Тема: «Виды предложений по интонации» 3 класс


Алтуева А.Б.

учитель начальных классов

г.Нальчик



Тема: «Виды предложений по интонации».

Цели:

  • формировать представления о видах предложений по цели интонации;

  • развивать умение более осознанно использовать предложения разных видов в своей речи, вслушиваться в интонацию, строить предложения, расширяя речевой опыт учащихся;

  • формировать пунктуационную зоркость;

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

-Ребята, пока вас не было, к нам приходил гость. А кто это был, догадайтесь сами, отгадав загадку:

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник – Медвежонок …

-Он оставил для вас конверт с посланием, очень торопился и успел только сказать: «Письмо прислали из страны Синтаксис. Я уверен, что вы во всём разберетесь»

-Кто живёт в этой стране?

-Что мы знаем о предложениях?

-Как вы думаете, что же нам предстоит сегодня на уроке ?

(Узнать еще что-то новое о видах предложений.)

-Что вы для этого вы должны будете сделать?

(Во- первых, понять, что еще не знаем о предложении.

Во — вторых, попытаться самим открыть новое.)

Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Послушайте загадку.

Я потерял свой хвостик.

И жив едва-едва.

Понуро я гуляю

По берегу ручья.

Никто-никто не знает,

Куда дел хвостик я.



— Кто же это? (Иа)

— Как называется сказка, героями, которой являются Винни-Пух и Иа ?

— Кто ее написал?

— С кем в сказке ещё дружит Винни-Пух ?

-Запишите предложение о Винни-Пухе.

Винни-Пух очень любит мёд.

Какое это предложение по цели высказывания? (Повествовательное.) Укажите в скобках.

— Докажите. (В нем содержится сообщение.)

— Запишите следующее предложение.

Кто помог Иа найти хвост?

— Определите вид этого предложения по цели высказывания, укажите в скобках.

— Докажите. (Содержится вопрос.)

-Запишите предложение.

Не трогайте меня, я вовсе не медведь, а тучка.

-Какое это предложение по цели высказывания? (Побудительное).

-Докажите. (Выражена просьба.)

— Какие же виды предложений по цели высказывания вы знаете?

В чем вы сейчас упражнялись? (В умении определять виды предложений, а также в объяснении условия своего выбора).

Следующее задание — на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель)

Задание на карточках.

Прочитайте это предложение про себя и поставьте знак препинания в конце предложения.

-Пятачок, стреляй в шарик

— С какой интонацией вы произнесли? (Спокойно.)

— А как ещё можно произнести это предложение?

(С особым чувством.)

— Теперь прочитайте, как Винни-Пух, ведь он очень боялся пчёл:

Винни-Пух испуганно держался за шарик и кричал во всё горло:

«Пятачок, Пятачок! Это неправильные пчёлы, и у них неправильный мёд! Пятачок, стреляй в шарик!»

Запишите это предложение в тетрадь.

— В чем различие записанных предложений?

(Мы произносим их по-разному, с разными чувствами.)

-У вас получились разные знаки в конце предложения.

-Каким эталоном вы пользовались? (Эталона нет)



Физминутка (презентация)

multyashki-2228.gif

3. Выявление места и причины затруднения.

Какая трудность у вас возникла во время работы? (Мы не смогди обосновать выбор знака в конце предложения)

(Чтение предложений с разной интонацией. Какой знак поставить в конце предложении.)

— Почему? (Не все знаем способ постановки знака в конце таких предложении, о знаках препинания в конце предложения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Как же быть? Что вы предлагаете?

— Какую цель в начале урока мы ставим? (Узнать что – то новое о предложении.)

— Значит, какая тема урока? (Виды предложений по интонации)

-Что вы уже знаете о предложении, то что вы повторили?

-Работать вы будете в группах по плану, который из заданных блоков вы должны составить сами.

5. Реализация построенного проекта.



Работа в группах. Задание даётся отдельно каждой группе.

1.Составить блок-схему

Предложения, которые произносятся с чувством радости, страха, удивления, это восклицательные предложения. В конце ставится восклицательный знак.





Предложения, в которых не выражаются чувства — это невосклицательные предложения.

2. Составить алгоритм оформления предложения на письме.

(Ученики формулируют правила, а учитель моделирует на доске алгоритм )

Для того чтобы правильно записать предложение, надо:

прочитать предложение;

определить цель высказывания предложения и его эмоциональную окраску;

записать предложение с заглавной буквы;

поставить нужный знак в конце предложения;

проверить правильность написания предложения.



— Сравните эти предложения:

Пятачок, стреляй в шарик.

Пятачок, стреляй в шарик!

— В чём схожесть? (Побудительные предложения.) Почему?

— В чем отличие? (Знаки препинания в конце предложений.)

— Значит, читать их нужно по — разному.

Предложения бывают разными не только по тому, с какой целью мы говорим, но и по тому, как мы это произносим, спокойно или с особым чувством (интонацией).



6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какой следующий шаг?

(Потренироваться в записи предложений, используя новые знания.)

— Работаем в парах. Потренируйтесь в чтении предложений так, как требуют знаки препинания.

Вкусный мёд делают пчёлы.

Вкусный мёд делают пчёлы!

Вкусный мёд делают пчёлы?

-Запишите только восклицательные предложения.

— Каким является каждое из предложений по цели высказывания и по интонации?

— Сумели вы справиться с затруднением? (Да.)

— Как вы можете себя проверить?

— Найдите правило в учебнике. (Один ученик читает правило вслух.)

— Начинаем работать все вместе.

-Какой следующий шаг вашей работы?

(Написать самостоятельную работу, проверить себя.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Пришло время проверить ваше умение определять виды предложений по интонации, постановку знаков препинания в конце предложения.

Спишите, вставив пропущенные орфограммы, знаки препинания в конце предложений.


Зачем грустите вы, друзья

Давайте прыгать вместе.

См..яться вес…ло, как я,

Намного интересней.

Грус..неть, мрачнеть день ото дня —

Немыслимая скука!

Скачите вес..ло, как я,

Жизнь – радос…ная штука

После выполнения задания учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки и оценивают работу.

— Какими по интонации были все предложения Тигры? Почему?

— Какие предложения, сказанные Тигрой, побудительные?

А какие повествовательные?

8.Включенение в систему знаний и повторение.

Прочитайте стихотворение:

Как жить мне, Пятачку…

Ведь всё во мне дрожит.

За мною по пятам

Мой страх всегда бежит.

Куда деваться мне….

Где спрятаться в лесу…

Ведь я всегда с собой,

С собой его несу…


-Каких предложений больше восклицательных или невосклицательных?

-Можете сразу ответить на вопрос? (Нет.) Почему?

-Что будете делать? Проверим по алгоритму рассуждения.

— Выполните задание.

9. Рефлексия.

Какую цель ставили на уроке?-

— Что этот урок дал вам?

— Чем показался интересным?

-Над чем заставил задуматься?

— Кто остался доволен собой?

— Оцените свою работу на уроке!

Домашнее задание.

— Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по цели высказывания и интонации.





Свежие документы:  Конспект урока-исследования рассказов А.П.Платонова "Для чего я живу на земле?" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: