УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА»
Автор: Ольга Михайловна Карушева, учитель русского языка и литературы
ГОУ лицей № 214 Центрального района Санкт-Петербурга
Класс поделен на 4 группы
Цель нашего урока – проследить, как связаны человек и природа, есть ли вообще такая связь. Работать мы будем в группах, а главное условие такой работы – всем вместе обсуждать вопросы, помогать друг другу и работать сообща. |
| ||
| «Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты». СЛАЙД Эти слова известного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина станут эпиграфом к нашему уроку, потому что в них писать выразил свое понимание связи человека и природы. |
| |
| Кончался миг, а может век, А может дни, а может годы, Так медленно рождался снег Из этой ветреной погоды
Когда метель пошла кружить, Никто из нас не мог решится, Хотя бы и предположить, Чем это действо завершится
Восток дымился и дымил И мы растерянно глядели, | Как он творился этот миг Мороза, солнца и метели.
А поутру однажды вдруг Все кончилось и тихо стало И все в округе и вокруг Заискрилось и заблистало
И получился день такой, Как будто это день творенья И был той самою строкой Известного стихотворенья. |
|
| Так изобразил зиму Юрий Левитанский, поэт XX века. А теперь я предлагаю вам совершить небольшую прогулку по зимнему лесу и насладиться им. СЛАЙД |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ | |
| Хорошо было? |
| |
| Теперь возьмите, пожалуйста, цветные карандаши, обсудите в группах, какими цветами можно раскрасить слово «зима», а затем раскрасьте каждую букву. |
Дети раскрашивают | |
| Выберите по одному представителю от группы, который покажет нам рисунок и расскажет, почему именно такие цвета выбраны для слова «зима». | Выступление представителей групп | |
| Ребята, посмотрите внимательно и скажите, есть ли общие, повторяющиеся цвета в работах всех групп? Почему? | Ответ одного ученика (МЫ ВСЕ ЖИВЕМ В ПРИРОДЕ!) | |
Действительно, в представлении всех есть нечто общее – цветовая гамма, соответствующая зиме. А все потому, что мы с вами живем в природе, наблюдаем за ней и ощущаем свою связь с нею. |
| ||
| А теперь обратимся к фрагменту стихотворения Ивана Саввича Никитина, известного русского поэта XIX века. Откройте учебник на странице 298 и найдите стихотворение «Зимняя ночь в деревне». СЛАЙД Прочитайте, пожалуйста, его. Зимняя ночь в деревне Весело сияет Пусто, одиноко Месяц над селом; Сонное село; Белый снег сверкает Вьюгами глубоко Синим огоньком. Избы занесло.
Месяца лучами Тишина немая Божий храм облит; В улицах пустых, Крест под облаками, И не слышно лая Как свеча, горит. Псов сторожевых. |
Чтение текста в группе. Выступления представителей | |
| Ребята, скажите, одинаково ли прозвучало стихотворение? А как вы думаете, почему? |
| |
| Перед нами лирическое произведение, а мы знаем, что лирика – это выражение чувств, настроения, переживаний поэта. Меняется ли настроение автора от строки к строке, от строфы к строфе? Давайте мысленно разделим стихотворение на две части и посмотрим, с чем связано такое деление. | Ответ учащегося
Ответ учащегося (НАСТРОЕНИЕ!!!) | |
| В первой части говорится о мире природы, во второй – о мире человека. Запишите на чистых листах, которые лежат пред вами, «Мир природы» и «Мир человека». СЛАЙД |
| |
| Выпишите слова, словосочетания, при помощи которых автор создает настроение каждого из этих двух миров.
Прочитайте выписанные слова.
СЛАЙД |
ПРОЧИТАТЬ СЛОВА НА СЛАЙДЕ! | |
| Ребята, ничего ли я не забыла? Может быть, вы что-то добавите? |
| |
| Давайте посмотрим, какое настроение царит в мире природы? Продолжите фразу: «Мир природы предстает…» | Ярким, цветным, пестрым, веселым, радостным и др. | |
А каким по настроению предстает мир человека? | Сонным, тихим, пустым и др. | ||
| Давайте задумаемся. Почему мир человека таков? | Зима – время, когда природа отдыхает. Снег на полях – невозможно работать. Человек тоже отдыхает, набирается сил к весне, когда будет не до сна, нужно будет много работать | |
| Итак, скажите, пожалуйста, связаны ли мир природы и мир человека в представлении Ивана Саввича Никитина? СЛАЙД | Ответ ученика | |
| Действительно, поэт показывает нам связь человека и природы. Никитин говорит нам, читателям, что человек живет по законам природы, подчиняется природным явлениям. |
| |
| А теперь, ребята, я предлагаю вам не совсем обычное задание. Специально для этого я приготовила листы, на которых напечатан текст уже прочитанного вами отрывка из стихотворения. Раскрасьте, пожалуйста, строки этого произведения. | Раскрашивают (УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ! ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ, ВЫПОЛНИТЕ ЭТУ РАБОТУ ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ. Какие цветовые ассоциации возникнут У ВАС?) | |
| Скажите, пожалуйста, какие цвета вы использовали, выполняя задание? | Ответ 2-3 учеников | |
| Ребята, скажите, а почему в стихотворении появляется желтый цвет? Зачем автору понадобился образ свечи? | Свеча
Сравнивает крест со свечой | |
| Все вы, наверняка, знаете, как называется художественный прием, который использовал поэт. | Сравнение | |
Давайте посмотрим, а есть ли еще какое-нибудь сравнение в первой части стихотворения. | «снег сверкает синим огоньком» | ||
| Обратите внимание, в этом случае сравнение найти было трудно, поскольку мы не видим привычных союзов «как, словно». Но задумаемся: можно ли сказать «снег сверкает как синий огонек»? |
Ответ учащегося | |
| Посмотрите внимательно. Оба сравнения связаны с двумя очень близкими, похожими образами. Какими? | Свеча, огонь | |
| Свеча, огонь – это явления из мира человека, ведь они согревают в холодную погоду, освещают жилище, когда темно. Поэт, описывая природу, прибегает к знакомым каждому человеку образам свечи, огня. |
|
Свеча, огонь – очень характерные для русской поэзии образы. Закройте глаза и представьте то, о чем я буду говорить: СЛАЙД Мело, мело по всей земле Метель лепила на стекле Во все пределы. Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела на столе, Свеча горела. Свеча горела.
Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. СЛАЙД |
| |
| Ребята, а что вы представили? |
|
| А теперь вернемся к слову «зима», которое вы раскрашивали в начале урока. Приложите раскрашенное вами стихотворение к листу со словом «зима». Скажите, есть ли совпадения цвета? | Ответ учащихся |
| А как вы думаете, почему совпали ваши цвета слова «зима» с цветами, которые называет автор стихотворения? | Общие представления русского человека о зиме |
| Наши общие представления о русской зиме – это наша связь с природой. |
|
| Но русскую зиму можно выразить не только в стихах, но и в других видах искусства. СЛАЙД Посмотрите внимательно, может быть, кто-нибудь знает, как оно называется? ЕСЛИ НЕ ЗНАЮТ: Я вас сейчас познакомлю. Это гжель |
|
| Сравните эти изображения с раскрашенным словом «зима», со стихотворением. Есть ли что-то общее между всеми изображениями? | Ответ учащегося |
Как вы думаете, откуда черпали вдохновение мастера гжели? | Природа | |
| Действительно, мастера-умельцы, создавая свои шедевры, наблюдали за природой. Кстати сказать, само появление этого народного промысла связано с чудесным открытием: в 1802 году была найдена очень светлая, почти белая глина близ местечка Гжель. | СЛАЙДЫ |
| Итак, давайте обобщим. СЛАЙД Вернемся к эпиграфу. Назовите ключевые слова в высказывании Пришвина. | Природа, человеческие таланты |
| А теперь напишите, пожалуйста, как ВЫ поняли, в чем связь человека и природы. | Послушать нескольких учащихся |
| Ребята, а ведь сегодня на уроке раскрылись ВАШИ таланты. Вы и рисовали, и сочиняли, и выразительно читали стихотворение. |
|
| А вот как выразил связь природы и человека известный русский поэт Федор Иванович Тютчев. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… |
|
| Ребята, по очереди назовите мне одно слово, которое было самым главным для вас сегодня на уроке. | учащиеся по цепочке |
| ОБОБЩИТЬ |
|
| Спасибо за урок, ребята! Все вы сегодня очень хорошо работали. |
|
Необходимые материалы:
Учителю: слово «ЗИМА» для раскрашивания, проектор, колонки, ноутбук, чистые А4, текст стихотворения на листах
Ученикам: цветные карандаши 12 цветов, ручка, карандаш