Урок литературного краеведения для 4 класса по творчеству «Л.Лапцуя «Песнь моя – моей земле»


Ладикова Любовь Павловна, учитель начальных классов

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Школа – интернат среднего (полного) общего образования»

Пуровского района Ямало — Ненецкого АО


Урок литературного краеведения

Тема: «Песнь моя – моей земле» по творчеству Л.Лапцуя


4 класс УМК «Школа России»


Цели: — приобщение учащихся к миру поэзии Леонида Лапцуя;

— развитие образного восприятия поэтических произведений.

Задачи:

образовательные: — познакомить с жизнью и творчеством поэта Л.Лапцуя; совершенствовать технику выразительного чтения; учиться анализировать используемые автором средства языковой выразительности.

воспитательные: воспитание любви к малой родине, бережного отношения к природе

развивающие: развивать творческое мышление, воображение, речь. Развивать умение отобразить впечатление от прочитанных стихов в творческих работах.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.


Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Тема урока.

Слайд 1.

— Сегодня мы проводим урок – путешествие по творчеству ненецкого писателя Леонида Лапцуя «Песнь моя – моей земле». На уроке познакомимся с его стихами, в которых он описывает тундру, её жителей, их занятия. Путешествие будет интересным. В пути с нами будут наши верные помощники – знания.

Слайд 2.

III. Работа над новым материалом.

– Как вы думаете, о чём пишет каждый поэт? (О родине, о любви, о дружбе, о горестях.)

— Чтобы понять содержание стихов Лапцуя, надо знать биографию поэта.

1. — В течение нескольких уроков нам предстоит встреча с удивительным человеком – Леонидом Васильевичем Лапцуем. Перед вами портрет писателя. Обратите внимание на его полуулыбку, выражение глаз. «Глаза – зеркало души» — слышали такую пословицу? Душа поэта наполнена добротой, любовью к родному краю, к тундре. Леонид Лапцуй родился в Ямальской тундре. Его семья всё время кочевала. Мальчик познал тяжёлый труд рыбака, пастуха в оленеводческой бригаде, рабочего в геологической партии.

Думаю, нам интересно узнать, каким был путь мальчика из тундры к литературе, как он стал известным поэтом.

2. Работа с учебником.

— Прочитаем в учебнике о Леониде Васильевиче Лапцуе. (Чтение биографии поэта).

— Что вы запомнили из биографии Леонида Васильевича? Обсудите в группах. (Дети отвечают, учитель коротко дополняет).

— Посмотрите на даты жизни. Он прожил недолгий век, всего 50 лет, но оставил нам замечательные книги – и все они о нашем крае, о Ямале (показ книг).

— На чём нам удобнее отправиться в поездку?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

— Посмотрите, какой славный вертолёт ожидает нас.

— Обратим ещё раз внимание на тему урока: «Песнь моя – моей земле». Это слова из стихотворения Л.Лапцуя. Как вы понимаете эти слова? Земля — в каком смысле?

-. Начинаем наше путешествие.

Слайды 3 – 16.

— О чём же могут быть стихи Леонида Лапцуя?

— Он пишет о труде рыбаков, оленеводов, охотников, геологов. О красоте природы родного края. В творчестве Лапцуя, замечательного ямальского поэта, отразилась его горячая любовь к родному краю и его прекрасным людям. Тундра – это земля, на которой прошло его детство, юность, вся жизнь. Поэт много ездил по округу. Приезжал и в Самбург в 1974 году.

3. Работа с текстом по группам:

— лингвисты объясняют значение непонятных слов (работа со словарём);

— художники составляют устные словесные образы;

— артисты готовятся к художественному чтению

— Давайте послушаем стихотворение «За аргишом». (Наизусть читает подготовленный ученик).

— Как вы думаете, какое это стихотворение – грустное или радостное?

— А каково душевное состояние мальчика? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом (лечу я, песня моя, настоящий помощник отца, с детства дорог, труд непростой, я песню свою напеваю).

а) самостоятельное чтение;

б) словарная работа;

аргиш – нарты, сцепленные друг с другом, как вагоны;

ягель – мох, который едят олени;

стойбище – место, где живут ненцы – оленеводы;

хорей – палка для управления упряжки.

в) чтение стихотворения по абзацам.

— Слушаем стихотворение «Язык ненцев» (читает подготовленный ученик).

— Как вы думаете, о чём это стихотворение?

а) самостоятельное чтение;

б) словарная работа;

— Слушаем стихотворение «Лов на Оби». (читает учитель).

а) работа с текстом;

— О чём стихотворение?

— С чем сравниваются волны?

— Заставляет ли вас улыбаться это стихотворение? Почему?

б) работа по группам.

Слайд 18.

IV. Остановка «Весёлый привал». Физкультминутка.

Слайд 19.

— О каких ягодах пишет поэт?

Родное приволье

Средь лежбищ тумана,

Где кочки, как волны,

Как рябь океана,

Спускалось в ложбинку,

Под локтем – лукошко,

За алой, за винной,

Медовой (морошкой)

Слайд 20.

— О ком поэт сказал такие строки?

— Он учит, как понять неровный почерк

Лукавых лап пушистого песца,

Как по следам идти весь день без лени,

Потом, устав, заночевать в снегу,

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Кто является настоящим героем «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и почему?»

Как ставить чум, и как пасти оленей,

И как в пути одолевать пургу. (об отце)

Слайд 21.

— О ком идёт речь?

— Он утомительно и без страха

Лениво выкатывает язык,

Чтоб на него положили сахар.

И как тут

Полакомиться не дашь. (об олене)

V. Заключение.

— Продолжаем наш полёт. Возвращаемся в посёлок и подводим итог нашего путешествия.

— Творчество, какого поэта изучаем?

— О чём стихи Леонида Лапцуя?

— Леонид Лапцуй – это такой поэт, в творчестве которого каждый может найти что – нибудь для себя, для своей души. Даже одно и то же стихотворение каждый из нас воспринимает по — своему. Поэт хорошо знал и любил тундру. Его стихи объединены одной мыслью:

«Я жизни своей без тундры родимой

Представить никак не могу».

Его родина – тундра.

А что для вас родина?

VI. Домашнее задание

Слайд 22.

— Предлагаю выполнить творческое задание:

Напиши сочинение — миниатюру: «Моя родина – это…» или

Нарисуй иллюстрации к стихам поэта.

Наше путешествие по творчеству ненецкого писателя Леонида Лапцуя на сегодня закончилось.


Используемая литература:

  1. Северные родники: литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. – Сыктывкар, 1995 год, 423 с.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: