Урок литературы для 3 класса «М.М. Пришвин. Выскочка»



Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.


Буйвол О.А.

Тема: «М.М. Пришвин. Выскочка» 3 класс


Цели: развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока:

познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.

работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: портрет писателя, тестовые карточки, иллюстрации с изображением сороки и собаки, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора.


Ход урока

1. Организационный момент

Методический прием «Корзина понятий»

-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

-Какие ассоциации возникли? Слайд 1.

Составление «Кластера»:

М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк – сказка – разножанровый – художественные и документальные произведения – о детях – о природе – о Родине — вызывают чувства


-Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 2.


2. Проверка домашнего задания:

  • Пересказ (подробный) очерка «Моя Родина» от лица Природы. (Обговорить критерии для анализа пересказа – подробно сообщить от 1 лица). Подготовка во время теста.

  • Для всех учащихся — самостоятельная работа. Задание: заполнить тест. Слайд 3.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и

она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. И тогда, и теперь в находках была моя …

а) работа;

б) охота;

в) забота.

Проверка по образцу на экране. Слайд 4.

Ключ: в, в, а, б, б.

  • Рассказать наизусть отрывок из произведения (Обговорить критерии.)

Вывод Чем же для нас является природа? Что хотел передать М.М. Пришвин?

3. Метод «Чтение с пометами».

-Все ли знаете об этом человеке?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

V уже знал

+ — узнал новое

? – хочу узнать



а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

-Что узнали нового?

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.

Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» — писал Пришвин. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.

Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 6.

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.


4. Работа над новым материалом.

  • Методический прием «Предположение».


— Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина.

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки). Слайд 7.

Тема: о животных.

-Как бы Вы озаглавили?

-Что знаете об этих животных?

— Что может произойти в рассказе с таким названием?

-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)


  • Чтение учителем.

Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки).

Задание до чтения: (Слайд 8)

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: Что поразило?

3. О чем говорит заглавие?


Чтение 1 части с.126 перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)

Методический приём «Дерево предсказаний» — слайд 9

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

  • Что будет дальше?

  • Чем закончится текст?

  • Как могут развиваться события?

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

-У кого другой вариант?

Чтение 2 части с.128 конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) – 1, 2 ученика

— Что произойдет дальше?

Жужжащее чтение текста до конца.

5. После чтения рассказа. Мозговой штурм. Слайд 10.

-Совпали ли предположения?

— Какой это рассказ?

Что поразило?

Хотите узнать, как автор озаглавил текст? Открывается заголовок. Слайд 11.

-О чем говорит заглавие?

— А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Словарь: Слайд 12.

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).

-Почему автор назвал сороку Выскочкой?

-Почему она так поступила?


Лексическая работа:

— Как понимаете выражения? (затем толкование открыть) Слайд 12.

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

бдительность – синонимы: внимательность, настороженность (Словарь С.И.Ожегова)

Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.


6. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев)

-Проверим вашу внимательность.

Выбрать на слайде (13), какой литературный прием использует автор в произведении? (описание)

Прочитайте описание Вьюшки.

— Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

(Сравнение “…ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок”.)

— Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?

Как автор относится к Вьюшке? (С любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.)

-В каких словах выражено отношение автора?


Что вы узнали о Выскочке?

-Что о сороке думает автор? — А как к ней относится?

— Прочитайте следующий абзац. Шесть сорок и одна. Какой это прием? (противопоставление)

-Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.


— На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

— Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

Прочитайте.

-Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода». А можно ли в жизни применить?

-Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.

-Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

-Что они ей сказали?

-Попробуйте передать это настроение при чтении.

-А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?

-Какой же эпизод рассказа изобразил художник?

— Прочитайте описание сороки после этого случая

Соотнести черты характера с героями.

Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки.

-Как вы думаете, какое чувство испытала выскочка в конце рассказа? Почему?

— Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так?

7 .-Прочитайте слова М.Пришвина. Слайд 15.

«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин.

-Как понимаете?

Вывод:

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

Доказать текстом.

Итог: составление «синквейна». Слайд 16.

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)

Домашнее задание: с.126 – 128 подготовить рассказ о Вьюшке или Выскочке – слайд 17.



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом» 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: