ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Иносказательная изобразительность и выразительность слов»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3г.Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«Иносказательная изобразительность и выразительность слов»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Панасюк Ольга Михайловна







г. Козьмодемьянск
2013

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Иносказательная изобразительность и выразительность слов»


Этапы, фазы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Способы коммуникации

I. Подготовительный этап


1.1.  Формирование творческих групп:


1.2.   
I группа:
Тропы. Метафора. Сравнение. Иносказательность художественной речи.
II группа:
Словесно-предметная изобразительность.
III группа:
Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.
 
IV группа:
Поэтическая фонетика.

До начала урока учащиеся делятся на  группы: берут в произвольном порядке карточки с названием средства художественной выразительности, определяют принадлежность его к какой-либо группе. Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся – инофоны были распределены равномерно в разные группы.

Учащиеся объединяются в группы.

Под руководством учителя на уроке

Слово учителя, диалог


1.2.Проверка домашнего задания
 
 Повторение необходимого теоретического материала

Учащимся предлагается  вспомнить теоретический материал по теме урока, который они повторяли дома,  занять места в соответствии с полученной на входе карточкой. Также нужно было подобрать из текстов предложенных стихотворений (любых, по желанию учащегося), размещенных на портале  https://inofon.rusobr.ru/, отрывки с примерами различных тропов, средств выразительности, стилистических фигур

 
Учитель помогает вспомнить основные тропы, средства выразительности, стилистические фигуры, обращаясь  к презентации

Учащиеся выясняют в группах,  все ли сидят на своих местах, то есть каждая ли полученная карточка соответствует названию группы, тем самым проверяется знание теоретического материала по теме урока.
 
Учащиеся совместно с учителем  повторяют теоретический материал, необходимый для последующей работы над проектами

Под руководством учителя на уроке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Под руководством учителя на уроке
 

Беседа, опрос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Беседа
Презентация, подготовленная учителем


1.3. Выбор темы, определение замысла проекта, целей, задач

На данном этапе возможен переход из одной группы в другую по интересам. Учитель участвует в обсуждении.

Учащиеся определяются с выбором группы

Под руководством учителя на уроке

Беседа


1.4. Выдвижение целей и задач, знакомство с материалом для исследования.
Цели:
1)сформировать представление
о системе средств художественной выразительности в русском языке;
2) развить навыки «узнавания» и употребления средств художественной выразительности в речи;
3) прочувствовать настроения пейзажной лирики различных поэтов, исполнить стихотворения под музыкальное сопровождение.
Материал для исследования:
Словесно-предметная изобразительность.
а)
Олицетворение.
· И. Анненский «Старая шарманка»
· В. Брюсов «Зимние дымы», «Городу»
· К. Бальмонт «Как я пишу стихи»
· И. Бунин «Когда на тёмный город сходит:»Таинственно шумит лесная тишина:»»Багряная печальная луна:»
С. Есенин «Я — пастух, мои палаты:»
«Запели тёсаные дроги:..сходит.»
«О красном вечере задумалась дорога:» «Осень»

Н. Клюев «Растрепало солнце волосы:»
б)
Образный параллелизм.
И. Бунин «Седое небо надо мной:»

Ф. Сологуб «На серой куче сора:»
·М. Цветаева «Ошибка»

· Н. Клюев «Дымно и тесно в избе»
И. Анненский «Свечка гаснет»
·В. Ходасевич «Путём зерна», «Ласточки»
·В. Брюсов «И небо, и серое море:»
в) Образы символы. Многозначность их эмоционального осмысления.
·К. Бальмонт «Белый лебедь», «Осенний лес»
·И. Анненский «Миражи», «Офорт»
·А. Ахматова «Венеция»
·И. Северянин «Мороженное из сирени», «Увертюра», «Янтарная элегия»
·В. Ходасевич «Цветку Ивановой ночи»
·З. Гиппиус «Всё кругом»
г) Гипербола.
·К. Бальмонт «Наш царь — Мукден»
·Н. Гумилёв «Слово»
·З. Гиппиус «Всё кругом»
Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.
1) Речевая интонация. Паузы. Мелодия речи. Акценты. Темп.
·И. Бунин «Костёр»
·К. Бальмонт «Ты здесь»
Н. Гумилёв «Волшебная скрипка»
·И. Северянин «Это было у моря:»
·»Увертюра», «Все говорят об одном»
· М. Цветаева «Бессонница», «Генералам 12-го года»
2) Художественный синтаксис
а) Эпитеты.
·И. Анненский «Снег», «Сизый закат»
·К. Бальмонт «Ковыль»
·В. Брюсов «Снежная Россия», «Месяца свет электрический:», «Приветствие»
А. Блок «Рождённые в года глухие:»
·И .Бунин «Не видно птиц:», «Когда на тёмный город сходит:», «Родина»
·З. Гиппиус «Всё кругом»
· В. Ходасевич «Зимой»
·И. Северянин «Ноктюрн»
б) Словесные повторы. Анафора. Эпифора. Рефрен. Синтаксическая тавтология. Словесная градация.
·И. Анненский «Снег»
·А. Ахматова «Сегодня мне письма не принесли:»
·К. Бальмонт «Я мечтаю ловил уходящие тени:»,
·»Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце:»
А. Блок «О я хочу безумно жить:»
·В. Брюсов «Вдоль моря»
· И. Бунин «Рыжими иголками:»
· З. Гиппиус «Песня», «Если»
· Н. Гумилёв «У меня не живут цветы:»
·С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом:»
·М. Кузьмин «Нынче праздник, пахнет мята:»
·В. Маяковский «Левый март»
·Д. Мережковский «Март»
И. Северянин «Кензель», «В блесткой тьме», «Эпилог»
·М. Цветаева «Ох, Грибок ты мой, грибочек:»
·В. Ходасевич «В тихом сердце — едкий пепел:»
в) Словесная антитеза.
А. Блок «Незнакомка», «О я хочу безумно жить:», «Заклятие огнём и мраком»
·В. Брюсов «Родной язык», «Городу»
·М. Волошин «Заклинание»
· Н. Гумилев «Это было не раз»
· И. Северянин «В блесткой тьме»
·»Вернуть любовь», «Моя Россия»
·М. Цветаева «Благословляю ежедневный труд:», «Я счастлива жить образцово и просто:»
г) Инверсия. Логика строки.
К. Бальмонт «Зарождающаяся жизнь»
·М. Цветаева «Настанет день, печальный, говорят:», «А над равниной:», «В мешок и воду — подвиг доблестный»
д) Эмоционально-риторические интонации: риторические вопросы, восклицания, обращения (оттенки пожелания, отрицания, уступления, сентенции, недоговорённости)
·И. Анненский «Смычок и струны»
·К. Бальмонт «Для чего звучишь ты, рог пастуший:»
·В. Брюсов «Туманные ночи», «У земли»
И. Бунин «Отчего ты печальна, вечернее небо:»
С. Есенин «О верю, верю, счастье есть:», «Иорданская голубица»
Н. Клюев «Я пришёл к тебе, сир — дремучий бор:»
В. Соловьёв «Я озарен осеннею улыбкой:
А. Ахматова «Высоко в небе облачко серело:»
Поэтическая фонетика.
Ассонанс. Аллитерация. Звуковая изобразительность. Звуки и ощущения
.
К. Бальмонт «Песня без слов», «Чёлн томленья», «Кружево»
· А. Белый «Солнце», «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Родине»
·А. Блок «О весна, без конца и без края»
З. Гиппиус «Свет»
·С. Есенин «с добрым утром!»
·Б. Пастернак «Зимняя ночь»
·Ф. Сологуб «Неживая, неживая, полевая:»
М. Цветаева «Август — астры», «Бузина»
· В. Брюсов «Усталость», «То меже», «Лик медузы»

Учитель знакомит учащихся с целью проекта, стихотворениями для анализа, предлагает группам выполнить задания:
Iгруппа:
«Тропы»:

1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами https://inofon.rusobr.ru/  и стихотворениями   (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2)подобрать примеры употребления различных тропов; 3)подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций.
IIгруппа:
«Стилистические фигуры»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами https://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями  (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.);  2) подобрать примеры употребления стилистических фигур;  3) подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций.
IIIгруппа:
«Синтаксические средства художественной выразительности»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами https://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями  (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2) подобрать примеры употребления синтаксических средств художественной выразительности; 3) подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций.

Учащиеся  рассматривают предложенные задания, участвуют в обсуждении.

Под руководством учителя

Раздаточный материал, обсуждение. Обращение к материалам портала https://inofon.rusobr.ru/

II. Этап реализации (выполнения) проекта


2.1. Определение ресурсов, выбор / определение своей роли и места в проекте

Учитель консультирует, корректирует, организует ситуацию учебного диалога. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Учащиеся рассматривают материал. Сбор, систематизация и анализ материала, составление тезисов.

Самостоятельная внеаудиторная работа, групповая

Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение)


2.2. Выбор метода

Учитель направляет учащихся, предлагает необходимую информацию, консультирует, координирует.

Учащиеся выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы.

Самостоятельная работа, групповая

Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение)


2.3. Работа учащихся над заданиями проекта

Учитель консультирует, координирует, направляет. Выступает в роли участника (в разных ролях).

Учащиеся изучают факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют наработанный материал.

Самостоятельная работа, групповая

Конспект, подбор цитат, иллюстраций, оформление презентаций


2.4. Оформление полученного творческого продукта / текста

Учитель консультирует, координирует, выступает в роли наблюдателя.

Учащиеся в мини-группах оформляют полученный материал. Представляют его учителю (для консультаций)

Самостоятельная работа, групповая

Тезисы, презентация и т.п.

III. Этап индивидуальной презентации или презентации в мини-группе


3.1. Подготовка презентации

Учитель проводит проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты.

Помогает соединить собранный материал в систему, корректирует план и стиль проекта каждой группы.

Учащиеся в группе представляют свой проект. Анализ литературы, составление списка ссылок

Консультация под руководством учителя

Публичное выступление сообщение, сообщение с презентацией, видеоролик


3.2. Выступление


3.3. Корректировка материалов

IV. Этап публичной защиты проекта


4.1. Защита проекта

Учитель и учащиеся выступают в роли экспертов.

Учащиеся представляют конечный продукт своей работы

На уроке  под руководством учителя

Публичное выступление сообщение, сообщение с презентацией, видеоролик

V. Этап рефлексии


5.1. Анализ результатов

Учитель подводит итоги защиты проектов, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети понятии свои удачи / неудачи, приняли свои / чужие победы
 

Учащиеся анализируют свое выступление и выступления товарищей по классу, оценивают свою роль в процессе создания проекта

На уроке  под руководством учителя

Анализ, самоанализ, диалог, комментарий

VI. Этап подведения итогов


5.1. Составление тематического портфолио

Учитель выступает в роли консультанта

Учащиеся представляют оформленные проекты

Внеаудиторная работа

Тематическое электронное портфолио


Вложение

Размер





Панасюк О.М.Презентация Microsoft Office PowerPoint.rar

78.66 КБ




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Тема войны в творчестве Якуба Занкиева"



Список использованной литературы

  • Анненский .И. Книги отражений. М., Наука, 1979. С.147.

  • Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. — М.: «Наука», 1994.

  • Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. — М., 1984.

  • Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. — 3-е издание. — М.: «Просвещение», 1997.

  • Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М.: «Дрофа», 1998.

  • Русский сонет. Первая четверть 20 в. (сост., авт. Вступ. Ст. Ю. Линник; худож. Н. Брюханов). — Петрозаводск: «Карелия», 1991.

  • Урбан А. Стихи-собеседники: Очерки. — Л.: «Детская литература», 1978.

  • Шлегель Ф. Идеи. Разговор о поэзии. Фрагменты по литературе и поэзии. История древней и новой литературы.

  • Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: «Педагогика», 1988.

  • Эткинд Е. Разговор о стихах. — М.: «Детская литература», 1970.

  • Нефагина Л.Г «Поиски новых путей» в книге «Русская проза второй половины 80-х — 90 гг. ХХ века М., 1990. С.197-198
    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • Каталог: Историко-литературное издание

litcatalog.al.ru/

  • Лаборатория сетевой литературы: Сетевая словесность

www.litera.ru/slova

  • Русские писатели и поэты. Образовательный сайт

writerstob.narod.ru/

  • Русский Журнал

www.russ.ru/


        
https://inofon.rusobr.ru/









 

 

 

 

 

 




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: