Программа факультативного курса «Химия для восьмиклассников» 8 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Г.Зимы Иркутской области












ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ

В 8 КЛАССЕ

«ХИМИЯ ДЛЯ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ»








подготовила

учитель химии

Шептунова Елена Викторовна
























Г.Зима

2013

Пояснительная записка


Актуальность темы

Для успешного решения задач, поставленных перед школой, необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и умений и, с другой – создать условия для углубленного изучения школьного курса химии для учащихся, проявляющих склонность и интерес к химии. Факультативный курс ставит своей задачей полнее, чем в основном курсе химии, отражать современное состояние химической науки. Факультативный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико – материалистического и научного мировоззрения учащихся.

Факультатив повышенного уровня следует за соответствующими темами основного курса химии и углубляет его содержание.


Новизна:

Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры. Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, и выполнения практических работ, а именно задачи и практические работы обеспечивают закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы. Решению этой задачи может способствовать предлагаемая программа факультативного курса «Химия для восьмиклассников», который предусматривает небольшое, доступное для учащихся 8 – го класса углубленное изучение материала.


Методологическое положение

Факультативный курс «Химия для восьмиклассников» является адаптированным. В основу разработки данного факультативного курса положены основные теоретические идеи следующих программ: авторская программа факультативного курса «Химия в задачах и упражнениях» 8 класс, составитель Аксенова Е.Н., программа Факультативные курсы сборник №2 издательства «Просвещение», 1990 год.

Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

Задачи курса:

1. обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;

2. отработать навыки решения простейших задач;

3.начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;

4. подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

Факультативный курс «Химия для восьмиклассников» рассчитан на 35 часов (1 час резервного времени). Факультативный курс предусматривает теоретическую, практическую часть, а также решение задач. Практическая часть связана с теоретическим материалом, изучаемым в курсе химии.

Форма обучения:

  1. Фронтальная.

  2. Индивидуальная.

  3. Групповая.

Методы обучения:

  1. Словесный (беседа, лекции, рефераты).

  2. Наглядный (П/Р).

  3. Практический (решение задач).

Ожидаемые результаты:

  • Успешное обучение в последующих классах;

  • Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;

  • Умение проводить простейшие расчёты;

  • Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;

  • Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

Учащиеся должны знать:

  1. Валентность и с.о. атомов элементов.

  2. Признаки протекания химических реакций.

  3. Классификацию неорганических веществ и их химические свойства.

  4. Основные способы решения задач.

  5. Применение теоретических знаний на практике.

Учащиеся должны уметь:

  1. Планировать и проводить эксперимент.

  2. Решать задачи.

  3. Работать с основной и дополнительной литературой.

  4. Писать рефераты.

  5. Работать в группах.

Система оценивания.

Предусматривается безотметочная система оценивания.




Структура курса. (линейная)

Модуль 1: Введение.

Овладение знаниями о сущности химии, основных ее понятиях.

Модуль 2: Важнейшие химические понятия.

Овладение знаниями о веществе, знаках химических элементов, химических формулах, с.о., валентности, химических реакциях, физические явления. Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества по формулам. Решение упражнений по составлению химических формул с использованием валентности, определение с.о. элементов.

Модуль 3: Количество вещества.

Овладение знаниями о количестве вещества, молярном объеме газа. Решение расчетных задач.

Модуль 6: Уравнение химических реакций.

Овладение знаниями о химических реакциях, типах химических реакций, законе сохранения массы вещества. Экзо – эндотермические реакции. Реакция горения. Решение расчетных задач по химическим уравнениям.

Модуль 7: Химическая кинетика и химическое равновесие.

Овладение знаниями о скорости химической реакции, химическом равновесии, термохимическом уравнении. Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач. Решение упражнений.

Модуль 8: Растворы.

Овладение знаниями о растворах, кристаллогидратах, коэффициенте растворимости, кривой растворимости. Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач.

Модуль 9: Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.

Овладение знаний о ТЭД, ионных уравнениях, классах неорганических соединений и классификации, и свойствах. Применение теоретических знаний на практике. Решение упражнений. Решение расчетных задач.

Модуль 10: Итоговое занятие.

Закрепление, проверка полученных знаний учащихся. Проведение олимпиады.






Содержание курса


Часть 1. Введение (1 час)

Цель: Сформировать знания учащихся о химии, ее задачах, основных понятиях.

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Основные этапы в истории развития химии.


Часть 2 Важнейшие химические понятия. (6 часов)

Цель: Сформировать знания о физических и химических явлениях. Дать понятие валентность, степень окисления. Научить учащихся составлять химические формулы используя понятие валентность. Познакомить учащихся с относительной молекулярной массой. Закрепить полученные знания практически.

Валентность переменная и постоянная. Степень окисления. Физические явления. Химические явления (химическая реакция). Относительная молекулярная масса. ПР «Примеры физических явлений», «Химические явления».

Решение задач: «Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формулам».

Решение упражнений: «Составление химической формулы по валентности», «Нахождение с.о. каждого элемента в веществе».


Часть 3 Количество вещества. (5 часов)

Цель: Сформировать знания учащихся о количестве вещества, молярном объеме газа. Научить учащихся решать задачи с использованием химических формул.

Количество вещества, молярный объем вещества. Решение расчетных задач.


Часть 4: Уравнения химических реакций. (6 часов)

Цель: Сформировать знания о химических реакций, признаках, типах химических реакций. Научить учащихся составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты. Научить учащихся производить расчеты по химическим уравнениям.

Химические реакции, уравнения. Закон сохранения массы вещества. Коэффициенты.

Типы химических реакций. Расчеты по химических уравнениям.

Решение расчетных задач по химическим уравнениям.


Часть 5: Химическая кинетика и химическое равновесие. (6 часов)

Цель: Сформировать знания учащихся о скорости химической реакции, факторах, вызывающие смещение равновесия. Познакомить учащихся с термохимическим уравнением. Научить учащихся производить расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Катализатор. Правило Вант – Гоффа. Обратимые и необратимые химические процессы. Химическое равновесие. Принцип Ле – Шателье. Факторы, вызывающие смещение равновесия. Термохимические уравнения, расчеты по термохимическим уравнениям.

ПР «Изучение зависимости скорости реакции от концентрации и температуры», «Разложение пероксида водорода под действие оксида марганца (IV)». Решение расчетных задач.


Часть 6: Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД. (10 часов)

Цель: Сформировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений в свете ТЭД.

ТЭД, ионные уравнения, оксиды классификация, номенклатура, свойства, основания классификация, свойства, кислоты классификация, свойства, соли классификация, номенклатура, свойства. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

ПР « Решение экспериментальных задач». Решение расчетных задач.


Часть 7: Итоговое занятие. (1 час)

Цель: Закрепить, систематизировать полученные знания учащихся.

Проведение олимпиады.




Выводы:

Содержание факультативного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения. Каждая тема содержит теоретический материал, а также практический и предусматривает решение задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Учащиеся будут получать опережающие задания по теме предстоящего занятия. Это делается для того, чтобы учитель не тратил время на объяснение новой темы. На каждом занятии планируется организация самостоятельной работы школьников под руководством преподавателя. Фронтально будут поясняться только отдельные наиболее сложные части теоретического материала, а при индивидуальной работе — те аспекты содержания, которые не понял кто-то из учащихся. При проведении занятий вероятнее всего будет не хватать иллюстрационного материала (демонстраций, опытов). С этой целью целесообразно в качестве пособий при подготовке к занятиям использовать, анимации и рисунки с компьютерных дисков, либо из Интернета. Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокие знания по предмету.






















Тематическое планирование факультативного курса «Химия для восьмиклассников»

(1 час в неделю; всего 35 часов; 1 час резервного времени).

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Дата


Введение

1



1.

Что изучает химия.

1

беседа



Важнейшие химические понятия.

6



1

Просты и сложные вещества. Химические формулы. Валентность и степень окисления.

1

Рассказ учителя, выступления учащихся с рефератами, просмотр слайдов.


2

Относительная молекулярная масса.

1

Решение упражнений.


3

Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.

1

Выступление учащихся с рефератами, ЛР.


4

ПР «Физические явления», «Химические явления».

1

Выполнение ПР


5

Решение упражнений.

1

Индивидуальная работа с учащимися.


6

Решение расчетных задач «Вычисление относительной молекулярной массы».

1

Индивидуальная работа с учащимися.



Количество вещества.

6



1

Количество вещества.

2

Объяснение учителя, просмотр слайдов, решение задач.


3

Молярный объем газа.

2

Объяснение учителя, просмотр слайдов, решение задач.


5

Решение задач.

2

Решение задач с использованием компьютера. Урок — игра



Уравнение химических реакций.

5



1

Химические реакции. Химические уравнения. Закон сохранения массы вещества.

1

Защита рефератов учащимися. Объяснение учителя.


2

Типы химических реакций.

1

Урок – семинар.


3

Расчеты по химическим уравнениям.

1

Объяснения учителя.


4

Решение расчетных задач.

2

Решение задач с помощью компьютера.



Химическая кинетика и химическое равновесие.

6



1

Скорость химических реакций. ПР «Изучение зависимости

скорости реакций от концентрации и температуры», «Разложение пероксида водорода под действием оксида марганца (IV).

1

Урок – исследование с использованием П/Р.


2

Факторы влияющие на скорость химической реакции.

1

Урок — семинар


3

Химическое равновесие. Принцип Ле – Шателье. Факторы вызывающие смещение равновесия.

1

Объяснения учителя.


4

Термохимические уравнения, расчеты по термохимическим уравнениям.

1

Объяснения учителя.


5

Решение расчетных задач.

2

Решение задач с помощью компьютера.



Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.

10



1

ТЭД. Ионные уравнения.

1

Объяснения учителя.


2

Оксиды. Классификация, номенклатура. Св-ва.

1

Лекция с элементами объяснения.


3

Основания. Классификация, номенклатура, св-ва.

1

Лекция с элементами объяснения.


4

Кислоты. Классификация, св-ва.

1

Лекция с элементами объяснения.


5

Соли. Классификация, номенклатура, св-ва.

1

Лекция с элементами объяснения.


7

Генетическая связь м/у классами неорганических соединений.

1

Объяснения учителя.


9

П/Р «Решение экспериментальных задач».

1

Выполнение П/Р.


10

Решение упражнений и расчетных задач.

2

Индивидуальная работа с учащимися. Решение задач, тестирование с помощью компьютера.



Итоговое занятие.

1



1

Олимпиада.

1

Проведение олимпиады.





















































Учебно – методическое обеспечение


    1. дидактические материалы

    2. темы рефератов

А) История открытия законов сохранения массы вещества.

Б) История исследования атомных реакций.

В) Применение ядерных реакций человеком.

Г) Химические элементы в организме человека и животных.

Д) Значение всех типов химических реакций в реальной жизни, в ее богатстве и разнообразии.

Е) Становление понятий о химическом элементе.

Ж) Катализ и каталитические реакции.

И) Химические вещества, используемые в архитектуре.

К) Много ли соли в солянках страны?


    1. список литературы для учителя

1. Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и история. Москва. Из-во. «Дрофа». 2005 г.

2. Асадник В.Н. Неорганическая химия. Блок – схемы, таблицы, формулы. Минск. Из-во

«Книжный дом». 2006 г.

3. Егоров А.С. Химия новое учебное пособие. Ростов – на Дону. Из-во «Феникс» 2004 г.

4.Еремин В.В. Сборник упражнений и задач по химии. Москва Из-во «Экзамен», 2007 г.

5. Марчук И.Г. Система практических работ и заданий на уроках химии. Волгоград. Из-во «Панорама». 2006 г.

6.Некрашевич И.В. Школьный репетитор химия 8-11 класс. Москва. Из-во «Питер»2007 г.

7. Тулина Н.И. Практикум по общей химии. Волгоград. Из-во «Учитель». 2006 г.

8. Электронные учебники:

А) Мультимедийное учебное пособие нового образца. Химия для 8 – го класса.

Б) Мультимедийная обучающая система. Химия для 8-11 класс.

В) Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия.

Г) Тесты. Химия.


    1. список литературы для учащихся.

  1. Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. Ростов – на Дону. Из-во. «Феникс». 2000.

  2. Егоров А.С. Химия новое учебное пособие. Ростов – на – Дону. Из-во. «Феникс». 2004 г.

  3. Пышнограев И.В. Химия справочник школьника. Москва. Из-во «Слово». 1997г.

  4. Энциклопедия по химии.















Список использованной литературы

  1. Факультативный курс. «Химия в задачах и упражнениях». 8 класс /авт. – Аксенова Е.Н.

  2. Факультативный курс. Химия для 8 – го класса. Программа по химии. Москва Из-во «Просвещение», 1992 год.

  3. Факультативный курс. Химия для 8 – го класса. Программа по химии сборник №2. Москва Из-во «Просвещение» 1990 год.



Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Окислительные свойства азотной кислоты"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: