестьянства в поэме Некрасова;

раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства; уметь выявлять художественные особенно­сти лирики и поэмы Н. Некрасова; формиро­вание оценочных суж­дений с использовани­ем эмоционально-экспрессивной лексики.


15

45

Мастерство изображения жизни России.



Многообразие кресть­янских типов. Осуж­дение покорности и раболепия.

Сатирические портреты помещиков. Русь народ­ная и Русь помещичья.



«Люди холопского зва­ния» и «народные за­ступники». Народ в спо­ре о грехе.


Активизация ранее усвоенной лексики со значением своеобра­зия некрасовского стиля.

Наблюдение над эле­ментами народной речи в языке поэмы.


16

46

Григорий Добросклонов – народный заступник.

Проблема счастья, дол­га, смысла жизни в по­эме Н.А. Некрасова «Ко­му на Руси жить хоро­шо». Поэма как эпопея народной жизни.

Углубление понятия «проблема», «идея», «тема».

Отработка точности словоупотребления при характеристике персонажа.

Уметь определять зна­чение элементов сюже­та, композиции, изо­бразительно-вырази­тельных средств по­эмы;

делать сопоставитель­ный анализ поэм Не­красова и Пушкина, Не­красова и Лермонтова.


Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

16

47

Особенности поэтического языка в стихотворениях: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Внемая ужасам войны», «Тройка».

Стихотворение

Н.А. Некрасова философской, гражданской, любовной направленности.

Понятие народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Активизация ранее усвоенной лексики со значением своеобразия некрасовской поэзии.



16

48

Сатира

Н.А. Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала.

Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Психологизм и бытовая конкретизация лирики

Н.А. Некрасова.




Темы сочинений:

1.Песня как жанровая доминанта Некрасова лирика.

2.Трагическое раздвоение поэта и гражданина в лирики Некрасова.

3.Дарья и Матрена Тимофеевна – «величавые славянки».

4.«Кому на Руси жить хорошо» как эпопея крестьянской жизни.

5. Представление о счастье в поэме Некрасова «Кому на Руси…»

6.Образ Руси в поэме Некрасова.








Обучающее сочине­ние на заданную тему с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям.







Отработка навыков письменного продуктивного высказывания.


Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние



М.Е. Салтыков-Щедрин






17

49

Краткий очерк жизни и творчества.

Очерк жизни и творчества великого сатирика. Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках Щедрина. Злободневность, политическая острота сказок. Социальная о общечеловеческая в произведениях писателя. Современное звучание сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.



Уметь интерпретировать произведения и высказывать свои суждения в процессе анализа.


17

50

«Сказки»

М.Е. Салтыкова-Щедрина.




17

51

«История одного города» – ключевое художественное произведение писателя.

Сатирика – гротесковая хроника.


Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета. Начальное представление.

Активизация ранее усвоенной лексики со значением своеобразия щедринских произведений.




Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние



Л.Н. Толстой






18

52

По страницам великой кни­ги. Жизненный и творческий путь.

Жизненный и творческий путь Тол­стого. Духовные искания в годы юно­сти. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офице­ров в «Севастопольских рассказах» (для докладов и сообщений учащихся)

«Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев ро­мана — Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Княжны Ма­рьи и других. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков.

«Мысль народная» в романе Л.Толстого. Народ и личность — одна из главных тем романа. Картины вой­ны 1812 года. Смысл противопоставле­ния Кутузова и Наполеона. Обсужде­ние войны в романе.



Овладение приемами эмоциональнообразной выразительности. Практическое овладение ритмом, интонации стихотворений.



18

53

История молодой души (становление будущего пи­сателя).





18

54

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Глубокая и трезвая правда».


Овладение экспрессивными конструкциями со значением первых впечатлений от произведения.



19

55

Духовные искания писателя в 60-е годы XIX века.


Работа над контрастностью речевых характеристик. Построение аналитических ответов.



19

56

Рр. Сочинение-миниатюра. Первые впечатления от романа «Война и мир».


Овладение многообразием оценочных конструкций со значением источника цитаты



19

57

Особенности жанра и композиции романа «Война и мир»


Речевая деятельность





Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

20

20

5859

Путь нравственных исканий князя Андрея. Прекрасное и безобразное в жизни.



Отработка лексической точности характеристики персонажа. Овладение многообразием оценочных вводных конструкций.

Уметь выявлять авторское отношение к героям;

делать художественный пересказ с использованием оценочной лексики.


20

21

6061

Путь нравственных исканий Пьера Безухова.

«Диалектика души» и духовный поиск в романе Толстого.

Внутренний моно­лог как средство характеристики героя.

Монологические, и диалогические высказывания.



21

62

Исторические и философ­ские взгляды Толстого Изо­бражение сражений войны 1805-1807г.

Философия фатализма в творчестве Л.Н. Толстого.



Уметь сопоставлять отражение событий эпохи в романе;

развивать навыки работы с текстами.


21

63

Роль личности и народа в истории, Шенграбенское и Аустерлицкое сражение.

Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над «толпой».





22

64

Изображение патриотизма русских воинов в Бородин­ском сражении. Партизан­ская война в романе « Война и мир».

Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изо­бражении Л.Н. Толстого, ее лжепатрио­тизм и бездуховность. Идейные иска­ния Л.Н. Толстого.







Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

22

65

Образы Кутузова и Наполе­она «Нет величия там, где нет простоты, добра и прав­ды».

Разоблачение сверхчеловека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Развитие понятия «антитеза».

Работа со сравнительными характеристиками.

Уметь давать развернутые сравнительные характеристики.


22

66

Семинарское занятие «Мысль народная» и воля истории в романе «Война и мир».



Совершенствование навыков развернутой характеристики; отработка лексической точности сопоставительных конструкций для анализа характера персонажа.



23

67

Истинный героизм в изо­бражении Л. Толстого. На­род и личность. Роль народа в истории.

Правда Платона Каратаева и идея оп­рощения.





23

68

Столичное и поместное дворянство. Лжепатриотизм и бездуховность высшего света.



Составление тезисно­го плана статьи учеб­ника.

Усвоение опорной литературоведческой лексики.

Пополнение общест­венно-политической лексики.



23

69

Наташа и княжна Марья. Взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в обществе.

Нравственная сила любви в эпопее Л.Н. Толстого.

Углубление понятия «образ».





Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

24

70

Путь исканий великого художника в последние годы

жизни.






Pp. Творческая лабора­тория сочинения

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». Л.Н.Толстой – классик мировой литературы. Интерес к Тол­стому в современном мире. Человек и природа в творчестве

Л.Н. Толстого.

Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Отработка оценочной лексики со значением «видения» и «сопереживания».




Темы сочинений:

1. Смысловая антитеза «войны и мира» в романе Л.Н.Толстого.

2. Разоблачение сверхчеловека в романах Достоевского и Толстого.

3. Поиск «внутреннего» человека в романе Л.Толстого «Война и мир».

4. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

5. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (по роману Л.Н.Толстого)

6. Нравственная сила любви в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».




Ф.М.Достоевский






24

71

Очерк жизни и творчества.

Очерк жизни и творчества писателя. Сложность судьбы. Основные мотивы произведений. Нравственная проблематика, философская глубина творче­ства. Полемическая направленность многих произведений Достоевского.





24

72

История создания, сюжет, композиция, жанр, пробле­матика романа «Преступле­ние и наказание».

Понятие о нравственно-психологическом романе.

Овладение оценочной лексикой психологического характера.





Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

25

73

Многоплановость и слож­ность социального конфлик­та в романе.

Роман «Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безыс­ходности жизни обездоленных людей в мире зла.





25

74

Петербург Ф.М. Достоев­ского (по роману «Преступление и наказание»)

Боль за человека – основа авторской позиции в романе.

Полифонизм романов Достоевского.

Отрывок из романа «Преступление и наказание» (на выбор учащихся).



25

75

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории, причины

ее крушения.

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его тео­рии и причины ее крушения. Проблемы личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.





26

76

«Двойники» Раскольникова и их художественная роль в романе.

«Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов). Их роль в романе. Пейзаж в романе.



Уметь давать развернутую характеристику с использованием оценочной лексики.


26

77

«Антиподы» Раскольникова и их художественная роль в романе.







Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

26

78

«Униженные и всеми отвергнутые партии общества»

Жизнь в романе «Преступление и наказание»





27

79

Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?

Образ Родиона Раскольникова. Идея смирения в романе «Преступление и наказание».





27

80

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой.

Понимание любви в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».





27

81

Полифонизм романа

Ф.М. Достоевского.


Групповая работа. Значение эпилога в идейном содержании романа.

Поединок социальных, философских и нравственных идей в романе.

Понятие о нравственно-психологическом романе.




28

82

Ф.М. Достоевский и современность


Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Семинарское занятие.



Темы сочинений:

1.Теория Раскольникова в русле общественных настроений 60-х годов.

2.Смысл композиции романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

3.«Униженные и оскорбленные» в романе Ф.М. Достоевского.

4.Наказание как путь к покорению героя Ф.М. Достоевского.

5.Очерк петербургской жизни в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.




Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние



Н.С. Лесков






28

83

Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы».

Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Формы повествования.




28

84

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Аргументация оценочных суждений. Создание индивидуальных характеристик.

Знать особенности фольклорного начала в повествовании.


29

85

Поэтика названия повести «Очарованный странник» (практикум)


Понятие о стилизации.






А.П.Чехов






29

86

A.П. Чехов – человек и писатель.

Жизненный и творческий путь писа­теля.





29

87

«Записные книжки»

А.П. Чехова. Ранние рассказы.

Ранние юмористические рассказы Че­хова, своеобразие тематики и стиля.

Углубление понятия о рассказе.




30

88

«…Глухая тоска небытия». Поздние рассказы

А.П. Чехова.

Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рас­сказах. Отношение автора к своим ге­роям.

Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.






Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

30

89

Рассказы «Ионыч», «Невеста» и русская действительность XIX века.

Новаторство Чехова в изображении природы и ее связи с человеком (внимание к детали «импрессионизм», философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни). Тема невнимания к природе. Оскудение ее и одновременного оскудения нравственного мира человека. Противопоставление пошлости обывательского существования великолепию и красоте природы («Дама с собачкой»).

«Вишневый сад». Основная тема пьесы — тема уходящего мира. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желанием и реальностью, их осуществление – основа

конфликта пьесы. Символический смысл названия пьесы. Отношение автора к своим героям. Гуманизм А.П.Чехова.


Использование изобразительных средств языка в монологической речи.



30

90

Театры

А.П. Чехова. История создания «Вишневого сада».


Действующие лица и автор.

Композиция и стилистика пьес.



Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов.

Пересказ и аналитический рассказ узловых сцен и эпизодов комедии.

Проследить, как раскрывается в пьесе общечеловеческая проблематика.


31

91

«Владеть живыми душами – видь это переродило всех вас» (старые хозяева)

Сочетание лирики и комизма.

Отработка точности словоупотребления при характеристике персонажа.



31

92

«Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…» («Новый хозяин?» Лопахин в комедии)

Понятие о лирической комедии.




31

93

«Человечество идет к высшей правде…» изображение будущего в комедии «Вишневый сад»

Своеобразие стиля Чехова – прозаика и драматурга. Роль художественной детали.




Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние



Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Темы сочинений:

1.Патология футлярной жизни в рассказах А.П. Чехова.

2.Пошлость жизни в рассказах А.П.Чехова.

3.Образ обывателя в ручкой литературе (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов).

4.«Вишневый сад» как трагикомедия.

5.«Потерянные» герои в пьесе А.П.Чехова.




Коста Хетагуров






32

94

Жизнь и творчество осетинского поэта.






32

95

Стихотворение из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа.

Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.


Уметь делать сравнительный анализ стихотворений К. Хетагурова и А.Н.Некрасова.




Зарубежная литература






32

96

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.

Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Углубление понятия «романтизм».


Уметь давать характеристику литературным направлениям;

знать их особенности.




Ги де Мопассан






33

97

Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях.


Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье. Сочетание в них значительного и мелкого.


Особенности жанра новеллы.






Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

33

98

Мастерство композиции новеллы «Ожерелье».



Влияние творчества Мопассана на русских писателей.

Неожиданность развязки.

Углубление понятий «композиции», «эпилог», «кульминация», «развязка».






Генрик Ибсен






33

99

Слово о писателе.



Проблема социального неравенства и права женщины в драме «Кукольный дом».


«Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Жизненный и творческий путь.


Жизнь – игра и

героиня – кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль есте6ственная и мораль ложная.




Психологическая драма.






Артюр Рембо






34

100

Слово о писателе.


«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем закосневшим.

Жизненный и творческий путь.

Склонность к деформации образа к смешению пропорций, стиранию граней между реальным и воображаемым.

Развитие понятия символизм.

Символизм стихотворений Рембо. Своеобразие поэтического языка.





Неделя

Тема урока

Изучаемый материал (знания по литературе)

Теория литературы


Речевая деятельность


Результаты обучения

Дом. зада­ние

34

101

Национальное своеобразие русской классической литературы и ее исторические корни.






34

102

Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения.







Свежие документы:  Программа факультативного курса "Химия для восьмиклассников" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: