УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА»


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА»

Автор: Ольга Михайловна Карушева, учитель русского языка и литературы

ГОУ лицей № 214 Центрального района Санкт-Петербурга


Класс поделен на 4 группы


Цель нашего урока – проследить, как связаны человек и природа, есть ли вообще такая связь. Работать мы будем в группах, а главное условие такой работы – всем вместе обсуждать вопросы, помогать друг другу и работать сообща.



«Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты». СЛАЙД

Эти слова известного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина станут эпиграфом к нашему уроку, потому что в них писать выразил свое понимание связи человека и природы.



Кончался миг, а может век,

А может дни, а может годы,

Так медленно рождался снег

Из этой ветреной погоды


Когда метель пошла кружить,

Никто из нас не мог решится,

Хотя бы и предположить,

Чем это действо завершится


Восток дымился и дымил

И мы растерянно глядели,

Как он творился этот миг

Мороза, солнца и метели.


А поутру однажды вдруг

Все кончилось и тихо стало

И все в округе и вокруг

Заискрилось и заблистало


И получился день такой,

Как будто это день творенья

И был той самою строкой

Известного стихотворенья.



Так изобразил зиму Юрий Левитанский, поэт XX века.

А теперь я предлагаю вам совершить небольшую прогулку по зимнему лесу и насладиться им. СЛАЙД


ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Хорошо было?



Теперь возьмите, пожалуйста, цветные карандаши, обсудите в группах, какими цветами можно раскрасить слово «зима», а затем раскрасьте каждую букву.



Дети раскрашивают


Выберите по одному представителю от группы, который покажет нам рисунок и расскажет, почему именно такие цвета выбраны для слова «зима».

Выступление представителей групп


Ребята, посмотрите внимательно и скажите, есть ли общие, повторяющиеся цвета в работах всех групп? Почему?

Ответ одного ученика (МЫ ВСЕ ЖИВЕМ В ПРИРОДЕ!)

Действительно, в представлении всех есть нечто общее – цветовая гамма, соответствующая зиме. А все потому, что мы с вами живем в природе, наблюдаем за ней и ощущаем свою связь с нею.



А теперь обратимся к фрагменту стихотворения Ивана Саввича Никитина, известного русского поэта XIX века. Откройте учебник на странице 298 и найдите стихотворение «Зимняя ночь в деревне». СЛАЙД Прочитайте, пожалуйста, его.

Зимняя ночь в деревне

Весело сияет Пусто, одиноко

Месяц над селом; Сонное село;

Белый снег сверкает Вьюгами глубоко

Синим огоньком. Избы занесло.


Месяца лучами Тишина немая

Божий храм облит; В улицах пустых,

Крест под облаками, И не слышно лая

Как свеча, горит. Псов сторожевых.







Чтение текста в группе.

Выступления представителей


Ребята, скажите, одинаково ли прозвучало стихотворение?

А как вы думаете, почему?



Перед нами лирическое произведение, а мы знаем, что лирика – это выражение чувств, настроения, переживаний поэта. Меняется ли настроение автора от строки к строке, от строфы к строфе?

Давайте мысленно разделим стихотворение на две части и посмотрим, с чем связано такое деление.

Ответ учащегося




Ответ учащегося (НАСТРОЕНИЕ!!!)


В первой части говорится о мире природы, во второй – о мире человека. Запишите на чистых листах, которые лежат пред вами, «Мир природы» и «Мир человека». СЛАЙД



Выпишите слова, словосочетания, при помощи которых автор создает настроение каждого из этих двух миров.


Прочитайте выписанные слова.


СЛАЙД





ПРОЧИТАТЬ СЛОВА НА СЛАЙДЕ!


Ребята, ничего ли я не забыла? Может быть, вы что-то добавите?



Давайте посмотрим, какое настроение царит в мире природы? Продолжите фразу: «Мир природы предстает…»

Ярким, цветным, пестрым, веселым, радостным и др.

А каким по настроению предстает мир человека?

Сонным, тихим, пустым и др.


Давайте задумаемся. Почему мир человека таков?

Зима – время, когда природа отдыхает. Снег на полях – невозможно работать. Человек тоже отдыхает, набирается сил к весне, когда будет не до сна, нужно будет много работать


Итак, скажите, пожалуйста, связаны ли мир природы и мир человека в представлении Ивана Саввича Никитина? СЛАЙД

Ответ ученика


Действительно, поэт показывает нам связь человека и природы. Никитин говорит нам, читателям, что человек живет по законам природы, подчиняется природным явлениям.



А теперь, ребята, я предлагаю вам не совсем обычное задание. Специально для этого я приготовила листы, на которых напечатан текст уже прочитанного вами отрывка из стихотворения. Раскрасьте, пожалуйста, строки этого произведения.

Раскрашивают

(УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ! ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ, ВЫПОЛНИТЕ ЭТУ РАБОТУ ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ. Какие цветовые ассоциации возникнут У ВАС?)


Скажите, пожалуйста, какие цвета вы использовали, выполняя задание?

Ответ 2-3 учеников


Ребята, скажите, а почему в стихотворении появляется желтый цвет?

Зачем автору понадобился образ свечи?

Свеча


Сравнивает крест со свечой


Все вы, наверняка, знаете, как называется художественный прием, который использовал поэт.

Сравнение

Давайте посмотрим, а есть ли еще какое-нибудь сравнение в первой части стихотворения.

«снег сверкает синим огоньком»


Обратите внимание, в этом случае сравнение найти было трудно, поскольку мы не видим привычных союзов «как, словно». Но задумаемся: можно ли сказать «снег сверкает как синий огонек»?



Ответ учащегося


Посмотрите внимательно. Оба сравнения связаны с двумя очень близкими, похожими образами. Какими?

Свеча, огонь


Свеча, огонь – это явления из мира человека, ведь они согревают в холодную погоду, освещают жилище, когда темно. Поэт, описывая природу, прибегает к знакомым каждому человеку образам свечи, огня.


Свежие документы:  Итоговый тест по литературе за курс 7 класса (УМК Г.И. Беленького)



Свеча, огонь – очень характерные для русской поэзии образы. Закройте глаза и представьте то, о чем я буду говорить: СЛАЙД

Мело, мело по всей земле Метель лепила на стекле

Во все пределы. Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе, Свеча горела на столе,

Свеча горела. Свеча горела.


Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

СЛАЙД



Ребята, а что вы представили?



А теперь вернемся к слову «зима», которое вы раскрашивали в начале урока. Приложите раскрашенное вами стихотворение к листу со словом «зима». Скажите, есть ли совпадения цвета?

Ответ учащихся


А как вы думаете, почему совпали ваши цвета слова «зима» с цветами, которые называет автор стихотворения?

Общие представления русского человека о зиме


Наши общие представления о русской зиме – это наша связь с природой.



Но русскую зиму можно выразить не только в стихах, но и в других видах искусства. СЛАЙД Посмотрите внимательно, может быть, кто-нибудь знает, как оно называется?

ЕСЛИ НЕ ЗНАЮТ: Я вас сейчас познакомлю. Это гжель



Сравните эти изображения с раскрашенным словом «зима», со стихотворением. Есть ли что-то общее между всеми изображениями?

Ответ учащегося

Как вы думаете, откуда черпали вдохновение мастера гжели?

Природа


Действительно, мастера-умельцы, создавая свои шедевры, наблюдали за природой. Кстати сказать, само появление этого народного промысла связано с чудесным открытием: в 1802 году была найдена очень светлая, почти белая глина близ местечка Гжель.

СЛАЙДЫ


Итак, давайте обобщим. СЛАЙД

Вернемся к эпиграфу. Назовите ключевые слова в высказывании Пришвина.

Природа, человеческие таланты


А теперь напишите, пожалуйста, как ВЫ поняли, в чем связь человека и природы.

Послушать нескольких учащихся


Ребята, а ведь сегодня на уроке раскрылись ВАШИ таланты. Вы и рисовали, и сочиняли, и выразительно читали стихотворение.



А вот как выразил связь природы и человека известный русский поэт Федор Иванович Тютчев.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…



Ребята, по очереди назовите мне одно слово, которое было самым главным для вас сегодня на уроке.

учащиеся по цепочке


ОБОБЩИТЬ



Спасибо за урок, ребята! Все вы сегодня очень хорошо работали.





Необходимые материалы:

Учителю: слово «ЗИМА» для раскрашивания, проектор, колонки, ноутбук, чистые А4, текст стихотворения на листах

Свежие документы:  Научно-исследовательская статья "Методика работы над выразительностью младших школьников"

Ученикам: цветные карандаши 12 цветов, ручка, карандаш

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: